Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Раньше в состав рабочей комиссии по легализации объектов налогообложения включали сотрудников и начальников разных отделов инспекции. Сейчас рабочие группы формируют по тому же принципу. В совещательный орган входят работники и руководители структурных подразделений территориальной инспекции ФНС.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».

Получить приглашение на комиссию может любая компания. И совсем не обязательно, что на заседании налоговики потребуют доплатить налоги или взносы. Возможно, инспекторы просто предупредят представителей организации о рисках работы с одним из контрагентов (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2019 по делу № А33-3112/2019).

Тем не менее есть компании, шансы которых получить «пригласительный» наиболее высоки (они перечислены в Письме ФНС России). В зоне риска те, у кого:

  • есть недоимка по НДФЛ или взносам;
  • отчисления по НДФЛ за год уменьшились на 10%;
  • отчисления по взносам за год снизились, но количество работников не изменилось;
  • количество работников за год уменьшилось на 30%;
  • зарплата ниже…

Что делать, если вызовут на заседания

Если не знаете, что говорить комиссии по легализации налоговой базы, заранее подготовьте пояснения и ответы на вопросы, которые задала инспекция в уведомлении. Возьмите с собой копии документов, которые подтверждают вашу позицию.

Обязательно продумайте, кто представит организацию на заседании. Направьте ответственного сотрудника, который знает ситуацию и грамотно ответит на вопросы инспектора — бухгалтера, главбуха, экономиста или юриста. А если речь идет о зарплате и трудоустройстве, отправьте вместе с бухгалтером специалиста по кадрам.

Основная задача налогоплательщика на заседании — показать комиссии по легализации доходов в налоговой (рабочей группе по налогам и сборам), что все его действия законны, а показатели финансово-хозяйственной деятельности обоснованны. К примеру, если вызвали на встречу по занижению налогооблагаемой базы, докажите, что это не экономия на налогах, а стремление к получению прибыли. А маленькая зарплата сотрудников вызвана объективными причинами, МРОТ не ниже регионального значения, и работников все устраивает. Покажите, что корректная налоговая политика вашей компании позволяет конкурировать с другими организациями.

Зарплату ниже среднеотраслевого показателя в регионе тоже получится обосновать, например, если некоторые работники трудоустроены не на полную ставку, а на полставки. Но только если это в действительности так, и вы сможете подтвердить свое утверждение документами. После окончания заседания рабочая группа составит протокол и примет решение по налогоплательщику.

Оценим серьёзность доказательств инспекции (у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).

Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку (это самый плохой вариант).

Посоветуем, что лучше делать: платить или бодаться, доказывая реальность контрагента

Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.

О РАБОТЕ КОМИССИИ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И БАЗЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Федеральная налоговая служба в целях усиления аналитической составляющей в работе комиссий по легализации налоговой базы (далее — комиссии), сообщает следующее.

Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

Читайте также:  Нужно ли сдавать историю после 9 класса для поступления на юриста?

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее — плательщики) НДФЛ и страховых взносов.

Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

— отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

— выплаты «теневой» заработной платы;

— несвоевременного перечисления НДФЛ;

— несвоевременного перечисления страховых взносов;

— выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

— выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

Работа комиссий по легализации налоговой базы организуется в рамках:

а) межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления;

б) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации.

Комиссия осуществляет свою работу на основании межведомственного локального акта, утверждающего состав комиссии.

В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений налоговых органов, выполняющих следующие функции:

— проведение камеральных налоговых проверок;

— проведение выездных налоговых проверок;

— проведение предпроверочного анализа;

— принятие мер по урегулированию задолженности.

В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а также Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

В состав комиссии также включаются представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Налоговый орган, при наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

— отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;

— проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;

— направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям;

— подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

— рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;

— мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;

— подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Для Управлений ФНС России по субъектам (далее — Управления), находящихся на двухуровневой системе налогового администрирования в соответствии с приказом Минфина России от 03.10.2016 N 171н «О внесении изменений в приложение N 3 и 4 к Приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы», полномочия нижестоящего налогового органа в целях применения настоящего письма осуществляются соответствующим структурным подразделением Управления, ответственным за проведение камеральных налоговых проверок.

ОТБОР ПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ЧЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ РАССМОТРЕНИЮ

НА КОМИССИЯХ

Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

— Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 Лист В декл. 3-НДФЛ).

— Налогоплательщики — налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ):

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в расчетах по форме 6-НДФЛ с данными расчетов по страховым взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом» за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по форме 6-НДФЛ и в расчетах по страховым взносам.

При отборе налогоплательщиков — налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.

Что директор может делать и каковы последствия различных действий

Инспекция, как правило, не назначает предпроверочный анализ, пока не пообщается с директором компании. Поэтому её цель — заполучить руководителя для разговора на комиссии. Значит ли это, что приходить ни в коем случае не надо? Вариант «не приходить» существует, но не все так однозначно.

Не приходить.

Весомые основания:

  • у одного из сотрудников компании обнаружен КОВИД, поэтому директор теперь тоже в зоне риска;
  • руководитель контактировал с КОВИДным больным, поэтому самоизолировался;
  • у директора есть признаки КОВИДа: нет обоняния, поэтому ему лучше прекратить все контакты и самоизолироваться.

Какие могут быть последствия?

Или вас будут вызывать и дальше, но потом отстанут, или передадут материалы по вам на предпроверочный анализ, а там и до включения в план выездных проверок недалеко.

Пойти.

Идти одному нет смысла, надо идти с адвокатом. Почему нет смысла идти одному? Потому, что адвокат:

  • оценит серьёзность аргументов инспекции;
  • выяснит, кто инициатор вызова директора на комиссию: территориальная инспекция (ИФНС) или управление (УФНС);
  • спрогнозирует, что будет дальше;
  • предложит варианты действий.

После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Читайте также:  Как получить родовой сертификат и что с ним делать?

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана.

По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить.

По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное — ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Что директор может делать и каковы последствия различных действий

Инспекция, как правило, не назначает предпроверочный анализ, пока не пообщается с директором компании. Поэтому её цель — заполучить руководителя для разговора на комиссии. Значит ли это, что приходить ни в коем случае не надо? Вариант «не приходить» существует, но не все так однозначно.

Не приходить.

Весомые основания:

  • у одного из сотрудников компании обнаружен КОВИД, поэтому директор теперь тоже в зоне риска;
  • руководитель контактировал с КОВИДным больным, поэтому самоизолировался;
  • у директора есть признаки КОВИДа: нет обоняния, поэтому ему лучше прекратить все контакты и самоизолироваться.

Какие могут быть последствия?

Или вас будут вызывать и дальше, но потом отстанут, или передадут материалы по вам на предпроверочный анализ, а там и до включения в план выездных проверок недалеко.

Пойти.

Идти одному нет смысла, надо идти с адвокатом. Почему нет смысла идти одному? Потому, что адвокат:

  • оценит серьёзность аргументов инспекции;
  • выяснит, кто инициатор вызова директора на комиссию: территориальная инспекция (ИФНС) или управление (УФНС);
  • спрогнозирует, что будет дальше;
  • предложит варианты действий.

ИП на упрощенке при торговле криптовалютами. Какой вариант упрощенки выбрать?

Какой объект упрощенки при налогообложении криптовалют выбрать? Как мы знаем, упрощенная система налогообложения предполагает 2 (два) типа объекта налогообложения. Можно выбрать объект, подав соответствующее Заявление при регистрации ИП, либо в течение одного месяца с момента регистрации ИП:

  • Объект УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов», с налоговой ставкой 15%
  • Объект УСН «Доходы» со ставкой 6%

Сразу оговорюсь. Если вы собираетесь торговать криптовалютами, то применять объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов» в настоящее время рискованно, так как не совсем понятно, как это делать. Единственно возможное основание принятия расходов в Налоговом Кодексе прописано в подпункте 23 п.1 ст. 346.16 и звучит, как «расходы по оплате стоимости ТОВАРОВ, приобретенных для дальнейшей реализации». Пока не понятно, позволит ли Минфин определять продажу криптовалюты, как ТОВАР, и можно ли применить данный подпункт для торговли криптовалютами. Ждем разъяснений Минфина или соответствующих поправок в НК.

Наименьшее количество вопросов вызывает применение УСН с объектом «Доходы». При таком варианте использованиявсе доходы, поступившие в кошелек и/или на счет ИП будут облагаться по ставке 6%. С точки зрения налоговой нагрузки, не очень комфортный режим, ведь учесть расходы по приобретению криптовалюты нельзя.

Не секрет, что счета многих физлиц и ИП при работе с криптовалютами, блокируются банками на основании закона №115 ФЗ «О легализации…». Я часто сталкивалась с подобной проблемой, так как зачастую такие люди обращались ко мне за помощью с просьбой помочь разблокировать счет.

Анализируя свой опыт, могу сделать вывод о том, что в основном пользователями совершаются стандартные ошибки, которых можно избежать. Для этого достаточно понять, что Банк — это довольно-таки не мобильный орган и, в силу закона №115-ФЗ, он обязан следить за «легальностью» денежных средств, поступивших на счет. Видя непонятную ему активность, пусть уже и более-менее легализованную в РФ, у банка все равно остаются вопросы, которые клиент обязан рассеять:

  1. Что за операции совершаются? Откуда деньги?
  2. Платятся ли налоги с данных доходов?
  3. Сдается ли налоговая отчетность?

Отвечая на данные вопросы надо максимально раскрыть имеющуюся информацию.

Кого вызовут на комиссию?

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года ;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;

  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.
Читайте также:  Налог на садовый дом в СНТ

При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;

  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
  • предприниматели:

Обычно в приглашении на комиссию Инспекция ФНС России сообщает, что директор (представитель) компании приглашен на заседание Комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщиков, имеющих высокий удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного НДС по налогооблагаемым объектам и имеющих минимальные платежи в бюджет.

Далее сообщаются данные контактного лица в ФНС, адрес, дата и время проведения заседания комиссии.

Так же предлагается заполнить в 3-х экземплярах формы, являющиеся Приложением к такому «приглашению», которые необходимо представить в Инспекцию.

Присутствие генерального директора или главного бухгалтера, бухгалтера, представителя налогоплательщика (по доверенности) обязательно.

При получении уведомления после даты заседания комиссии, ФНС просит связаться по указанному в «приглашении» телефону для уточнения даты вызова на очередное заседание.

Некоторые Инспекции стращают тем, что в случае неявки направят письмо «об оказании содействия в розыске генерального директора организации» в Следственное управление соответствующего региона.

Организация работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы

Положения Письма ФНС России от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

  • неполного отражения в учете хозяйственных операций;
  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
  • применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
  • отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

Работа комиссий по легализации налоговой базы организуется в рамках:

а) комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;

б) комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам РФ;

в) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Комиссия осуществляет свою работу на основании приказа, состав комиссии утверждается руководителем налогового органа.

В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений, выполняющих следующие функции:

— проведение камеральных проверок;

— проведение выездных налоговых проверок;

— проведение предпроверочного анализа;

— принятие мер по урегулированию задолженности.

В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса РФ (налоговая тайна), а также Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».

При необходимости в состав комиссии налоговых органов следует включать представителей:

  • органов исполнительной власти,
  • Пенсионного фонда РФ,
  • Государственной инспекции по труду,
  • а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Налоговый орган, принявший решение о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет должностных лиц налогоплательщика о принятом решении с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  • Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах.
  • Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков.
  • Направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, иным действиям.
  • Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии.
  • Рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий.
  • Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях.
  • Подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС России по субъектам РФ или межведомственных комиссиях в органах местного самоуправления субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Анализ деятельности выбранных плательщиков

Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:

  1. информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», СОУН);

  2. информация, полученная в рамках статьи 93.1 НК РФ;

  3. информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;

  4. сведения, полученные от банков, государственных фондов (ПФР и ФСС), правоохранительных органов, лицензирующих органов, таможенных органов, Роструда и т.д.;

  5. жалобы, заявления юридических и физических лиц;

  6. информация, полученная от сотрудников, акционеров организаций;

  7. информация из иных источников.

По каждому из указанных выше «подозреваемых» налогоплательщиков налоговый орган проанализирует следующие показатели:

  1. расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;

  2. выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;

  3. выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;

  4. сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.

Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:

  • проводится анализ банковских выписок;

  • выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;

  • анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Некоторые примеры объяснений

На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может привести следующие пояснения по вопросам, связанным с возникновением убытков:

  • Лицо только начало предпринимательскую деятельность. Такое обоснование целесообразно приводить в случае, если убытки возникают с начала работы субъекта, а затраты выше доходов.
  • Проводится модернизация/ремонт активов, агрессивная политика захвата рыночного сектора, планируется расширение, идет освоение новых направлений в бизнесе. Эти причины обосновывают ситуации, когда темп увеличения затрат выше темпа роста доходов.
  • Снижение продаж вследствие изменения рыночной конъюнктуры или ожидаемым повышением стоимости реализуемого товара. Такое объяснение можно дать, если затраты остаются на одном уровне, а прибыль снижается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *