Постановка и снятие с налогового учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка и снятие с налогового учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Правовые основы налогового контроля установлены гл. 14 НК РФ. Налоговый контроль — это вид государственного финансового контроля. Налоговый контроль является институтом такой подотрасли финансового права, как налоговое право. Он реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов. Основу этой деятельности составляют конкретные приемы, средства или способы.

Порядок проведения налогового учета организаций и физических лиц

Порядок проведения налогового учета — это установленная на­логовым законодательством последовательность действий налого­вых органов по осуществлению регистрации, перерегистрации или снятия с регистрации лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых органов по ведению Единого государственного реестра налогопла­тельщиков.

Порядок проведения налогового учета включает:

1) порядок постановки на налоговый учет;

2) порядок налогового переучета;

3) порядок снятия с налогового учета.

Порядок проведения налогового учета включает в себя опреде­ление места осуществления налогового учета; сроков осуществле­ния налогового учета; перечня и форм документов, представляе­мых для налогового учета; прав, обязанностей и последователь­ности действий уполномоченных органов и лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету.

Постановка организации, по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, предпринимателя и физического лица по месту жительства (Теперь 10-ти дневного срока для подачи заявления и обязательность самого заявления не предусмотрено)

Постановка организации на налоговый учет сейчас производится одновременно с государственной регистрацией организации в качестве юридического лица. Для отдельных видов ор­ганизаций предусмотрен специальный порядок государственной регистрации.

Например, государственная регистрация банков и иных кредитных организаций предусмотрена Федеральным зако­ном «О банках и банковской деятель­ности» осуществляется налоговыми органами на основании решения Банка России.

Налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица при его создании и предпринимателя (далее — государственная регистрация), осуществляет постановку юридического лица предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.

Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.

Организации или индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий государственный реестр.

Организациям, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указанный документ выдается (направляется) не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Организациям или индивидуальным предпринимателям, изменившим место нахождения или место жительства, налоговый орган которых по новому месту нахождения или месту жительства не совпадает с прежним налоговым органом, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в соответствующие государственные реестры.

Организациям, прекратившим деятельность в результате реорганизации в форме слияния и присоединения, налоговый орган которых по месту нахождения не совпадает с налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию прекращения деятельности, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по месту нахождения прекратившей деятельность организации не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц приравняных к предпринимателям, или не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

В этих случаях, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Постановка организации на налоговый учет по месту нахождения ее обособленных подразделений (кроме филиалов и представительств)

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения (кроме филиалов и представительств), обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сообщение о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в тече­ние 1 месяца после создания обо­собленного подразделения.

Кроме того, ст. 23 НК РФ предусмат­ривает обязанность организации-налогоплательщика сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделени­ях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликви­дации.

Однако при исчислении указанных сроков возникает про­блема определения дня создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения. Создание или ликвидация обособленного подразделения организации должны отражаться в учре­дительных документах юридического лица (см. ст. 55 ГК РФ), поэтому в данном случае день создания или ликвидации можно определить по регистрации учреди­тельных документов или их изменений.

В целях налогообложе­ния, как уже было указано1, под обособленным подразделением понимаются не только филиалы и представительства, но и стаци­онарные рабочие места, созданные на срок более 1 месяца, незави­симо от того, отражено или нет создание подобных рабочих мест в учредительных документах организации (см. ст. 11 НК РФ). Для такого рода обособленных подразделений день их создания или ликвидации может быть вообще документально не зафиксирован, в связи с чем возникает неопределенность при исчислении уста­новленных сроков постановки на налоговый учет.

Оформление результатов налоговых проверок

В течение 2 месяцев со дня составления справки уполномоченными должностными лицами налоговых органов оформляется акт выездной налоговой проверки. Если по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами были выявлены факты отклонения цены сделки от рыночной, которые привели к занижению суммы налога либо завышению суммы убытка, то в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке также составляется акт проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт должен быть составлен в течение 3 месяцев со дня составления справки.

Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка или его представителем. Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются: дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки) или дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки); перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; период, за который проведена проверка; наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; даты начала и окончания налоговой проверки; адрес места нахождения организации или места жительства физического лица; сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающих ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Форма акта устанавливаются ФНС России. Акт налоговой проверки в указанные в п. 5 ст. 100 НК РФ сроки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с изложенными в акте налоговой проверки фактами, а также с выводами и предложениями в течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик также вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом или его представителем письменные возражения по такому акту должны быть рассмотрены руководителем проводившего проверку налогового органа или его заместителем в течение 10 дней после истечения месячного срока, установленного для предоставления этого письменного возражения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Этап рассмотрения материалов налоговой проверки будет иметь место только в том случае, если в акте налоговой проверки был отражен факт налогового правонарушения и (или) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, представило письменные возражения по акту.

Читайте также:  Недобросовестная конкуренция: как с ней бороться?

Руководитель налогового органа или его заместитель в обязательном порядке извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка. Данное лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также может подать заявление об ознакомлении с материалами дела.

Если налогоплательщика или его представителя надлежащим образом известили о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то его неявка не является препятствием для рассмотрения названных материалов в его отсутствие, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем или заместителем руководителя налогового органа обязательным для рассмотрения.

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отм��ны вышестоящим налоговым органом или судом решения, выносимого по итогам такого рассмотрения, т.е. необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения.

Постановка на налоговый учет при создании ОП

НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.

Таблица 2

Обособленное подразделение (ОП)

Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Ст. 11 НК РФ

Рабочее место

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С. 209 ТК РФ

Филиал (Ф)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

С. 55 ГК РФ

Представительство (П)

Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Ст. 55 ГК РФ

Учет налогоплательщиков в налоговых органах

Важно! Под учетом организаций и физлиц в налоговом органе понимают регистрацию налогоплательщиков, целью которой является сбор сведений, требуемых для налогового контроля. Информация о каждом налогоплательщике включается в Единый госреестр налогоплательщиков.

В соответствии с НК РФ, налоговому учету подлежат:

  • организации, которые имеют статус юрлица, а также индивидуальные предприниматели;
  • организации, которые имеют обособленные подразделения;
  • физлица, не являющиеся ИП, если существуют обстоятельства по возникновению обязанностей по уплате налога;
  • налогоплательщики, в собственности которых есть недвижимость или ТС.

Место нахождение имущества для целей учета

Важно! Для того, чтобы осуществить постановку на налоговый учет имущества, необходимо определиться с местом его нахождения.

Имущество Место нахождение для целей налогового учета
Морские, речные и воздушные ТС Место нахождение собственника
Иные ТС Место прописки или место госрегистрации, а если их нет, то место жительство собственника
Иное недвижимое имущество Место нахождения имущества

После постановки на учет в налоговой налогоплательщику будет выдано соответствующее свидетельство или уведомление. При этом каждому налогоплательщику будет присвоен единый номер, который действует на территории РФ по всем видам налога. Это идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который является персональным для лица.

Особенности учета предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года

В распоряжении таких предпринимателей осталось чуть больше трех месяцев, чтобы подать в налоговую инспекцию по месту жительства документы, предусмотренные ст.3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». И если они не представят документы до 1 января 2005 г., их регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратит силу. Если же предприниматели, не прошедшие государственную регистрацию, продолжат деятельность, она будет считаться незаконной. Кроме того, гражданин может быть привлечен к ответственности — вплоть до уголовной по ст.171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.

Предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 г., должен подать в налоговый орган заявление о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. К заявлению надо приложить копии документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Копии должны быть нотариально заверены. Если предприниматель одновременно с копией представит документ в подлиннике, нотариальное заверение копии не требуется. Подлинник документа возвращается предпринимателю.

Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории РФ (получение ИНН)

Сервис предназначен для направления в электронном виде заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе (далее – Заявление) с целью получения Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (далее — Свидетельство) в виде бумажного документа при личном однократном посещении выбранного заявителем налогового органа.

ИНН физического лица
ИНН — идентификационный номер налогоплательщика. Он присваивается один раз, используется на всей территории РФ и не меняется, даже если налогоплательщик меняет место жительства, фамилию и другие паспортные данные. При желании в любой налоговой инспекции можно получить Свидетельство о постановке на учет физического лица.

Постановка на налоговый учет физического лица сроки

Согласно статье 84 НК РФ определяется порядок постановки на учет и снятия с учета физических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика.

Постановка на учет физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

[2]

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

[3]

· фамилия, имя, отчество;

· дата и место рождения;

· данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

· данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

Несовершеннолетним (до 14 лет)

Только это далеко не все случаи постановки на налоговый учет. Сейчас данное свидетельство граждане стараются получить как можно раньше. Вышеперечисленный алгоритм действий — это постановка на учет обычного налогоплательщика, который достиг возраста 14 лет. Как быть, если речь идет о малолетних гражданах страны? У них тоже есть возможность получения ИНН. Только перечень документов незначительно увеличится. Придется принести:

  • заявление от лица одного из родителей на выдачу ИНН;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • удостоверения личности родителя-заявителя;
  • свидетельство о регистрации по месту жительства (прописка).

Право, а не обязанность

Обычным гражданам не обязательно регистрировать номер. Поэтому физическое лицо может не указывать ИНН в налоговых декларациях, заявлениях или иных документах в адрес органов ФНС. Но в этом случае оно обязано указать все свои персональные данные, которые указывают при постановке на налоговый учет.

Законодательство не принуждает физических лиц получать ИНН. Таким образом, обычный человек самостоятельно распоряжается своим правом иметь налоговую идентификацию или обходиться без нее. Требование указывать идентификационный номер в декларациях или в заявлениях по налогообложению — незаконно. Правда, при таком варианте гражданин обязан внести всю персональную информацию, которая требуется при регистрации в качестве налогоплательщика.

В свете вышеизложенного становится очевидно, что рациональнее указать эти данные лишь однажды — то есть, когда вы обращаетесь в налоговую инспекцию для постановки на учет физического лица (с присвоением ИНН). К такому заявлению нужен только ваш паспорт. До истечения 5 рабочих дней вы получите один номер (тот самый ИНН) для всех взаимоотношений с фискальной системой государства. ИНН заменяет персональные данные налогоплательщика почти во всех формах и бумагах по налогообложению. В документах от налоговых органах к плательщику — всегда без исключений.

В реальности дело обстоит еще проще. Гражданину, который хоть раз заплатил какой-либо налог или получил соц. поддержку из бюджетных фондов, местная налоговая инспекция самостоятельно присваивает идентификационный номер. Делается это в момент постановки его на учет, как лица, начавшего взаимодействие с государством в лице налоговых органов. Происходит процесс благодаря информации, поступившей из отдела ЗАГС, госавтоинспекции, паспортного стола и прочих регистрирующих ведомств. Полный их перечень закреплен в статье 85 НК РФ.

В подавляющем большинстве, наши граждане хотя бы однажды платили какой-либо налог. А тот, кто платил, идентификационный номер уже имеет, и нужно лишь узнать свой ИНН. Получить такую информацию можно по множеству каналов. Проще, удобнее и быстрее всего сделать это на сайте ФНС (ссылка в конце статьи).

Комментарий к статье 84 НК РФ

Комментируемая статья находится в смысловой связи с положениями статьи 83 НК РФ и определяет порядок постановки на налоговый учет и снятия с него.

Вопросы, связанные с конкретной процедурой постановки на учет, подробно регламентированы в Порядке постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденном Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Следует обратить внимание, что с 02.09.2010 порядок постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения упростился.

Ранее, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, предусматривался единый порядок постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения как в отношении филиалов и представительств, так и в отношении иных обособленных подразделений.

Читайте также:  Налоги на автомобиль для пенсионеров в 2023 году

Организация, не состоящая на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение, должна была в месячный срок подать заявление о постановке ее на учет по месту создания обособленного подразделения. К заявлению нужно было приложить копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, заверенных в установленном порядке.

Теперь организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения о создании на территории РФ только таких обособленных подразделений, которые не являются филиалом или представительством, в течение одного месяца со дня их создания. При этом с 02.09.2010 такие сообщения могут не только направляться по почте заказным письмом, но и передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Как разъяснено в Письме Управления ФНС России по г.Москве от 28.08.2012 N 16-15/080197@, в связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, статья 84 НК РФ предусматривает проведение процедур снятия с учета и постановки на учет организации в случаях изменения места нахождения ее обособленного подразделения.

В случае изменения места постановки организации на налоговый учет по месту нового места нахождения обособленного подразделения налогоплательщик должен исполнить возложенную на него НК РФ обязанность об уведомлении налоговых органов о такой смене.

Уведомление налогоплательщика является основанием для передачи карточки «РСБ» обособленного подразделения в инспекцию по его новому месту нахождения.

Поскольку при изменении места нахождения обособленного подразделения деятельность организации через это обособленное подразделение не прекращается, то, соответственно, налоговые декларации по налогу на прибыль продолжают составляться по этому обособленному подразделению нарастающим итогом с начала года. Налоговые декларации за истекший отчетный период, не представленные до изменения места нахождения обособленного подразделения в налоговый орган по месту прежнего нахождения обособленного подразделения, и налоговые декларации за последующие отчетные (налоговый) периоды подлежат представлению в налоговый орган по новому месту нахождения обособленного подразделения.

Уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации после изменения места нахождения должна быть продолжена по месту нахождения обособленного подразделения по новому адресу.

В Письмах ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 и Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/53 указано, что, по общему правилу, постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.

В случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства.

Указанная позиция выражена в Определении ВАС РФ от 09.04.2012 N ВАС-3753/12.

Следует учитывать, что НК РФ не содержит обязательных требований к нотариальному заверению заявлений о снятии с учета налогоплательщика — индивидуального предпринимателя в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности.

На это обращено внимание в Письме Минэкономразвития России от 18.10.2010 N Д05-3722.

Статья 84 НК РФ регламентирует также идентификационный номер налогоплательщика.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика».

Здесь следует учитывать, что, по мнению Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенному в Постановлении от 06.12.2012 N 09АП-34880/2012, ИНН является одной из форм налогового контроля, и наличие ИНН в гражданско-правовых документах, например, в отчетах агентов, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

В Письме Управления ФНС России по г.Москве от 15.12.2011 N 20-14/4/121710@ отмечено, что идентификационный номер налогоплательщика при изменении места жительства физического лица, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется.

Необходимо отметить, что определение того, является ли ИНН контрагента действительным, относится к важнейшим действиям, которые должен совершить каждый налогоплательщик, вступая в договорные отношения.

Как отметил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.10.2011 N 10095/11, в Едином государственном реестре юридических лиц юридические лица с ИНН, которые были указаны в представленных предпринимателем документах, отсутствуют. Данные ИНН ввиду несоответствия содержащихся в них контрольных чисел числам, определяемым с помощью специального алгоритма расчета, в принципе не могли быть присвоены какому-либо юридическому лицу. Из изложенных обстоятельств следует, что в документах, представленных предпринимателем в подтверждение спорных хозяйственных операций, содержались сведения о несуществующих юридических лицах (контрагентах).

Вступая в обязательственные правоотношения по поставке товаров, предприниматель не удостоверился в правоспособности юридических лиц и в государственной регистрации этих организаций в качестве юридического лица; не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Предприниматель не предпринял указанных мер и на стадии исполнения сделки, осуществляя оплату приобретаемых товаров наличными денежными средствами.

Следовательно, предприниматель действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).

Представленные предпринимателем документы, оформленные от имени несуществующих юридических лиц, не могут служить основанием для учета расходов и принятия налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем выводы о наличии оснований для учета предпринимателем расходов на приобретение товаров у хозяйственных обществ являются необоснованными.

Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя

Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.

Что делать в случае утраты свидетельства ИНН? Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 повторная выдача свидетельства при его утрате стоит 200 рублей, а срочная 400 рублей.

Для получения документа организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения:

  1. Заявление о повторной выдаче в связи с утратой;
  2. Квитанцию об уплате 200 (400) рублей.

Срок предоставления не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

И в заключение, несколько слов об электронном обмене документами по постановке и снятию с учета. Если организации или физические лица желают получить свидетельства или уведомления в электронном виде, то им нужно направить в инспекцию запрос по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

1.1. В настоящем Порядке используются следующие понятия, определенные в соответствующих статьях Кодекса:

  • идентификационный номер налогоплательщика (абзац 1 пункта 7 статьи 84 Кодекса) — единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации номер, присваиваемый каждому налогоплательщику;
  • налогоплательщики и плательщики сборов (абзац 1 статьи 19 Кодекса) — организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
  • организации (абзац 2 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
  • физические лица (абзац 3 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • индивидуальные предприниматели (абзац 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (абзац 13 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков;
  • место нахождения обособленного подразделения российской организации (абзац 16 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;
  • место жительства физического лица (абзац 17 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает;
  • обособленное подразделение организации (абзац 18 пункта 2 статьи 11 Кодекса) — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;
  • налоговые агенты (пункт 1 статьи 24 Кодекса) — лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  • налоговые органы (пункт 3 статьи 9 Кодекса) — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;
  • место нахождения имущества (абзац 3 пункта 5 статьи 83 Кодекса):
    • для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;
    • для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 Кодекса, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
    • для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;
  • органы, перечисленные в статье 85 Кодекса, обязанные сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующую информацию:
    • органы, осуществляющие регистрацию организаций (пункт 1), — о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях;
    • органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (абзац 1 пункта 2), — о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
    • органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам (абзац 2 пункта 2), — о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы;
    • органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (пункт 3), — о фактах регистрации;
    • органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния (пункт 3), — о фактах рождения и смерти физических лиц;
    • органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения (пункт 4), — о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах;
    • органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (пункт 5), — об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных ��есовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом;
    • органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (пункт 6), — о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
    • органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (пункт 7), — о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения;
  • сведения, составляющие налоговую тайну (пункт 1 статьи 102 Кодекса), — любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
    • разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
    • об идентификационном номере налогоплательщика;
    • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
    • предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Читайте также:  Узаконтьб второй этаж в 2023 году

1.2. Иные понятия, используемые в настоящем Порядке (юридические лица, место нахождения юридического лица, филиал, представительство юридического лица, регистрация, реорганизация, ликвидация, документ, удостоверяющий личность, и т.п.), применяются в соответствии с законодательством.

Понятие рабочее место применяется в значении, используемом в Федеральном законе от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702):

  • рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

3.1. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом

  • организации — при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения;
  • физическому лицу по месту жительства:
  • физическому лицу — налогоплательщику — при постановке на учет в налоговом органе;
  • физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком, т.е. не имеющему обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, — при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган в соответствии с нормами пунктов 3 и 5 статьи 85 Кодекса.

3.2. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации — налогоплательщика осуществляется на основании заявления о постановке на учет, одновременно с которым представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.

3.3. Постановка на учет организации — налогового агента, не учтенной в качестве налогоплательщика, осуществляется в налоговом органе по месту ее нахождения в порядке, предусмотренном главой 14 Кодекса для организаций — налогоплательщиков.

3.4. Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя осуществляется на основании заявления о постановке на учет, одновременно с которым представляется свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копия лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

3.5. Постановка на учет в налоговом органе налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется на основе документированной информации, представляемой органами, перечисленными в:

  • пунктах 4, 6, 7 статьи 85 Кодекса;
  • пунктах 3 и 5 статьи 85 Кодекса при наличии поступившей в налоговый орган от других источников в соответствии с законодательством документированной информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы.

3.6. Учет сведений о физическом лице, не являющемся налогоплательщиком (т.е. при отсутствии в налоговом органе документированной информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы), осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основе документированной информации, представляемой в обязательном порядке налоговому органу перечисленными в пунктах 3 и 5 статьи 85 Кодекса органами.

3.7. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации при постановке на учет:

  • по месту нахождения при постановке на учет вновь созданной организации одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика или при изменении места нахождения организации в налоговом органе по новому месту нахождения организации на основании заявления о постановке на учет, а также представляемых в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих изменение места нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений:

    на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представляемых в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации, ее учредительных документов и при их наличии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, распоряжения (приказа) о создании, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения), и документов, подтверждающих обязанность обособленного подразделения исполнять обязанность организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений.

    При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, допускается постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на основании заявления и копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и ее учредительных документов.

    В соответствии с положением абзаца 4 пункта 2 статьи 23 Кодекса организация обязана письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

  • по месту нахождения недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских и речных судов) на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представляемых в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации, свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и (или) документов, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594) являются основанием для государственной регистрации прав, их ограничения (обременения) на объекты недвижимости (в том ��исле на сооружения) в зависимости от способа его приобретения (в порядке наследования, приватизации, совершения гражданско — правовой сделки, в результате возведения (строительства) объекта и т.д.), а именно:
    • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
    • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
    • свидетельства о праве на наследство;
    • вступившие в законную силу судебные решения;
    • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
    • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • по месту нахождения транспортных средств (в том числе морских, речных и воздушных транспортных средств) на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представляемых в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации и документов:
    • перечисленных в пункте 1.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции (Приложение № 1 к Приказу МВД России от 26.11.96 № 624, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, № 2, № 15; 1998, № 21; 1999, № 10, № 18, № 19; зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.96 № 1223), а именно: свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств;
    • перечисленных в пунктах 5 и 6 Правил регистрации судов, эксплуатируемых на внутренних судоходных путях Российской Федерации (приложение к Приказу Минтранса России от 05.03.93 № 18, «Российские вести», 1993, № 57; зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.03.93 № 178), а именно: документ, подтверждающий право собственности на судно, заверенный нотариусом, судовое свидетельство, удостоверяющее право плавания судна под флагом Российской Федерации и подтверждающее право собственности;
    • перечисленных в пункте 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (от 30.04.99 № 81-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207), а именно: свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельство о праве собственности на судно;
    • перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации (от 19.03.97 № 60-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483), а именно: сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *