Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли изменять существенные условия госконтракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Порядок и последствия изменения госконтракта
В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.
После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.
В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».
Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»
Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.
Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.
7 января 2022 г.
Обязательные условия контракта
Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:
- о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
- об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
- касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
- о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
- об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Уклонение от подписания контракта
Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик должен предложить это участнику, занявшему второе место.
Сначала составляется протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта, без указания причины. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.
Поставщик, занявший второе место, вправе выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. В случае согласия нужно сделать следующее:
- составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником;
- разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся;
- заключить контракт по стандартному порядку;
- в течение трёх рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.
Не разрешается менять условия контракта по п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, если он заключен в рамках проведения запроса котировок (Письма Минфина РФ от 01.12.2017 г. № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 г. № 24-03-07/73936).
В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).
Также нельзя корректировать следующие положения:
- Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
- Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
- Корректировка суммы договора более чем на 10 %.
По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?
Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.
Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.
Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.
У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:
- расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
- принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).
Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).
Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.
В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.
Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.
Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.
Изменение сроков контракта по 44-ФЗ
По общему правилу в рамках государственного контракта изменить срок выполнения работ невозможно. Вместе с тем, исключительные случаи, допускающие подобное действие, законом предусмотрены.
Так, стороны могут увеличить сроки по государственному контракту только при изменении значимых (существенных) обстоятельств. Под такими чаще всего понимается изменение финансирования бюджета, перенаправление бюджетных средств либо увеличение объемов поставки. Соответственно, срок контракта подлежит пересмотру пропорционально измененной цены договора исходя, например, из уменьшенного бюджета.
Процедура изменения сроков заключается в оформлении сторонами соответствующего дополнительного соглашения. При наличии названных обстоятельств возможно также принудительное изменение сроков контракта. Иными словами – поставщик вправе требовать в суде изменить сроки контракта, доказав наличие существенных изменений обстоятельств и отказа от заключения соответствующего доп.соглашения со стороны заказчика. Интересны также ситуации, когда требуется перемена заказчика по государственному контракту 44 ФЗ, иные спорные моменты, когда без профессиональной помощи адвоката просто не обойтись. Звоните, если и у Вас что-то подобное!!!
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.
Закон не предусматривает, каким образом должна проводиться проверка в конкретном случае.
Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию. А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам. Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.
Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.
Перечень существенных условий
В части 13 ст. 34 закона 44-ФЗ определены следующие существенные условия госконтракта:
- предмет закупки;
- фиксированная цена контракта;
- порядок и сроки расчетов с исполнителем;
- процедура приемки товара, работы или услуги;
- сроки предоставления исполнителем гарантийных обязательств;
- размер аванса (при наличии);
- положение о предоставлении налогового вычета или иных льготных условий исполнителю;
- ответственность сторон и гарантии.
К предмету закупки относят наименование товара, работы или услуги, которые требуется доставить или выполнить для заказчика, а также параметры и технические характеристики, позволяющие однозначно определить предмет закупки по классификации ОКВД-2.
Например, если предметом закупки является товар, то приводятся его наименование, размеры, материал изготовления и т. д. Для работ приводится перечень с описанием требуемого результата.
При описании порядка и сроков оплаты важно учитывать, что срок перечисления средств исполнителю не может быть более 30 дней со дня подписания акта приемки. Если предметом закупки являются работы, прием которых разбит на несколько этапов, то размер аванса для каждого этапа нужно также указывать в контракте.
Условия предоставления исполнителю налогового вычета и иных льгот описывается, если исполнитель имеет право на такие льготы, например, являясь представителем малого бизнеса или выполняя социально значимый заказ.
К условиям об ответственности и гарантиях сторон относят:
- порядок выплаты неустойки при нарушении сторонами условий контракта;
- условия и сроки возврата обеспечения заявки;
- сведения о привлечении субподрядчиков, цена услуг которых превышает 10% цены контракта;
- порядок соблюдения прав третьих лиц и гарантии при их нарушении.
Важнейшим условием контракта также является обязательство сторон соблюдать действующее законодательство.
Что относится к существенным условиям
К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в контракт в силу прямого указания закона.
В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.
В ст. 34 44-ФЗ указано, что в госконтракте обязательно отражают такие условия:
- порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
- цену;
- итоговую цену каждого этапа;
- ответственность заказчика и поставщика;
- порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
- уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
- обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
- порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
- предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.
В 2021 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе №385-ФЗ от 08.12.2020, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.
Нормативные положения
Существенные условия могут прямо устанавливаться в законе. В частности, определены они для соглашения о реализации товара в кредит с предоставлением рассрочки, о продаже жилого помещения, передаче движимого объекта или денег под выплату ренты и пр. Вместе с этим в нормах могут отсутствовать указания на обязательность включения в договор существенных условий. Например, отсутствуют положения относительно цены недвижимости при продаже. При этом нормы ГК не называют цену объекта существенным условием договора. Тем не менее, если указание на нее не присутствует в документе, он считается недействительным. В ст. 555 ГК предусматривается, что в договоре купли-продажи должна определяться стоимость объекта. Если она в соглашении отсутствует, то оно считается не подписанным.
Энциклопедия решений. Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ
Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ
Перемена лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником контрагента по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В целях соблюдения запрета, вытекающего из приведенной нормы, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дан конкретный перечень форм реорганизации юридического лица, при которых возможна перемена контрагента по контракту, хотя закон предусматривает и иные формы реорганизации – разделение и выделение (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Полагаем, это связано с тем, что при преобразовании, слиянии, присоединении к вновь возникшему или реорганизованному юридическому лицу переходят все права и обязанности прежде существовавшего (существовавших) юридического лица в полном объеме (п.п. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ). А при разделении и выделении к вновь создаваемым юридическим лицам переходит часть прав, определяемая передаточным актом (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), что порождает возможность споров по вопросу о том, кому же перешли права и обязанности по конкретному договору (контракту). В любом случае, перечень форм реорганизации, данный в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует считать исчерпывающим, а потому перемена контрагента при его реорганизации в форме разделения или выделения невозможна. Если заказчику поступает предложение от контрагента о перемене лица на его стороне ввиду проведения им реорганизации в форме разделения или выделения, заказчик может только требовать расторжения контракта и провести новую закупку. Применительно к реорганизации контрагента путем разделения аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2852.
Что относится к существенным условиям
С существенным условиям относятся положения, которые обязательно должны быть в контракте в силу прямого указания закона.
В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В ст. 34 44-ФЗ в контракте обязательно нужно отразить такие условия:
- порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
- цена контракта;
- итоговая цена каждого этапа;
- ответственность заказчика и поставщика;
- порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
- уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы должен уплатить заказчик;
- обеспечение исполнения контракта и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
- порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
- предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию.
В 2022 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.
Как изменить госконтракты на строительные работы
С 01.07.2019 в 44-ФЗ появились новые основания для изменения существенных условий в госконтрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Собрали новые основания в таблицу.
Что меняется | Условия | Норма закона |
---|---|---|
Любые существенные условия госконтракта. | При соблюдении следующих условий:
Чтобы изменить условия, нужно письменно обосновать решение. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации. |
П. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ. |
Объем или виды выполняемых работ. | Предел корректировок цены — 10% в сторону увеличения или уменьшения. Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика. | Пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ. |
Срок исполнения контракта. | Изменять можно один раз, новый срок не должен быть больше первоначального.
Контракт не исполняется по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Если виноват подрядчик, ему придется сначала оплатить неустойку (штрафы, пени) и предоставить обеспечение исполнения госконтракта на новый срок. Срок действия банковской гарантии, которая предоставлены в качестве такого обеспечения, должна не менее чем на месяц превышать измененный срок исполнения госконтракта. Это указано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. |
П. 9 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ. |