Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон на мосту наказание 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мосты и путепроводы можно отнести к спорным местам. А там, где возникают спорные вопросы, всегда есть риск злоупотребления со стороны инспекторов ГИБДД. Многие из инспекторов пользуются незнанием водителями своих прав и выносят штрафы за нарушение п. 11.4 ПДД.
Нюансы обгона на мосту
Однако обгон в зоне, которая обозначена знаком «Наименование объекта», сам по себе не является нарушением.
- Далеко не каждая переправа через водный объект является мостом. Преодолеть преграду можно по плотине или запруде, обгон на которых в ПДД не регламентируется. Мост состоит из опор и перекинутых между ними пролетных строений. Комплекс элементов безопасности, расположенных на пролетных строениях, называется мостовым полотном. Если хотя бы одного из указанных элементов нет — сооружение не является мостом. Если отсутствуют запрещающие знаки или разметка, то обгонят в таком месте можно.
- Если на дорожном полотне сооружения нанесена сплошная разметка, то не имеет значения его тип. Наказание за обгон в таком месте будет абсолютно законным.
- Если потоки разделены прерывистой разметкой, то нужно смотреть на обочины. Мостовые сооружения оборудуются ограждениями. Если они находятся менее, чем в 30 см от обочины, то разделительная линия должна быть сплошной. Ошибка дорожных рабочих может привести к тому, что водителя оштрафуют. Но в таком случае протокол можно будет оспорить, упирая на неверно нанесенную разметку.
- Еще один важный нюанс — длина моста. Согласно строительным нормам длина моста измеряется от начала пролетного строения, переходные плиты в расчет не берутся. Начало боковых ограждений еще не означает, что водитель успел заехать на мост. Следовательно, обгон в таком месте должен быть разрешен.
Штраф за обгон под знак «обгон запрещён» в 2021 году
Все основные моменты, правила и запреты касательно такового маневра, как обгон, обозначены в ПДД в гл. №11. Водителю следует заранее ознакомиться со всей представленной в данной главе информацией.
Это позволит не допустить многих проблем, а также нарушений по причине банального незнания, непонимания темы вопроса.
К основным статьям, ознакомиться с которыми нужно будет в первую очередь, относится следующее:
ст. №11.2 | перечень ситуаций когда водителю прямо запрещается осуществлять процесс обгона |
ст. №11.3 | запрет на препятствование обгона превышением скорости |
ст. №11.4 | перечень объектов дорожной инфраструктуры рядом и на которых не допускается осуществлять рассматриваемый маневр |
ст. №11.5 | процесс опережения транспортных средств |
ст. №11.6 | режим движения тихоходного транспортного средства |
ст. №11.7 | обозначается перечень ситуаций когда водитель обязан будет уступить дорогу другому участнику движения |
Знание законодательных норм не только позволит избежать свершения нарушения, но и защитить свои права при возникновении необходимости в таковом.
Стоит отметить, что в одностороннем движении подразумевается, как правило, не обгон, а опережение. Важно не путать эти два важных понятия.
Установка специальных знаков
Наказания за обгон на мосту не избежать, потому что это сложный и опасный участок автотрассы. Вряд ли вы найдете на объекте с повышенной сложностью пунктирную линию, разрешающую переход на соседний путь. Зачастую сложные объекты снабжены сплошной полосой. Такое серьезное ограничение уже подразумевает запрет обгона, опережения с перестроением и объезд преграды.
Помимо сплошной линии, следует знать и другие обозначения наличия моста. К сожалению, Госавтоинспекция не слишком разнообразила обозначения, ограничившись только двумя:
- Знак 1.9 обозначает разводной мост. Имеет треугольную форму с каймой красного цвета. В центре на белом фоне изображен черным цветом разводной мост.
- Знак 1.33 обозначает «прочие опасности» и также имеет треугольную форму с красной окаемкой. В центре треугольника нарисован восклицательный знак черного цвета. Иногда устанавливается для повышения бдительности водителей.
Сами же реки обозначаются табличками, содержащими их название.
- На заметку! Согласно технике безопасности железобетонные конструкции на опорах должны иметь перила. Отсутствие таких ограждений может усугубить транспортное происшествие.
Специалисты утверждают, что автолюбитель не должен обращать внимание на то, какая разметка нанесена на дорожном полотне моста. Достаточно того, что увидев конструкцию на опорах, он не станет нарушать правила.
В Приложении 1 к ПДД «Дорожные знаки» есть лишь предупреждающий знак 1.9 «Разводной мост», которым также обозначается паромная переправа. Других запрещающих или предупреждающих знаков, касающихся мостов или путепроводов, в ПДД не предусмотрено. Иногда подъезд к мосту может обозначаться знаком 1.33 «Прочие опасности».
Так как мосты обычно ставятся через водные объекты, то перед ними устанавливаются информационные указатели. Знаком 6.11 «Наименование объекта» обозначаются реки и озера, через которые проложен мост.
Поэтому при приближении к мосту водителю нужно следить за другими видами предупреждений. Нахождение в зоне, в которой запрещается обгон, обозначается:
- знаком 3.20 «Обгон запрещен»;
- сплошной линией 1.1, разделяющей встречные потоки.
На обочинах моста устанавливаются бетонные или металлические ограждения, на которые может быть нанесена предупреждающая вертикальная разметка.
Юридическая помощь в вопросах ПДД и при их нарушениях
Споры, которые касаются нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, являются наиболее распространенными на сегодняшний день. Плюс, они достаточно сложные. Стоит признать, что во многих случаях водители правы и в законодательных актах есть недоработки, противоречия, поэтому следует подходить к рассмотрению вопроса объективно и детально, анализируя любые мелочи. Конечно, самостоятельно человек, не сталкивающийся профессионально с вопросами в области автомобильного права, легко запутается в юридических нюансах, поэтому лучше, не теряя времени, обратиться к профессионалу.
Помощь юриста нужна и тогда, когда вы явно понимаете, что стали нарушителем пусть даже неумышленно, и хотите отделаться самым лёгким наказанием за обгон на мосту — штрафом. Дело в том, что такие дела рассматриваются в суде, а правозащитник поможет вам, представив ваши интересы. Штраф, действительно, намного безобиднее, чем лишение права вождения, пусть даже на несколько месяцев.
В случае, когда автолюбитель не согласен с наложенным на него наказанием, ему предоставляется право обжалования в суде. При подаче иска к нему следует приложить фотографии или видеосъемку с места происшествия, где видно все спорные моменты.
Возможные случаи обжалования действий сотрудника полиции:
- разметка неудовлетворительного качества: плохо видна, стерта, нанесена не по ГОСТу;
- дорожные указатели установлены в неположенных местах или трудно читаются;
- путем выезда на встречную полосу водитель пытается избежать возможного столкновения с другим автомобилем;
- в машине перевозят человека, здоровье которого находится в опасности, например, после ДТП;
- за обгон намеренно было принято опережение;
- инспекторами неправильно были определены границы моста;
- сооружение не соответствует ГОСТам и СНиПам;
- попутный тихоходный транспорт двигается со скоростью ниже 30 км/ч.
В случае, если административное нарушение инспекторами было оформлено несоответственно букве закона, в суде примут решение о его прекращении.
Для устранения разногласий правильнее всего было бы перед мостами устанавливать знак «Обгон запрещен». Но почему-то нередко водителей пытаются специально ввести в заблуждение. В такой ситуации им остается надеяться только на себя.
Обозначение знака в ПДД
В правилах дорожного движения нет специального знака обозначающего мост, кроме знака 1.9 – разводной мост. Иногда на подъездах к сооружениям может быть установлен предупреждающий знак 1.33 – прочие опасности.
Знак 1.9 «Разводной мост»:
Знак 1.33 «Прочие опасности»:
Если мост установлен над рекой, то перед его началом всегда должна быть установлена информационная табличка с названием реки – это помогает водителям ориентироваться в том, что впереди находится мост, обгон на котором категорически запрещен правилами дорожного движения.
Знак 6.11 «Наименование объекта»:
И все же наиболее явным признаком того, что обгон запрещен, является наличие сплошной разметки, вместо прерывистой. Помимо этого при приближении к мосту должны появиться специальные заграждения – бетонные или металлические плиты, препятствующие выезду за пределы дорожной разметки.
Какое наказание предусмотрено за данное нарушение?
Согласно правилам дорожного движения, а именно пункту 11.4, мост, эстакада и путепровод, а также пространство под ними являются теми участками дороги, обгон на которых категорически запрещен.
Автомобилиста, нарушившего ПДД, ожидает серьезное наказание по статье КоАП 12.15 ч.4 или ч.5 (при повторном нарушении):
- При выезде на встречную полосу движения – лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
- При повторном нарушении данного правила – лишение прав на управление транспортным средством на срок равный 1 году.
- Если нарушение ПДД в виде обгона на мосту было зафиксировано камерой без участия сотрудников ГИБДД, водитель получит уведомление о нарушении по почте и будет обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей.
Если же инспектор ГИБДД запечатлел нарушение правил на камеру фиксации, то в этом случае рассчитывать на штраф не придется, так как запись будет являться дополнительным доказательством факта нарушения в суде при рассмотрении дела о лишении водительского удостоверения.
Внимание! Если автовладелец нарушил данное правило впервые, признает свою вину или имелись какие-либо смягчающие обстоятельства: стертая разметка или преграда движению в виде тихоходного транспортного средства, то к водителю могут быть применены только штрафные санкции в установленном законом размере – 5 тысяч рублей.
Основным наказанием за нарушение правил обгона является штраф. Сумма его зависит от тяжести нарушения и ситуации.
- Если маневр совершен с выездом на полосу встречного движения, при наличии на этом участке дороги знака, запрещающего совершать обгон, то данное правонарушение квалифицируется по ст. 12.15 административного законодательства. Водитель будет либо лишен права управления до полугода, било штрафом в 5 тыс. руб.
- В ситуации, когда обгон совершается по причине объезда препятствия, при этом имелась возможность объезда его с правой стороны, правонарушение квалифицируют по ст.12.15, п. 3. и наказывается оно штрафом от до полутора тысяч рублей.
- Если на участке дороге отсутствует разметка, а обгон совершается по своей полосе, то наказанием, согласно ст.12.16 является штраф в 500 руб.
Для того чтобы полностью разобраться в теме, нужно сначала ввести некоторые термины для лучшего понимания общей ситуации. Обгон – это вид движения автомобиля или нескольких автомобилей, который позволяет опередить попутно движущийся автомобиль с выездом либо на встречную полосу движения, либо на попутную полосу. Обгон не стоит путать с опережением. При опережении автомобиль не перестраивается в другую попутную полосу или встречную полосу движения, а опережает движущийся медленнее автомобиль, не сходя со своей полосы.
Но, разумеется, обгон разрешен не всегда. Есть случаи, когда разметка запрещает обгон, а есть случаи, когда он запрещен знаками. Например, на картинке ниже обозначен дорожный знак «Обгон запрещен». Но этот маневр может быть запрещен не только разметкой или знаками. В правилах дорожного движения могут быть прописаны ситуации, в которых запрещен обгон. Например, на мосту.
Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?
Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения — одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.
Можно ли совершать маневр обгона в указанном месте в случае крайней необходимости?
У водителей иногда возникают вопросы по применению правил. Запрещается ли выполнять обгон на мостах в крайних случаях? Многие водители задаются этим вопросом, потому что ситуации бывают разные. Порой из-за других участников дорожного движения, которые поступают неправильно и грубо нарушают правила, может создаться аварийная ситуация, выход из которой может иногда потребовать нарушения правил, в частности выполнить обгон на мосту. Надо понимать, что вне зависимости от ситуации водитель, даже в экстренной ситуации выполняющий этот маневр на мосту, нарушает правила. И у сотрудника ДПС будет формальный повод подвергнуть водителя предусмотренным за это нарушение санкциям. Но в законодательстве предусмотрена такая категория, как крайняя необходимость. Деяния, нарушающие закон, но в случае если бездействие может привести к более тяжелым последствиям, нарушением не являются. Вот только проблема. Как решить, имел ли место случай крайней необходимости или водитель просто неправильно расценил ситуацию? Это будет решать уже суд. Так может быть в том случае, если сотрудник ДПС привлек водителя за нарушение, но он не согласен и намерен обжаловать протокол.
Нюансы обгона на мосту
Мосты и путепроводы можно отнести к спорным местам. А там, где возникают спорные вопросы, всегда есть риск злоупотребления со стороны инспекторов ГИБДД. Многие из инспекторов пользуются незнанием водителями своих прав и выносят штрафы за нарушение п. 11.4 ПДД.
Однако обгон в зоне, которая обозначена знаком «Наименование объекта», сам по себе не является нарушением.
- Далеко не каждая переправа через водный объект является мостом. Преодолеть преграду можно по плотине или запруде, обгон на которых в ПДД не регламентируется. Мост состоит из опор и перекинутых между ними пролетных строений. Комплекс элементов безопасности, расположенных на пролетных строениях, называется мостовым полотном. Если хотя бы одного из указанных элементов нет — сооружение не является мостом. Если отсутствуют запрещающие знаки или разметка, то обгонят в таком месте можно.
- Если на дорожном полотне сооружения нанесена сплошная разметка, то не имеет значения его тип. Наказание за обгон в таком месте будет абсолютно законным.
- Если потоки разделены прерывистой разметкой, то нужно смотреть на обочины. Мостовые сооружения оборудуются ограждениями. Если они находятся менее, чем в 30 см от обочины, то разделительная линия должна быть сплошной. Ошибка дорожных рабочих может привести к тому, что водителя оштрафуют. Но в таком случае протокол можно будет оспорить, упирая на неверно нанесенную разметку.
- Еще один важный нюанс — длина моста. Согласно строительным нормам длина моста измеряется от начала пролетного строения, переходные плиты в расчет не берутся. Начало боковых ограждений еще не означает, что водитель успел заехать на мост. Следовательно, обгон в таком месте должен быть разрешен.
Если ошибся сам водитель
Пункт 11.4 Правил дорожного движения категорически запрещает обгон на мосту и путепроводе. Это означает одно: если вы переместились на полосу для встречного транспорта в разрешенном месте, а вернулись в исходное положение в запрещенном – вы однозначно нарушили закон. И никакого оправдания в данном случае (мол, из-за плохого обзора я не мог видеть начало моста и т. п.) быть не может.
Иногда бывает так, что перед автомобилистом долгое время медленно едет длинномерное транспортное средство. Водитель, видя перед собой прерывистую разметку, решается на совершение обгона. Однако за кузовом фуры он не замечает дорожный знак 3.20 («Обгон запрещен»). Он выезжает на встречную полосу, опережает длинномер и внезапно видит перед собой начало моста.
Воспрепятствование обгону
Это единственная ситуация, в которой у водителя есть шанс доказать свою невиновность. Автомобилисту потребуется убедить судью в том, что перед обгоном он тщательно оценил дорожную обстановку, и маневр должен был завершиться раньше. А причиной того, что он затянулся, стало именно ускорение со стороны второго водителя.
Лучшим средством в данном случае будет видеорегистратор. Если у вас есть запись происходившего, достаточно будет предъявить ее для просмотра.
Кстати, бывали случаи, когда тот, кого обгоняли, сам признавался в том, что увеличил скорость. Почему? Все просто: наказания за воспрепятствование обгону до сих пор не существует. И это несмотря на то, что пункт 11.3 ПДД напрямую запрещает создавать помехи при маневрировании путем ускорения или иными действиями.
Несколько лет назад в Государственную Думу вносился законопроект, который предусматривал введение новой нормы – статьи 12.38 КоАП РФ. Она должна была установить санкции за опасное вождение, в том числе за воспрепятствование обгону. Однако этот документ так и не был принят.
Поэтому есть смысл поговорить с виновником произошедшего. Если он подтвердит в суде, что не заметил ваш автомобиль, например, из-за сильной усталости, то дело будет вполне реально выиграть.
Нормативные положения относительно скоростных режимов приведены в Разделе 10 Правил.
В данном Разделе отсутствуют какие-либо упоминания о том, что на мостах водителям нужно соблюдать определенный скоростной режим.
А это значит, что действует общий порядок:
- если мост расположен в пределах населенного пункта, двигаться по нему разрешено со скоростью, не превышающей 60 км/ч (п. 10.2. Правил);
- если же путепровод или эстакада находятся вне границ города, то скорость зависит от вида ТС и типа дороги – так, например, на путепроводе, расположенном на автомагистрали, легковым машинам можно двигаться со скоростью не более 110 км/ч, а на мосту, расположенном на других дорогах вне городов – не более 90 км/ч.
Отметим, что вышеуказанные разрешенные скорости справедливы только в случае отсутствия указателя 3.24. Его действие распространяется от места его нахождения и до:
- либо 1-го перекрестка;
- либо достижения границ населенного пункта.
Территория функционирования знака, регламентирующего ограничение скорости, может ограничиваться:
- табличкой 8.2.2.;