Как произвести расчет амортизации автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как произвести расчет амортизации автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.

Калькулятор износа легкового автомобиля

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату. Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя).

Количество жителей в регионе – 700 тыс. Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072, 8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0, 89 И1=0, 4, Пф=75, 4, И2=0, 89, Дф=5, А2=1, 12 , А3=1, 07 , А4=1, 050 Высчитаем значение самостоятельно: (И1хПф+И2xДф ) хА2xА3xА4=(0, 4х75, 4+0, 89х5 ) х1, 12х1, 07х1, 050=43, 55 % Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах: 600 000х43, 6/100=261 600 Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик. Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0, 2)=270 720 руб.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

Амортизация авто. Как и зачем?

Амортизационные списания:

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.
Читайте также:  Как заполнить и сдать расчет по страховым взносам за 1 кв. 2023 года: инструкция

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

Теперь непосредственно о том, как правильно рассчитать амортизацию для автомобиля. Всего существует несколько методов, каждый из которых теоретически можно использовать.

Но амортизационные значения считаются для каждой ситуации отдельно. Ответственные за бухгалтерию сотрудники выбирают, как и каким методом будет рассчитываться амортизация для принятого на баланс автомобиля.

Если говорить применительно к частному лицу, то для него не составит большого труда разобраться в том, как грамотно рассчитать амортизацию своего автомобиля на 1 км. Первые шаги к этому начинаются с определения расходов на запчасти, замену масла, ремонт и прочие траты в течение года. Затем эту сумму нужно просто поделить на пройденное за год количество километров. Это позволит понять, сколько денег вы тратите на 1 километр пробега. Топливо в расчёт не берётся.

Ремонт и модернизация самортизированных ОС

Полностью самортизированные объекты ОС могут нуждаться в ремонте или модернизации.

Если вы проводите модернизацию или реконструкцию таких средств, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете расходы на нее будут увеличивать текущую стоимость объекта.

При этом сумма начисленной в НУ за один месяц амортизации должна определяться как произведение увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта. То есть она будет зависеть от того, увеличился в результате модернизации СПИ или нет. Если срок остался прежним, применяется норма, установленная при вводе ОС в эксплуатацию. Если увеличился, норму следует пересмотреть (см. письма Минфина от 11.09.2018 № 03-03-06/1/64978, от 23.10.2018 № 03-03-06/1/76004, от 25.10.2016 № 03-03-06/1/62131)

О позиции налоговых органов в отношении начала амортизации модернизированного ОС узнайте из публикации «ФНС поддержала выгодный вариант амортизации модернизированного ОС».

Для целей бухучета у организации есть возможность выбора: продлевать срок полезного использования ОС или оставить прежним. Решение принимается исходя из того, сколько времени будет использоваться или какой объем продукции еще нужно выпустить на этом модернизированном ОС.

О бухгалтерском и налоговом учете модернизации вы узнаете из статьи «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».

Если вы осуществляете ремонт полностью самортизированных ОС, то расходы учитываются сразу в том периоде, в котором проводился ремонт. Для целей налогообложения эти расходы нужно учитывать в составе прочих расходов, а в бухучете расходы на ремонт относятся к расходам по обычным видам деятельности.

В налоговом учете при отражении полностью самортизированного имущества необходимо учитывать некоторые нюансы законодательства.

С определением первоначальной стоимости в налоговом учете сложностей также не возникает, поскольку порядок формирования в случае приобретения бывших в эксплуатации основных средств (в т. ч. и полностью самортизированных) аналогичен общему порядку (п. 1 ст. 257 НК РФ) (учитывается сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования). То есть первоначальная стоимость объекта определяется в общем случае ценой его приобретения (без учета НДС).

Читайте также:  Новые правила расчетов с уволенными при ликвидации с 13.08.2020: обзор изменений

Отметим, что если приобретено имущество без остаточного срока эксплуатации, то расходы на проведение капитально-восстановительного ремонта, осуществленного до ввода объекта в эксплуатацию, увеличивают первоначальную стоимость объекта (письмо УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 № 16-15/062760@).

Что касается определения срока полезного использования, то здесь необходимо учитывать некоторые положения налогового законодательства, конкретно регламентирующие порядок установления СПИ в случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации.

В налоговом учете под СПИ признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В частности, ситуация с определением СПИ полностью самортизированных объектов основных средств определена Налоговым кодексом (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ): если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому в соответствии с Классификацией основных средств (утв. пост. Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация ОС)), или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Минфин России также разъясняет, что в этом случае налогоплательщик самостоятельно определяет СПИ и, соответственно, амортизирует объект до полного списания стоимости (письма Минфина России от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905, от 09.02.2011 № 03-03-06/2/29, от 05.07.2010 № 03-03-06/1/448, от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141).

Необходимо отметить, что суды настаивают еще и на том, чтобы учитывать при определении СПИ срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (пост. Девятого ААС от 17.01.2013 № 09 АП-38524/2012). В этом деле компания установила СПИ объекта основных средств, не имевших на момент передачи остаточного срока эксплуатации, в том числе исходя из иных факторов: специфики вида деятельности, требований пожарной безопасности, устойчивости конструктивных элементов в случае возникновения аварийной ситуации на объекте, требований по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, т. е. условий, которые фактически существуют в месте его эксплуатации.

Таким образом, устанавливая СПИ по основным средствам, полностью самортизированным у приобретающей стороны, организации необходимо учитывать всю совокупность факторов, непосредственно влияющих на дальнейший фактический срок эксплуатации объекта. В этом случае риск того, что налоговые органы сочтут установленный СПИ необоснованным, будет сведен к минимуму.

В то же время, опираясь на положения налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ) (в части возможности самостоятельно определять СПИ), у организаций велик соблазн установить СПИ менее 12 месяцев.

Однако в подобной ситуации будут высоки налоговые риски. Но у налогоплательщика есть возможность отстоять свое право, что, в частности, подтверждается судебной практикой. Так, существует дело, в котором суд пришел к выводу, что налогоплательщик имел право самостоятельно определить СПИ основного средства (трактора) стоимостью 160 000 рублей с учетом требований техники безопасности и других факторов равным 1 месяц (пост. ФАС ВСО от 28.06.2011 № А78-7667/2010). Доказательств необоснованности установления такого СПИ налоговая инспекция не предоставила.

Однако подчеркнем: с учетом ранее сделанного вывода устанавливать СПИ менее 12 месяцев рискованно, если организацией планируется использовать имущество за пределами установленного СПИ. Так, судьи рассматривали ситуацию, в которой организация определила СПИ для основного средства (бывшие в использовании склады, мельница) равным двум месяцам (пост. ФАС ДО от 08.11.2007 № Ф03-А73/07-2/3272). Однако на момент проведения проверки налогоплательщик фактически продолжал их использование в производственной деятельности. Суд поддержал инспекцию, аргументируя тем, что СПИ основного средства, с учетом которого определяется норма амортизации, означает срок его возможного использования для выполнения уставных целей общества и способности приносить доход исходя из технического состояния данного имущества.

Таким образом, налогоплательщик должен реально оценить предполагаемый СПИ, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов. Решение организации должно быть, помимо всего прочего, документально обоснованным. В частности, для того чтобы организация имела возможность самостоятельно определить СПИ по приобретенному основному средству, ей необходимо получить от предыдущего собственника данные о времени фактического использования основного средства до момента продажи.

Читайте также:  Частная жалоба на определение суда о восстановлении срока: краткая инструкция

Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, подтверждающих срок эксплуатации предыдущим собственником.

Однако существуют формы первичной документации по учету основных средств, которые могут служить необходимым доказательством (пост. Госкомстата России от 21.01.2003 № 7):

  • форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;
  • форма № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)».

Напомним, что в связи с изменениями, внесенными новым законом о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ), указанные формы первичных документов были обязательными к применению до 1 января 2013 года. Поэтому теперь все используемые формы первичных документов необходимо утвердить у руководителя и приложить к учетной политике предприятия.

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

Амортизация автомобиля: актуальные вопросы

Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?

Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.

Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?

Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.

Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?

Ответ: Требуется только расчетная ведомость.

Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?

Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.

Как рассчитать амортизационные отчисления для авто?

В отношении транспортных средств чаще всего выбирается либо линейный метод, либо пропорционально пройденным километрам.

Формулы расчета линейным способом:

Норма А. за год = 1 / СПИ в годах * 100%

Годовая А. = Первонач. стоимость * Норма А. за год

Норма А. за месяц = 1 / СПИ в месяцах * 100%

Ежемесячная А. = Первонач. стоимость * Норма А. за месяц (или Годовая А. / 12).

Можно ввести ускоряющий коэффициент для более быстрого списания стоимости авто в первые годы использования. При этом устанавливается коэффициент ускорения (в пределах 3-х).

Если выбран способ вычисления пропорционально пройденному пробегу в километрах, то формулы будут другие.

Формулы расчета по километражу:

Норма А. = Первонач. стоимость / Нормативный пробег в километрах

Годовая А. = Фактический пробег в километрах за год * Норма А.

Месячная А. = Фактический пробег в километрах за месяц * Норма А.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *