Виды деятельности требующие лицензирования в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды деятельности требующие лицензирования в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Кому нужно получать лицензию

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЛИЦЕНЗИАТАМИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НА 12 МЕСЯЦЕВ ПРОДЛЕВАЕТСЯ СРОК, ДО КОТОРОГО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОЙДЕНО ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ (ПЕРВИЧНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ) ЛИЦЕНЗИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

1. Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

2. Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

3. Производство лекарственных средств.

4. Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.

5. Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

6. Геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.

Читайте также:  Пособие для малоимущих семей в 2023 с 2 детьми Челябинск

7. Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приложение N 3
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2022 г. N 353

ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

1. Установить, что срок, до которого в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должны быть поданы заявки на получение комплексного экологического разрешения для объектов, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, переносится с 31 декабря 2022 г. на 31 декабря 2024 г.

2. Установить, что представление материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы не требуется в случае проведения повторной государственной экологической экспертизы в отношении объектов, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», за исключением проектной документации, предполагающей строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасных производственных объектов в составе объектов капитального строительства, содержащей решения по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению и (или) захоронению отходов.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Какая деятельность называется лицензируемой?

Лицензируемой называется деятельность, на осуществление которой требуется получить лицензию. Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право юридического лица или ИП вести определенный этим документом вид деятельности. Физическому лицу его не выдают. Кроме того, иногда закон ограничивает права ИП на занятие каким-либо из лицензируемых видов коммерческой деятельности, поэтому процедуру могут пройти только юридические лица.

По сути, это разрешение, подтверждающее, что вами соблюдены все условия, которыми государство ограничило некоторые виды бизнеса. Ограничения сделаны не случайно. Недостаточная квалификация персонала или отсутствие технических условий при осуществлении лицензируемой деятельности могут угрожать здоровью и жизни людей, окружающей среде, объектам культурного наследия и т. п.

🙅‍♂️ Деятельность, запрещенная для ИП

Для частных предпринимателей принципиально закрыты некоторые виды бизнеса, что связано либо с повышенной ответственностью при их ведении, либо с повышенными требованиями, которые ИП не сможет удовлетворить. Им нельзя заниматься:

  1. Деятельностью, для которой нужна лицензия, недоступная предпринимателям в силу прямого указания закона (например, лицензия на продажу алкоголя).
  2. Деятельностью, которая по закону может вестись исключительно юрлицами.
Читайте также:  Снятие запрета на регистрационные действия автомобиля новым собственником

Таким образом, вне интересов ИП находятся:

  • частные охранные предприятия;
  • производство и продажа алкогольной, лекарственной продукции;
  • ломбарды, страхование, инвестиционные фонды, пенсионные фонды;
  • авиаперевозки;
  • деятельность в сфере снабжения электрической энергией;
  • работа с товарами военного назначения и взрывчаткой;
  • услуги по трудоустройству граждан России за границей;
  • деятельность в области космонавтики.

ОКВЭД для регистрации юридических лиц и ИП.

Для регистрации юрлица или ИП нужен хотя бы один код вида экономической деятельности. Это обязательный элемент заявления о государственной регистрации:

  • Юридические лица заполняют заявление по форме Р11001, коды ОКВЭД указываются на листе «Ж» заявления,

  • Для регистрации предпринимателя заполняют заявление Р21001, под коды ОКВЭД выделен лист «А» данного заявления.

Если в заявлении не указано ни одного кода, налоговики откажут в регистрации юрлица или ИП. Если в бланке указано более одного кода, первый будет считаться основным, остальные коды будут считаться дополнительными. В выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП коды будут идти в таком порядке, каком их указали в заявлении о государственной регистрации.

Важный момент: в заявлениях Р11001 и Р21001 коды ОКВЭД должны состоять не менее чем из четырех символов. Например, компания собирается открыть кондитерский магазин. В заявлении о регистрации можно указать любой из кодов:

  • Код 47.24. Расшифровка — Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах;

  • Код 47.24.2. Расшифровка -Торговля розничная кондитерскими изделиями в специализированных магазинах;

  • Код 47.24.22. Расшифровка -Торговля розничная кондитерскими изделиями, включая шоколад, в специализированных магазинах.

Как код ОКВЭД влияет на частоту налоговых проверок.

Актуальный ОКВЭД в ЕРГЮЛ или ЕГРИП поможет снизить частоту налоговых проверок. Налоговики проводят анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности компании и сравнивают их с региональными и среднеотраслевыми значениями. Риск проверки повышается, если у компании слишком низкие показатели налоговой нагрузки. А низкая средняя зарплата может повлечь вызов на зарплатную комиссию.В помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС реализован специальный сервис, который позволяет:

  • Рассчитать налоговую нагрузку и среднюю зарплату,

  • Сравнить полученные результаты с контрольными значениями,

  • Оценить риск проведения налоговой проверки или вызова на зарплатную комиссию.

По каким кодам ОКВЭД получать лицензию

Это распространенный вопрос, но сформулирован он не совсем корректно. Непосредственно список лицензируемых видов деятельности 2020 по ОКВЭД составить не получится. Полного соответствия законодатели пока не обеспечили, но мы сделали справочную таблицу, в которой сопоставили перечень работ, подлежащих лицензированию, и кодов ОКВЭД. Полный справочник кодов ОКВЭД размещен на нашем сайте, для нахождения нужного кода воспользуйтесь функцией поиска.

Перечень лицензируемых видов деятельности утвержден Приказом ФНС России от 28.02.2008 № ММ-3-6/79@. В нем перечислены:

  • классификационные группы и подгруппы ВД;
  • конкретные работы и услуги, требующие специального разрешения;
  • в каких законах устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию;
  • какими ведомствами они регулируются.

Последний пункт позволяет узнать, где смотреть действительность документа. Зайти на сайт Росалкоголя, Роспотребнадзора или иного ведомства, ввести в поисковое поле ИНН организации и получить нужную информацию. Если лицензия на вид деятельности не действует, своевременно примите меры по ее повторному получению.

Законы, лицензирующие виды деятельности в России

Основной законодательный акт, который регулирует лицензирование деятельности в России и определяет, для каких видов деятельности нужна лицензия – Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В законе описаны цели и задачи лицензирования, приведен полный перечень лицензируемых видов деятельности, описан механизм ее получения. Он неоднократно редактировался, поэтому важно при обращении к Закону пользоваться последней редакцией.

Читайте также:  Льготы для военных пенсионеров по налогам на имущество и землю

В Постановлениях Правительства, Положениях и других законодательных актах подробно описаны отдельные виды деятельности требующие лицензии, например, медицинские услуги, деятельность по тушению пожаров и т.п.

Изменение формы лицензирования деятельности в России и замену выдачи бумажных лицензий на предоставление права заниматься ими, внесено законом № 478-ФЗ от 27.12.2019 года. Также законы о том, как отчитываться за лицензируемые виды деятельности есть во II части Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание

Согласно закону 99-ФЗ цель лицензирования – предотвратить нанесение ущерба: правам, интересам, жизни и здоровью людей, природе, культурному наследию, обороне и безопасности РФ.

Законодательство РФ и лицензируемые виды деятельности

Согласно действующему законодательству РФ о лицензировании лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории России необходимо получить лицензию в соответствии с требованиями Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При этом под лицензированием понимается использование правового механизма, предполагающее официальное признание за лицензиатом возможности и права организовывать конкретные работы путем выдачи специальных лицензий уполномоченными сотрудниками.

В соответствии с законодательством, можно выделить следующие цели:

– Предупреждение и профилактика нарушений прав и свобод каждого гражданина.

– Защита окружающей среды и природы.

– Охрана памятников истории, культуры, сюда же относятся предметы наследия народов РФ.

– Обеспечение обороны и внешней безопасности РФ, границ.

Отметим, что законодательство не допускает лицензировать иные виды деятельности в том случае, если хотя бы одна из указанных целей не преследуется.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *