Фиксация нарушений ПДД гражданами — принят законопроект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фиксация нарушений ПДД гражданами — принят законопроект». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Приложения для фиксации нарушений уже функционируют в нескольких регионах России. В столице это «Помощник Москвы», в Подмосковье — «Народный инспектор» (часть системы «Добродел»), в Кемеровской области — «Мобильный патруль».

Цели фиксации нарушителей ПДД гражданами

На территории Российской Федерации и без мобильного приложения уже действует программа для фиксации нарушений ПДД и получения информации от населения.

По этой программе инициативному лицу требуется произвести фото- или видео- фиксацию нарушения, направить ее в ГИБДД и подать заявление. По такому заявлению сотрудники ГИБДД обязаны произвести расследование, которое включает в себя анализ присланных материалов на предмет фальсификации, и только после этого сотрудник правоохранительных органов может выставить правонарушителю штраф.

Ввод же мобильного приложения и законодательных правок, которые его должны сопровождать, позволят полностью исключить возможность фальсификации, а также упростить процедуру утверждения факта правонарушения и последующего выставления штрафа.

Правила ведения бизнеса

Получение прибыли и работа подобного частного оборудования регулируется законодательством — № 115-ФЗ. Здесь можно отметить такие правила и требования, связанные с самим оборудованием и его установкой:

  • частные камеры должны приобретаться в специальных магазинах;
  • оборудование должно быть сертифицировано;
  • необходимо получить специальное разрешение от ГИБДД;
  • обслуживанием камер должны заниматься лица, которые прошли обязательную предварительную подготовку;
  • важно подвергнуть установки метрологической проверке;
  • камеры должны быть установлены в строго определенных договором местах;
  • устанавливать оборудование можно на таких трассах, которые не оснащены стационарными камерами наблюдения, принадлежащими ГИБДД.

Обычно предприниматели приобретают и устанавливают специальное передвижное оборудование. Это камеры на треногах, позволяющие фиксировать нарушения на дорогах без привязки к определенному месту.

Важно! Необходимо четко соблюдать правила установки камер и их использования. Нарушение может привести к запрету на осуществление подобной предпринимательской деятельности.

Эксплуатация частного оборудования носит исключительно возмездный характер. Его владелец получает определенный процент со штрафа, уплаченного водителем. Чем больше устройство зафиксирует нарушений, тем больше прибыли будет получено.

При этом недостаточно просто выявить факт нарушения ПДД. Требуется распечатывать доказательства превышения скорости и максимально своевременно представлять их в ГИБДД.

Не менее важным правилом является обязательная регистрация камер в ЦАФАПЕ. С собственником оборудования заключается официальное соглашение. Подписывается подобный договор тремя сторонами:

  • собственник оборудования;
  • местные власти;
  • сотрудники регионального отдела ГИБДД.

Только после этого можно устанавливать камеру на дорогах.

Требования к оформлению деятельности

Кроме необходимой суммы вложений, важно правильно организовать бизнес и соблюсти его законность. Чтобы зарабатывать на камерах, необходимо заключать договор с:

  • органами Государственной Автоинспекции;
  • местной властью.

Подобный тип соглашения именуется, как концессионное соглашение. Правила его оформления регулируются законом — № 115-ФЗ. Здесь четко прописаны такие важные моменты, как:

  1. Основные положения.
  2. Гарантии прав участников соглашения.
  3. Порядок проведения тендера.
  4. Особенности подписания соглашения.

Концессионное соглашение заключается на основании результатов предварительно проведенного тендера. Условия данного договора в обязательном порядке оговариваются и фиксируются в документе.

Чтобы получить разрешение на организацию подобного бизнеса, важно предложить Государственной Автоинспекции максимально выгодные условия. При этом нужно заранее продумать условия получения собственной прибыли и обозначить их в соглашении.

В данном контракте обязательно должны быть прописаны все детали будущего выгодного сотрудничества:

  1. Частный предприниматель обязуется произвести установку камер и настроить их соответствующим образом.
  2. Обязанности по обслуживанию возлагаются на ИП.
  3. Государственные органы берут на себя отчисление комиссии от начисленных штрафов.
  4. Должны быть прописаны суммы отчисляемых процентов.
  5. Обозначаются сроки перечислений.
  6. Указывается точный срок действия соглашения.

Благодаря данному грамотно составленному соглашению, можно достигнуть взаимовыгодной реализации по фиксированию нарушений скоростного режима и иных ПДД.

Необходимо понимать, что никакой самодеятельности в данном бизнесе допускать нельзя. Если установить камеру без оформления официального соглашения, можно не просто не получить прибыль, но столкнуться с достаточно серьезными санкциями.

Размеры изначальных вложений

Ситуация с камерами видеофиксации на рынке такая же, как и с любыми другими камерами. Их цена очень зависит от того, какие функции она имеет и какое качество изображения дает. Стоит отметить, что развитие технологий идет просто семимильными шагами. Чем камера более современная и сильная, тем больше нарушений она способна поймать за один и тот же промежуток времени. Но дело не только в камерах. Вам понадобится целый набор мелкого дополнительного технического оборудования. Это рубежи контроля, специальные модули, через которые будет передаваться информация, отдельный модуль, называемый блоком приема, специальные конвентаторы данных. И это не конечный список! Обеспечивать безопасность дорожными камерами — не самая простая задача.

На данный момент можно говорить о том, что комплект оборудования одной точки видеофиксации обойдется вам примерно в вилке между двумя — тремя миллионами рублей. Нехитрый подсчет говорит о том, что вам потребуется примерно 10 тысяч штрафов для того, чтобы окупить оборудование. Так как срок жизни вашего контракта всего 12 лет, то вычисления говорят нам о том, что вам нужно иметь примерно три нарушения в день для того, чтобы просто вернуть вложения. Ещё добавьте часть штрафов для оплаты персонала и мелкого ремонта. Цифра, на самом деле, совсем небольшая и вполне подъемная. Вам потребуется примерно 4 года для того, чтобы окупить затраты и начать работать на прибыль.

Читайте также:  Номенклатура специальностей средних медицинских работников в 2023 году

ГОСТы для видеооборудования

В целях приведения деятельности частных организаций, оказывающих услуги видеофиксации нарушений ПДД, к единым правилам, с 2021 года в РФ введены ГОСТы Р 57144–2016 и Р 57145–2016 регламентирующие технические требования к видеооборудованию. Согласно этим федеральным стандартам, камеры видеофиксации должны:

  • иметь радиолокационный, индуктивный, пьезоэлектрический, магнитный или лазерный принцип работы;
  • фиксировать скорость 20-250 км/час;
  • распознавать номера в любую погоду и время суток с вероятностью не менее 90%;
  • фиксировать на фото отличительные признаки любого автомобиля;
  • быть технически исправными и не иметь дефектов;
  • измерять скорость автомобиля на расстоянии не ближе 50 метров, если оборудованы опцией трекинга (фиксации траектории движения машины);
  • использовать для определения номера неопасную инфракрасную посветку, а не вспышку.

Мобильные треноги можно устанавливать на участках дорог с повышенной аварийностью (более 3 ДТП в течение последнего года), высокой концентрацией нарушений ПДД или плохой видимостью, на перекрестках и около школ.

Не допускается установка камер на неаварийных участках трасс, в кустах, за столбами, за изгибами дорог, в автомобиле или за кузовом машины, на трассе с большими перепадами высот, на неосвещаемых участках дорог в темное время суток, или при отсутствии обочины шириной 3 метра. Каждая камера должна быть укомплектована инфракрасным распознавателем номерных знаков, опциями внутренней памяти и фотораспечатки.

Чем должно подтверждаться нарушение

Для борьбы с фактами неправильной парковки органами ГИБДД разработана программа, согласно которой принимаются заявления граждан, в которых приводятся факты нарушения.

Для того чтобы заявления и жалобы не были голословными, установлены определенные требования информации и ее достоверности. Чтобы наказать соседа за неправильную парковку, жалобу необходимо сопровождать фото или видео материалами, сделанными на месте фиксации нарушения.

Основные требования к доказательным материалам:

  • хорошее качество фото в ГИБДД сервис, чтобы четко было видно номера автомобиля, а также данные привязки к местности (табличка с адресом, узнаваемый объект, например, магазин, детский сад, остановка общественного транспорта);
  • на фотографии необходимо зафиксировать, что водителя в салоне нет, т.е. машина оставлена надолго;
  • необходим панорамный снимок, чтобы достоверно зафиксировать место парковки (тротуар, газон, место для инвалидов, проезжая часть и так далее);
  • тот, кто фотографирует должен указать время съемки на самом снимке или в сопроводительном текстовом материале.

То есть некая фирма, выигравшая соответствующий тендер, получает право устанавливать на дорогах свои собственные автоматические мобильные камеры фиксации правонарушений. Такая практика развита во всем мире, и в первую очередь во Франции, с которой списан данный алгоритм.

Там огромное количество камер автоматической фиксации принадлежит частным компаниям. Но они получают некий процент с той суммы штрафов, которые были ими вынесены. Тот же опыт решили опробовать и у нас. Например в Подмосковье камеры выставляет некое ООО. Согласно соглашению, эта компания получает 230 рублей с каждого штрафа, выписанного по данным их приборов. Для сравнения, самое частое нарушение — превышение скорости более чем на 20 км/ч, но до 40 км/ч. За это у нас налагается штраф в размере 500 рублей. Но если он уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления, то автовладелец получает скидку в размере 50%. То есть платит 250 рублей. Но даже с такого штрафа 230 рублей перечисляются на счет компании, установившей камеры. Хороший приработок. Достаточно 4,5 тысячи выявленных нарушений, чтобы окупить камеру. Поверьте, за неделю их выявляется гораздо больше.

Ожидания и реальность

Чтобы воспользоваться новым сервисом, недостаточно будет только скачать специальное приложение и зарегистрировать на портале госуслуг, через которые и будет предположительно осуществляться передача фактов несоблюдения правил дорожного движения. Для авторизации каждому придется получить электронную подпись, чтобы присланные материалы юридически были приравнены к тем, которые поступают с дорожных камер.

На заметку! Все сообщения через новую систему регистрации правонарушений будут тщательно проверяться, а некорректные изыматься.

Сегодня законодательство позволяет ГИБДД активно сотрудничать с населением, которое, правда, не торопится сообщать о коллегах-лихачах. По мнению экспертов, основная причина бездействия — в открытости данных. Каждый водитель, на которого «пожаловались», может узнать всю информацию о «стукаче».

При этом в недавнем интервью замглавы ГИБДД Владимир Кузин привел статистику, по которой чрезвычайно высока доля достоверных анонимных сообщений, поступающих о пьяных водителях. Во многих городах действуют общественные движения, которые отслеживают водителей у питейных заведений, а затем звонят в ГИБДД. Таким образом, приезжающим по вызовам полицейским удается предотвратить одно из самых распространенных нарушений – езду в нетрезвом виде.

Насколько продуманной и эффективной окажется новая система борьбы с хамами на дорогах, будет ясно уже в следующем году.

Как правильно оформить

Данный вид договора, который называется концессионным соглашением, регулируется Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ.

Практика концессионных соглашений, предметом которых является установка частных систем фиксации нарушений на дорогах, – это один из видов сотрудничества государства с частными лицами. Договор заключается между частным лицом, органами Госавтоинспекции и местной властью.

Читайте также:  Из чего складываются 22 процента в пенсионный фонд в 2023 году

В договоре должны быть изложены:

• права и обязанности сторон,

• порядок и условия проведения конкурса среди претендентов,

• порядок подписания и расторжения договора.

Концессионное соглашение заключается по результатам проведения тендера, условия заблаговременно оговариваются и закрепляются в тексте договора.

Таким образом, чтобы на практике организовать бизнес на видеофиксации нарушений ПДД, необходимо предложить наиболее выгодные условия для Госавтоинспекции.

Будут ли бонусы при отправке жалоб? Или бесплатно?

На февраль 2021 года решение о том, будет ли выплачиваться какая-либо премия гражданину, который помог оштрафовать правонарушителя, нет. При этом, на уровне правительства рассматривается инициатива, по которой заявителю будет выплачиваться 10% от суммы штрафа, который был выписан по его заявлению.

С 2015-го года на территории Москвы действует мобильное приложение «Помощник Москвы» для фиксации нарушений ПДД гражданами, с помощью которого можно сообщить о нарушениях. Через него жители столицы могут сообщать о нарушениях правил парковки и о неоплате паркинга на платных стоянках. За это им начисляются бонусы, которые можно менять на сувениры или минуты бесплатной парковки в центре Москвы.

Проблемы установки треног

Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.

С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.

Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:

  • камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
  • искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
  • маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
  • устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
  • не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).

Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.

В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.

Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).

Можно ли оспорить штраф с треноги?

Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.

Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:

  • чтобы обезопасить себя от неудачи, лучше собрать всю необходимую информацию и обязательно запросить видеофайл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Если нарушения нет – смело обращайтесь в ГИБДД за разъяснениями, а затем в суд.
  • Попробуйте повторно проехать по участку дороги, где видеокамера зафиксировала ваше нарушение и видеорегистратором отследите расстановку дорожных знаков. Если она показывает, что вы не нарушали ПДД, обращайтесь в ГИБДД.
  • Уточните место установки камеры и сверьте его с местом, указанным в постановлении о штрафе. Если адреса визуальная «картинка» не совпадают – это мошенничество и нарушение ваших прав, и можно оспорить постановление в суде.
  • оплатите половину штрафа и затем подавайте иск с обжалованием вынесенного постановления. В этом случае, правда, будет волокита с возвратом уже уплаченной суммы.
  • обратитесь на сайт ГИБДД с жалобой или отправьте жалобу обычной почтой в отделение ЦАФАП.

Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.

Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).

Что такое автоподстава

Отдельного закона, который бы чётко определял это понятие, сегодня нет. Поэтому автоподставы попадают под статью 159 УК РФ — мошенничество.

Читайте также:  Платят ли алименты если ребенок учится в институте после 18 лет

По сути, автоподстава представляет собой создание конфликтной ситуации на дороге или в любом другом месте, где могут передвигаться автомобили. Прибегая к обману и запугиванию, злоумышленники вынуждают жертву добровольно отдать им требуемую сумму денег. Усугубляет ситуацию стрессовое состояние жертвы, чем мошенники умело пользуются. В процесс могут быть вовлечены один или несколько автомобилей, пешеходы и случайные свидетели. Все они находятся в сговоре.

Примечательно, что доказать факт такого мошенничества сложно, так как водитель сам передаёт злоумышленникам деньги. Чаще всего при этом используются наличные.

Если предприниматель высказывает желание выстроить свою деятельность на установке камер фиксации, получить отказ он может только в крайнем случае — открытое судебное дело по отношению к ИП, долги перед государством.

В основном государство идет навстречу таким коммерсантам. Причина в большом количестве преимуществ, которые обеспечивает подобная предпринимательская деятельность:

  • транспорт, который перевозит грузы или пассажиров, своевременно прибывает в пункты назначения;
  • аварийных ситуаций становится меньше, соответственно, пробки уже не представляют такой проблемы;
  • снижение общего количества ДТП уменьшает сумму страховых выплат;
  • на долгое время сохраняются передвигаемые материальные ценности, что достаточно выгодно для государства.

ГИБДД в лице таких предпринимателей получило верных помощников. Коммерсанты готовы регулярно и исправно выполнять полученную работу. Не менее выгодно это и для самих бизнесменов. Работа, связанная с наведением порядка на дорогах, достаточно хорошо оплачивается.

Важные нюансы, которые позволят наказать нарушителя

Для большей гарантии следует в стандартном порядке зафиксировать нарушение. Самый подходящий вариант – фотографирование, ведь некоторые из упомянутых версий не поддерживают формат видео. Далее все собранные материалы направляются в уполномоченную инстанцию для принятия мер к нарушителю. Не стоит забывать, что сам заявитель имеет возможность узнать о результатах рассмотрения дела на любом этапе.

Обращение через мобильное приложение рассматривается в срок, определенный законом №59 и приказом МВД России №707. Согласно этому нормативному акту период изучения присланных материалов составляет ровно 30 дней с момента регистрации.

Фиксация обращения происходит в течение 3 дней с момента отправки, но не мгновенно, даже, несмотря на оперативную связь за счёт мобильного телефона и Интернета. Причём срок рассмотрения жалобы может быть продлён, но не более чем на 30 дней и об этом также уведомляется.

В течение какого времени по закону должно приходить уведомление о штрафе после нарушения?

Любое уведомление о нарушении ПДД, которое отправляется автовладельцу, должно попасть в базу автоинспекции. Но не всегда это происходит с соблюдением сроков.

Перед днём, когда квитанция о наложении взыскания попадает в ящик для корреспонденции нарушителя, она проходит несколько проверок. Затем этап формирования и непосредственно отправления на бумаге. Самым продолжительным этапом из всего перечисленного, зачастую становится пересылка письма.

Можно поделить период прихода уведомлений на несколько главных этапов:

Продолжительность первого этапа зависит от местонахождения ЦАФАП и типа технического средства фиксации нарушения. Длительность второго этапа зависит от работы почтового отделения и места прописки адресата.

Согласно действующему законодательству, сотрудники ГИБДД обязаны отправить письмо, содержащее копию постановления о вынесении административного штрафа и фотографию момента свершения нарушения, не позднее трёх суток с момента, когда было принято решение о вынесении данного постановления. На основании статьи 29.6 КоАП, автоинспекторам даётся на рассмотрение нарушение, которое было зафиксировано с помощью видеокамеры, не более 15 суток. Максимум через 15 суток после фиксации нарушения сведения о нём должны быть обработаны ЦАФАП, переданы в ГИБДД, обработаны автоинспекторами и отправлены автовладельцу. Ещё три дня даётся на пересылку письма.

На практике часто бывает, что информация о нарушение появляется в базе ГИБДД раньше — через 7-12 дней после фиксации нарушения камерой. Получается, что в интернете узнать о своём штрафе гражданин может по закону через 15 суток после нарушения, но чаще всего даже раньше. Но вот успеет ли дойти «письмо счастья» — это большой вопрос и зависит от работы сотрудников почты.

Отправка копии постановления осуществляется в форме заказного письма. Письмо будет находиться в почтовом отделении до момента прихода за ним адресата. На домашний адрес поступает лишь уведомление о поступлении письма. Моментом получения принято считать день, когда гражданин подписал уведомление.

На практике получается так, что почтальоны не могут лично вручить уведомление адресату и оставляют бумажку либо под дверью, либо в ящике для корреспонденции. Получатель письма может просто и не догадываться о выписанном штрафе.

Среди автолюбителей ходит мнение, что если не приходить за письмом на почту, то и штраф платить не придётся. Поэтому есть водители, которые, даже зная о письме, стараются проигнорировать его получение.

Но это только миф. Если гражданин не придёт на почту за письмом, сотрудники отправят его назад в ГИБДД. Там корреспонденция будет обработана, а со дня возврата уведомления будет дан отсчёт периоду оплаты.

Соответственно, если не прийти на почту за письмом, то это не снимет штраф с водителя, а просто отсрочит максимально возможную дату уплаты по квитанции. По окончании времени, отведённого на добровольную оплату и составляющего два месяца, сведения об автовладельце будут переданы судебным приставам, взыскивающим штраф собственными методами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *