Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Формирование соглашения о финансовой ответственности в отношении водителя, который исполняет свои трудовые обязательства при использовании авто фирмы, является незаконным. Это также касается ситуаций, когда данный гражданин занимает должность водителя-экспедитора.

Материальная ответственность водителя

В ситуации, когда во время исполнения возложенных на лицо обязанностей машина получает повреждения, применить к человеку полную материальную ответственность не получится. Данное правило относится не только к тем, кто занимает должность водителя, но и водителя-экспедитора. Прописаны такие положения в апелляционном определении Ростовского областного суда от 2015 года по делу № 33-6963/2015.

Причина невозможности установления таких мер кроется в том, что ответственность действует только в отношении тех объектов, которые вверены гражданину. К такому имуществу не может относиться средство передвижения, при использовании которого лицо исполняет свои обязанности на работе.

Также основанием для невозможности привлечения к такой ответственности выступает отсутствие должности в списке, закрепленном Правительством РФ. Стоит отметить, что в ситуациях, описанных в трудовом законодательстве, к данному сотруднику могут применяться меры полной материальной ответственности.

Договор материальной ответственности: образец

Если обязанности по доставке или сопровождению грузов возложены на несколько, к примеру, на двоих водителей, а не на одного, то ответственность между ними делится в равной степени. Подобные правила устанавливаются и для ситуаций, когда ответственными за груз являются граждане, управляющие автомобилями грузового типа или курьеры.

В законодательных актах не отражена единая форма данного акта. По этой причине при составлении документа можно воспользоваться свободным форматом.

В данном акте потребуется отразить:

  • данные человека, который работает водителем;
  • сведения об организации;
  • обязанности, возложенные на сотрудника;
  • меры ответственности;
  • права, присущие сторонам таких отношений.

Важным моментом выступает то, что указать в договоре на несение полной финансовой ответственности за сохранность авто, нельзя.

К примеру, если говорить про водителей такси, то можно заключить с ними подобное соглашение, так как они оказывают услуги по перевозке. По мере их завершения они получают от пассажиров денежные средства.

В соглашении указывает, что на гражданина возлагается ответственность за сохранность наличных средств, полученных от пассажиров.

Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.

Читайте также:  Какие уважительные причины для восстановления пропущенного срока подачи апелляционной жалобы

Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме

Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:

  • истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
  • сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
  • работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
  • им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).

Получение ущерба без договора

Если при принятии на соответствующую должность водителю не было предложено подписать образец договора о полной материальной ответственности за автомобиль, виновник все равно понесет наказание за причинение ущерба. Оценка действий водителя будет производиться согласно ГК, КоАП и УК. Разница в том, что в таком случае фирма не сможет производить самостоятельно удержания из заработной платы, в счет понесенного урона.

В ситуации, когда формально матотвественность сотрудника не наступает. Проблема решается в судебном порядке, устанавливается вина работника и факт причинения вреда. Водитель обязан не только убыток, но и судебные издержки.

Важно! Возмещение материального ущерба – это право работодателя, от которого он может отказаться частично или полностью.

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Читайте также:  Как поменять двигатель на машине и поставить на учет

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Разобравшись в том, несет ли водитель материальную ответственность за автомобиль, можно переходить к вопросу о том, как его можно обязать возместить ущерб.

Для того чтобы водитель мог быть привлечен к возмещению материального ущерба за поврежденную машину, работодателю необходимо доказать следующие юридические факты:

  • наличие официальных трудовых правоотношений (договор о принятии на работу, соглашение о материальной ответственности, подписанные работником и работодателем);
  • вина водителя, то есть он должен совершить умышленные действия, которые привели к повреждению транспортного средства (например, нарушение ПДД, неправильная эксплуатация машины, хранение ее в неустановленном для этого месте), она устанавливается самим работодателем, или уполномоченными органами, например постановлением ГИБДД, решением суда;
  • подтвержденная сумма конкретного материального ущерба, то есть наличие товарно-транспортного экспертного заключения (о повреждениях и стоимости восстановительных работ), балансовая стоимость машины (в случаях ее угона, или иного незаконного завладения третьими лицами).

Привлечение к возмещению убытков в случае утраты, или повреждении перевозимого груза происходит только в случае доказывания вины (умышленных действий) водителя при его транспортировке.

Важно запомнить, что судебная практика говорит о том, что с виновника (водителя), работодатель не может взыскивать неустойки (за простой транспортного средства, потерю или повреждения груза), а также упущенную выгоду.

Материальная ответственность водителя-экспедитора

Наниматель может заключить договор материальной ответственности с водителем как для защиты имущественных интересов, так и для предотвращения убытков, которые он может понести в случае нарушения должностных инструкций и несоблюдения правил безопасности.

Имущественная ответственность шофера может быть полной или индивидуальной – в зависимости от того, совмещает он свои обязанности с экспедиторскими или нет. Если водитель назначен на одну должность, при ДТП он несет индивидуальную ответственность и будет возмещать убытки только за поврежденную рабочую машину. Если работник является водителем-экспедитором, он несет полную имущественную ответственность – за машину и перевозимый груз.

По закону полная материальная ответственность может быть возложена на только водителя-экспедитора, потому что он участвует в управлении служебной машиной и обслуживает переданный ему груз (ст. 244 ТК РФ).

В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» от 31.12.

2002 № 85 указано, что соглашение о полной материальной ответственности можно оформить лишь с работниками, должности которых прописаны в этом постановлении. Профессия водителя туда не входит. Поэтому если юридическое лицо заключило с водителем подобное соглашение – это не будет основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

Материальная ответственность за пользование катером

Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права. Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.

Читайте также:  Альтернативная служба в армии что это такое и её виды в России в 2023 году

Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.

Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.

С кем заключать: границы ответственности

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти образец договора о материальной ответственности водителя 2020 года.

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

ВАЖНО!

Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль.

Материальная ответственность водителя экспедитора и связанные с этим обязанности

Стремительные и не всегда положительные изменения рыночной экономики просто вынуждают водителей транспортных компаний дополнительно выполнять обязанности экспедитора.

Принимая груз, водитель заключает договор материальной ответственности за служебный автомобиль и груз и с этого момента становится материально ответственным лицом. Снимается данная ответственность при получении груза заказчиком. Прежде чем взять на себя такую ответственность и в случае непредвиденных ситуаций справедливо понести наказание, водитель должен проконтролировать некоторые моменты.

Ответственность водителя велика, поэтому не стоит начинать транспортировку груза, не проверив прилагаемый к товару пакет документов. Сопроводительные документы должны быть соответствующего образца, в необходимом количестве экземпляров, оформлены и заполнены в соответствии с нормами законодательства.

Следующее, что стоит сделать:

  • проверить наличие и соответствие занимаемого количества мест документам;
  • целостность упаковки;
  • правильность размещения;
  • надёжность креплений в автомобиле.

Профессиональная деятельность водителя основана на взаимодействии с транспортным средством. Привлечь данного работника к полной ответственности возможно только в том случае, если в круг его должностных обязанностей входят работы, описание которых присутствует в Перечне Министерства труда.

В указанный список входит должность экспедитора. Из этого следует вывод — работодатель вправе заключить с водителем-экспедитором соглашение о полной мат. ответственности.

Такие сотрудники отвечают за сохранность перевозимых грузов, поэтому их работе особое повышенное внимание.

Избежать наказания сотрудники могут путем соблюдения установленных правил. В случае нарушения работодателем прав трудящихся последние могут обратиться с жалобой в вышестоящие органы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *