Возврат субсидий в бюджет нецелевое использование бюджетных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат субсидий в бюджет нецелевое использование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Примером нецелевого расходования средств субсидии, выделенной на выполнение госзадания, является инцидент, рассмотренный в Постановлении АС ВСО от 06.02.2018 N Ф02-7426/2017 по делу N А58-1435/2017. Как вытекает из материалов дела, по результатам проверки колледжу, являющемуся автономным учреждением, было вменено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание госуслуг. Так, часть средств была использована на оплату труда (с учетом страховых взносов) работников столовой, осуществляющих приносящую доход деятельность.

Возврат целевой субсидии при нецелевом использовании средств

Ассоциация подготовила материал о том, как отразить в учете возврат целевой субсидии, если по результатам последующего государственного финансового контроля ревизоры установили нецелевое использование и выдали предписание вернуть деньги.

Согласно письму Минфина от 15.12.2017 № 02-07-10/84803 возврат остатков неиспользованных субсидий на иные цели, восстановленных в сумме нецелевого использования за счет привлеченных средств от приносящей доход деятельности, отражают так:
Дебет 5 303 05 830
Кредит 5 304 06 730
Дебет 2 304 06 830
Кредит 2 201 11 610
— отражен возврат субсидии на иные цели.

А учредитель в учете делает проводки, которыми показывает возврат в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий:
Дебет 1 205 81 560
Кредит 1 401 10 180
— начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий;
Дебет 1 210 02 180
Кредит 1 205 81 660
— поступил в бюджет доход от возврата остатка субсидии на иные цели.

Каким работникам образовательных учреждений можно платить зарплату из средств регионального бюджета.

По данному вопросу можно отметить следующие выводы судов:

— средства субсидии, выделенной на госзадание из бюджета субъекта РФ, нельзя тратить на зарплату сотрудникам столовой (Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2019 N 302-ЭС19-7550 по делу N А58-4308/2017);

— неправомерно выплачивать из средств регионального бюджета зарплату работникам, которые непосредственно не реализуют образовательный процесс (например, кладовщик, сторож, машинист котельной). Оплата их труда должна финансироваться из местного бюджета (Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2019 N 303-ЭС19-2794 по делу N А51-28384/2017);

— труд повара на правах завпроизводством, повара, кухонного рабочего, завпроизводством столовой, заведующего столовой, рабочего по кухне, водителя автобуса не должен оплачиваться за счет субвенций региона. (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 N 05АП-3355/2019, 05АП-3427/2019 по делу N А51-6925/2018) В то же время такие должности, как бухгалтер, уборщик служебных помещений, замдиректора по безопасности, программист, специалист по кадрам, можно финансировать за счет бюджета субъекта РФ, поскольку их функции непосредственно связаны с образовательным процессом.

Кассация согласилась с указанными выводами нижестоящих судов в этой части (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2019 N Ф03-4306/2019 по делу N А51-6925/2018).

Страница отображения — Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Нецелевое использование бюджетных средств

При осуществлении надзора в бюджетной сфере довольно часто встречающимся нарушением законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаётся направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 15.

14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 4.5 КоАП РФ).

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Читайте также:  Брак Россиянки с Украинцем в России в 2023 году

Таким образом, к административной ответственности привлекается руководитель учреждения.

За нецелевое расходование бюджетных средств в крупном (свыше 1,5 млн. рублей) или особо крупном размере (свыше 7,5 млн. руб.) статьей 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *