Деликтоспособность по административному праву

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Деликтоспособность по административному праву». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.

Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

• ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

• Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

• ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

• ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

• ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

• Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

• ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

• ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

• Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Читайте также:  Как узнать свои долги в банках через интернет по фамилии

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Деликтоспособность: откуда растут ноги у понятия?

Если мы посмотрим общее значение слова «деликт», то увидим, что это правонарушение, проступок. Значит, деликтоспособность — способность нарушать чужие права и нормы законов?

Не совсем так. Каждый гражданин в обществе потенциально способен на проступок. Однако термин «деликтоспособность» подразумевает, что человек еще и может нести за этот проступок ответственность.

Да, не каждый в нашей стране может быть привлечен к ответственности за свое противоправное поведение. А кто? Чтобы разобраться с этим, нужно посмотреть, частью чего является эта самая деликтоспособность.

Изначально каждый рожденный человек обладает правоспособностью. Термин говорит сам за себя — это потенциальная способность иметь права и нести обязанности.

Оно и понятно: крепостное право было отменено в 1861 году, а сейчас мы рождаемся потенциально равными в правах (на жизнь, защиту детства и т.д.). Но почему потенциально? С этим тоже несложно: младенец просто физически не может осуществить ни одно свое право или исполнить какую-либо обязанность. А это уже, в свою очередь, означает, что у него нет дееспособности.

И вот вместе правоспособность и дееспособность дают правосубъектность — «активированную» способность быть субъектом права. Объем прав и обязанностей будет зависеть от обстоятельств жизни и свободного выбора человека: вы можете нести воинскую обязанность, если вы здоровый мужчина призывного возраста, подавать иск в суд или получать его, становиться предпринимателем и заключать сделки и многое другое.

«Но где же здесь деликтоспособность?» — спросите вы. А она просто прячется в составе дееспособности. Наличие дееспособности означает, что вы активно можете приобретать права и обязанности, осуществлять их и нести ответственность за нарушение вами чужих прав и норм закона.

Узнаёте? Активная возможность приобретения и осуществления прав и обязанностей — это сделкоспособность, а вот последнее как раз и представляет собой деликтоспособность.

Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан

Законодательство допускает возможность ограничения административной правоспособности и, как следствие, дееспособности. Можно условно разделить такие ограничения на уровни:

  1. Общефедеральный:
    • при введении чрезвычайного положения в соответствии с законом «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ могут быть ограничены полномочия исполнительных органов, введены ограничения на свободное передвижение и перемещение товаров;
    • при военном положении на основании закона «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ допускаются эвакуация, отселение, изъятие имущества.
  2. Территориальный:
    • законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-I устанавливается ограничение на въезд, проживание, ведение предпринимательской деятельности в ЗАТО;
    • законом «О Государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-I предусматривается особый порядок пропуска людей и транспорта, а также перемещения грузов.
  3. Индивидуальный:
    • признание человека недееспособным или ограниченно дееспособным на основании ст. 29 и 30 ГК РФ лишает или ограничивает его права на участие в административном судопроизводстве;
    • совершение административного правонарушения может повлечь применение таких мер ограничения, предусмотренных КоАП РФ, как лишение водительских прав, прав на приобретение и ношение оружия.
  4. Специальный:
    • закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ ограничивает право занимать должность, которая предусматривает подчинение близкому родственнику;
    • закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ запрещает этим лицам осуществление предпринимательской деятельности.

Понятие административной правоспособности

Административная дееспособность — это термин из правовой базы, который задействуется в разрешении вопросов юридического характера. Под административной дееспособностью гражданина России понимается правовая способность пользоваться самостоятельно правами, приобретать их при необходимости, а также нести обязанность административно-правовых актов. Права и обязанности представлены в законодательных нормативах. В соответствии с Конституцией РФ гражданин начинает пользоваться своими правами и соблюдать обязанности только по достижению 18-летнего возраста — полного совершеннолетия.

Но не все так категорично в законодательстве России. Так, лица, достигшие 16-летнего возраста, несут административную ответственность в случае возникновения аналогичного нарушения. Получается, что административная правоспособность и дееспособность в России не имеет четких границ возникновения.

Шпаргалки для студентов

Субъектами административной юрисдикции являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, лица, выполняющие функции представителя власти, которые уполномочены применять меры административно-правового принуждения по отношению к юридическому лицу и (или) физическому лицу, совершившему административное правонарушение, как-то: судьи общих судов, судьи арбитражных судов, органы милиции, таможенные органы, административные комиссии муниципальных образований.

Административная дееспособность — это одно из понятий, которым оперируют правоведы. Данная статья поможет разобраться, что оно обозначает, как соотносится с понятием административной процессуальной дееспособности и чем отличается от административной правоспособности.

Деликтоспособность — это способность отвечать за свои действия

Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.

Право на обращение в органы местного самоуправления и государственной власти, за исключением суда, может реализовываться гражданами независимо от возраста. На деле такая гражданская деликтоспособность – это способность сформулировать свое обращение и донести его до должностных лиц. Тем не менее юридического значения этот критерий не имеет из-за своей неопределенности.

Административная деликтоспособность

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. 5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

и защищает права и свободы граждан. Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Административная деликтоспособность коммерческих организаций

Административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов в целях государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанностей, а также предупреждения новых правонарушений[33].

В-третьих, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ)[35]. Таким образом, должностные лица юридического лица, по вине которых соответствующим юридическим лицом не соблюдались правила и нормы, привлекаются к административной ответственности независимо от того, назначено ли наказание данному юридическому лицу или нет.

Деликтоспособность по административному праву

Деликтоспособность – это состояние, возникающее при определенном возрасте и психическом состоянии. Первый признак считается ключевым. Юрлица также обладают деликтоспособностью. Ее признаками в данном случае будут выступать цель деятельности и нормативная конструкция ответственности. Они зависят от организационной формы юрлица.

Между тем существуют случаи, когда даже при наступлении указанного в законодательстве возраста юридическая ответственность не наступает. Например, уголовное наказание не применяется к гражданам, имеющим отставание в психическом развитии, не обусловленном нервным расстройством. Таким образом, даже если наступила деликтоспособность, это не значит, что человек может быть привлечен к ответственности за то или иное преступление.

Все граждане с момента рождения обладают свойством правосубъектности. Данное определение включает в себя такие характеристики, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность означает, что гражданин способен обладать установленными законом правами и принимать соответствующие обязанности. Данное свойство является неотъемлемым для каждого человека вне зависимости от его возраста и других физических и психических параметров. Правоспособность возможно ограничить только на законных основаниях в рамках ограничительных мер, применяемых к лицам, совершившим преступления.

Что касается возраста, в соответствии с действующим законодательством, граждане РФ признаются полностью деликтоспособными с момента достижения возраста 18 лет. С этого времени закрепляется право участия во всех видах административных вопросов, возможно участие в сделках без согласования с родителями и опекунами. После наступления совершеннолетия к гражданину применяется полный спектр мер наказаний за совершенные правонарушения.

  1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  2. Наступает за административное правонарушение;
  3. Опирается на государственное принуждение;
  4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
  • фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

Возраст административной деликтоспособности

каким способом? когда. где. с помощью каких средств совершено правонарушение ? В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав. Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними. Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности. Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение.

Административная дееспособность

Административная дееспособность гражданина

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется осо­бенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими лич­ными действиями предполагает наличие определенного уровня умст­венного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

Читайте также:  Как продать приватизированную квартиру на четверых при разводе

В административном праве отсутствуют правовые нормы, кото­рые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособ­ности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). На­пример, согласно Кодексу РСФСР об административных правонару­шениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». * Согласно Зако­ну гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с пра­вом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на осно­вании оценки состояния психического здоровья гражданина в соот­ветствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Административная правосубъектность: особенности административной правоспосоности и дееспособности.

Административная правосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликатоспособности. Административная правоспособность — это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств.

Административная дееспособность — это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста. Право гражданина на обращение в суд может быть реализовано гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет — по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений.

Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью.

Административная деликтоспособность — это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения. Административная деликтоспособность возникает для физического лица с достижением 16 лет, прекращается смертью и отсутствует при невменяемости.

Общая и специальная правосубъектность.

Кроме общей правоспособности и дееспособности существуют специальная правоспособность и специальная дееспособность.

Специальная правоспособность и специальная дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Правосубъектность состоит из дееспособности, правоспособности, деликтоспособности.

Общая административная правосубъектность – возможность иметь и своими действиями реализовывать только те права и обязанности, для приобретения и осуществления которых нужно только достичь определенного возраста и изъявить желания. В общую также включается возможность лица быть субъектом административной ответственности. Общая административная правосубъектность делится на: общая административная правоспособность, общая административная дееспособность и административная деликтоспособность.

Позиция законодательства

Анализируя положения российского законодательства, можно выявить имеющиеся в практике его применения расхождения. Например, в соотношении деликтоспособности с дееспособностью. По смыслу норм законодательства, гражданин, который не обладает дееспособностью, не должен обладать деликтоспособностью. Разграничением служит медицинский критерий – наличие психического расстройства, вследствие которого человек не может осознавать смысл и значение его поведения, а также руководить им.

Предусмотренная законодательством деликтоспособность административного типа отсутствует, если у лица диагностировано временное или хроническое психическое расстройство, болезненное психическое состояние или слабоумие.

Статья 111 НК РФ определяет вменяемость как состояние человеческого психики, которое оказывает влияние не способность лица правильно оценить свои действия, а также управлять собственным поведением.

Как видно, разные нормативные акты и правоприменители по-разному трактуют понятие неделиктоспособности. Одни указывают, что для признания человека неделиктоспособным достаточно установить у него наличие психического расстройства. Другие говорят о том, что этого недостаточно, так как нарушения у людей проявляются по-разному. Одни влияют на возможность человека контролировать свое поведение, другие являются периодическими явлениями.

Деликтоспособность – это юридическая ответственность лиц за последствия совершенных им действий. Наличие деликтоспособности является неотъемлемым элементом при условии вменяемости на психическом уровне и после достижения возраста, установленного на уровне законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *