Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О несостоятельности (банкротстве)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Какие бывают банкротства
Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.
-
Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
- реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
- временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
-
Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
- рядовых граждан;
- ИП-физлиц;
- юридических лиц.
-
Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
- истинное банкротство – см. реальное;
- преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
- фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).
В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.
Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
- созывать собрания кредиторов;
- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.
Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99 Закона о банкротстве 2002 г.).
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:
а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;
б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).
Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.
Закон о банкротстве 2002 г. (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:
- договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
- исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
- договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.
Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Реестр несостоятельности – назначение
Информация о субъектах несостоятельности (банкротства) относится к открытым сведениям и размещается в публичном доступе. В связи с этим разработан специальный федеральный ресурс, где ведется ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Документ содержит только официальные данные обо всех банкротах, текущем состоянии процедуры, проводимых торгах. Общедоступная информация подлежит раскрытию в соответствии с законодательными требованиями стат. 28 Закона № 127-ФЗ.
Чтобы объявления о несостоятельности попали в единый реестр, необходимо подать данные уполномоченному оператору «Интерфакс». Представлять сведения вправе арбитражные управляющие или СРО управляющих. Услуга размещения является платной. Помимо публикации информации на сайте управляющий обязан направлять сведения о ходе процедуры банкротства в публичное печатное издание «Коммерсантъ». Передаваемые данные представляются в письменном виде с соблюдением требований п. 6.1 стат. 28. Для каждого из применяемых этапов банкротства установлен свой перечень обязательных сведений.
В настоящее время одной из самых типичных особенностей становления экономики Российской Федерации является рост числа предприятий, подпадающих под условия и признаки банкротства, установленные законодательством о несостоятельности.
Известно, что возбудить процедуру банкротства против любого субъекта экономических отношений, вне зависимости от суммы долгов и активов предприятия, не составляет ни малейшего труда.
Повальное использование инструмента банкротства в отношении предприятий должников губительно сказывается на инвестиционном климате и экономической ситуации в РФ.
Параллельно с этим будет нецелесообразно отказаться от использования процедур банкротства в тех случаях, когда продолжение деятельности предприятий-должников обусловлено увеличением долгов перед кредиторами.
Банкротство выступает как неизбежный и объективно детерминированный итог формирования рыночных отношений. Причин для выдвижения такого тезиса достаточно много и среди них, прежде всего, неспособность и неумение хозяйствующего субъекта установить эффективное производство пользующейся спросом продукции по причине отсутствия должного опыта и знаний.
Таким образом, целью данной статьи является изучение особенностей и проблем правового регулирования банкротства субъектов предпринимательства.
Общие положения ситуации
Процедура банкротства регулируется несколькими правовыми актами, а не только законом о банкротстве. Часть правовых актов регулирует процедуру для градообразующих, финансовых, страховых, сельскохозяйственных организаций, которые имеют свои особенности функционирования, которые необходимо учитывать.
На территории России делами банкротства занимается федеральная служба России по оздоровлению и банкротству. Она функционирует на правовых основаниях с 2004 года.
Банкротство может быть двух основных видов:
Судебное | При судебном типе банкротства организация вынуждена проходить все пять процедур по признанию несостоятельности, исключая случаи, при которых используется усеченная схема. На любом этапе в этом случае возможно заключение мирового соглашения. |
Внесудебное | Внесудебным считается банкротство в том случае, если должник самостоятельно объявляет о своей несостоятельности без подачи заявления в суд. Процедуры внесудебной санации также относятся к досудебному типу банкротства. |
Формальные и неформальные признаки банкротства
Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.
Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации служит справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.
Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное — по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
Заявление о банкротстве ИП
Право подать заявление о признании ИП финансово несостоятельным предоставляется следующим лицам:
- непосредственно предпринимателю;
- кредиторам ИП;
- уполномоченным фискальным органам;
- региональным органам власти, если у ИП имеются долги по выплатам в местный бюджет.
К исковому заявлению в суд прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:
- регистрационная документация;
- перечень активов и задолженностей предпринимателя;
- правоустанавливающие документы на имущество должника;
- документы, подтверждающие финансовую несостоятельность ИП.
Последовательное выполнение описанных выше требований законодательства позволяет реализовать процедуру банкротства максимально оперативно и без излишних расходов. При необходимости целесообразно привлечь к делу юристов, специализирующихся на делах о финансовой несостоятельности ИП.
Последствия банкротства
Последствия признания несостоятельности ИП:
- в течение пяти лет нельзя открывать новый бизнес;
- при оформлении займа необходимо сообщать о своём статусе работникам кредитно-финансовой организации;
- невозможно подать повторное заявление, если по какой-то причине рассмотрение дела в суде приостановится. Инициировать новый процесс могут только кредиторы.
Последствия банкротства для ИП жёстче, чем для физических лиц. Если вы планируете снова заниматься бизнесом в ближайшее время, то лучше банкротиться от лица гражданина. В этом случае ограничения более щадящие: на протяжении трёх лет запрещено занимать должности, связанные с непосредственным руководством компанией (президент, гендиректор).
Если в счёт погашения долга было реализовано имущество, то:
- кредитные организации не могут потребовать от банкрота возврат долгов;
- приостанавливаются взыскания по исполнительным листам;
- не начисляется пеня за просрочку;
- всеми финансовыми делами банкрота управляет арбитражный управляющий;
- во время судебного процесса новые кредиты недоступны;
- по требованию кредиторов должнику может быть запрещён выезд из страны.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).
В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.
Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
- созывать собрания кредиторов;
- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.