О несостоятельности (банкротстве)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О несостоятельности (банкротстве)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).
Читайте также:  Со сколько лет можно подать в суд

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.

Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;

б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).

Читайте также:  Как правильно внести запись в трудовую книжку об увольнении по собственному желанию

Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.

Закон о банкротстве 2002 г. (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

  • договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
  • исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
  • договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Реестр несостоятельности – назначение

Информация о субъектах несостоятельности (банкротства) относится к открытым сведениям и размещается в публичном доступе. В связи с этим разработан специальный федеральный ресурс, где ведется ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Документ содержит только официальные данные обо всех банкротах, текущем состоянии процедуры, проводимых торгах. Общедоступная информация подлежит раскрытию в соответствии с законодательными требованиями стат. 28 Закона № 127-ФЗ.

Чтобы объявления о несостоятельности попали в единый реестр, необходимо подать данные уполномоченному оператору «Интерфакс». Представлять сведения вправе арбитражные управляющие или СРО управляющих. Услуга размещения является платной. Помимо публикации информации на сайте управляющий обязан направлять сведения о ходе процедуры банкротства в публичное печатное издание «Коммерсантъ». Передаваемые данные представляются в письменном виде с соблюдением требований п. 6.1 стат. 28. Для каждого из применяемых этапов банкротства установлен свой перечень обязательных сведений.

В настоящее время одной из самых типичных особенностей становления экономики Российской Федерации является рост числа предприятий, подпадающих под условия и признаки банкротства, установленные законодательством о несостоятельности.

Известно, что возбудить процедуру банкротства против любого субъекта экономических отношений, вне зависимости от суммы долгов и активов предприятия, не составляет ни малейшего труда.

Повальное использование инструмента банкротства в отношении предприятий должников губительно сказывается на инвестиционном климате и экономической ситуации в РФ.

Параллельно с этим будет нецелесообразно отказаться от использования процедур банкротства в тех случаях, когда продолжение деятельности предприятий-должников обусловлено увеличением долгов перед кредиторами.

Банкротство выступает как неизбежный и объективно детерминированный итог формирования рыночных отношений. Причин для выдвижения такого тезиса достаточно много и среди них, прежде всего, неспособность и неумение хозяйствующего субъекта установить эффективное производство пользующейся спросом продукции по причине отсутствия должного опыта и знаний.

Таким образом, целью данной статьи является изучение особенностей и проблем правового регулирования банкротства субъектов предпринимательства.

Общие положения ситуации

Процедура банкротства регулируется несколькими правовыми актами, а не только законом о банкротстве. Часть правовых актов регулирует процедуру для градообразующих, финансовых, страховых, сельскохозяйственных организаций, которые имеют свои особенности функционирования, которые необходимо учитывать.

На территории России делами банкротства занимается федеральная служба России по оздоровлению и банкротству. Она функционирует на правовых основаниях с 2004 года.

Банкротство может быть двух основных видов:

Судебное При судебном типе банкротства организация вынуждена проходить все пять процедур по признанию несостоятельности, исключая случаи, при которых используется усеченная схема. На любом этапе в этом случае возможно заключение мирового соглашения.
Внесудебное Внесудебным считается банкротство в том случае, если должник самостоятельно объявляет о своей несостоятельности без подачи заявления в суд. Процедуры внесудебной санации также относятся к досудебному типу банкротства.

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?

Читайте также:  Из больницы — в налоговую. Как вернуть деньги, потраченные на лечение

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации служит справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.

Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное — по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).

Заявление о банкротстве ИП

Право подать заявление о признании ИП финансово несостоятельным предоставляется следующим лицам:

  • непосредственно предпринимателю;
  • кредиторам ИП;
  • уполномоченным фискальным органам;
  • региональным органам власти, если у ИП имеются долги по выплатам в местный бюджет.

К исковому заявлению в суд прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • регистрационная документация;
  • перечень активов и задолженностей предпринимателя;
  • правоустанавливающие документы на имущество должника;
  • документы, подтверждающие финансовую несостоятельность ИП.

Последовательное выполнение описанных выше требований законодательства позволяет реализовать процедуру банкротства максимально оперативно и без излишних расходов. При необходимости целесообразно привлечь к делу юристов, специализирующихся на делах о финансовой несостоятельности ИП.

Последствия банкротства

Последствия признания несостоятельности ИП:

  • в течение пяти лет нельзя открывать новый бизнес;
  • при оформлении займа необходимо сообщать о своём статусе работникам кредитно-финансовой организации;
  • невозможно подать повторное заявление, если по какой-то причине рассмотрение дела в суде приостановится. Инициировать новый процесс могут только кредиторы.

Последствия банкротства для ИП жёстче, чем для физических лиц. Если вы планируете снова заниматься бизнесом в ближайшее время, то лучше банкротиться от лица гражданина. В этом случае ограничения более щадящие: на протяжении трёх лет запрещено занимать должности, связанные с непосредственным руководством компанией (президент, гендиректор).

Если в счёт погашения долга было реализовано имущество, то:

  • кредитные организации не могут потребовать от банкрота возврат долгов;
  • приостанавливаются взыскания по исполнительным листам;
  • не начисляется пеня за просрочку;
  • всеми финансовыми делами банкрота управляет арбитражный управляющий;
  • во время судебного процесса новые кредиты недоступны;
  • по требованию кредиторов должнику может быть запрещён выезд из страны.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *