Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Как учитывать основные средства в 2021 году
В 2021 году действуют сразу два нормативно-правовых акта по учету основных средств:
- еще можно последний год применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);
- уже можно перейти на новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).
Оба документа предусматривают упрощенный учет малоценных основных средств. Но общий подход к упрощению учета за прошедшие годы серьезно изменился.
Так, в пункте 5 ПБУ 6/01 говорится, что активы, отвечающие всем признакам основных средств, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).
А согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, организация может принять решение не применять указанный стандарт в отношении активов, отвечающих всем признакам основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.
Первое, на что обращаем внимание, — разный порядок учета малоценных основных средств. Прежний стандарт (ПБУ 6/01) предлагает нам учитывать такие объекты в составе МПЗ. Новый ФСБУ 6/2020 — сразу отражать в расходах.
Следующий важный момент — способ определения, какие основные средства достойны инвентарного номера, а какие — нет.
Применяя ПБУ 6/01, бухгалтер устанавливает границу стоимости ОС, и все, что оказывается меньше этой границы, учитывается как МПЗ. В ПБУ 6/01 также определен максимальный размер этой границы — 40 тыс. руб. Получается, что, например, ноутбук за 39 тыс. руб. — это не основное средство, а почти точно такой же ноутбук за 41 тыс. руб. — уже основное средство.
В новом ФСБУ 6/2020 максимальная величина стоимостного лимита в виде конкретной суммы отсутствует. Помимо этого, отсутствуют указания, что лимит устанавливается за единицу актива и что лимит измеряется в денежных единицах. В то же время введено требование, что лимит устанавливается с учетом существенности.
Напомним, что понятие существенности в бухгалтерском учете не новое. Оно приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Причем понятие существенности неразрывно связано с требованием рациональности:
- «Учетная политика организации должна обеспечивать… рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации» (п. 6 ПБУ 1/2008);
- «В той степени, в которой применение учетной политики… приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности, организация вправе выбирать способ бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности… Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно…» (п. 7.4 ПБУ 1/2008).
Как учитывать малоценное оборудование и запасы в «1С:Бухгалтерии 8»
Рассмотрим особенности учета малоценного оборудования и запасов.
До сих пор мы анализировали только требования бухгалтерского учета, где такой объект списывается на расходы при приобретении.
Но есть еще и налоговый учет по налогу на прибыль, где для признания расходов следует дождаться момента выдачи конкретного инструмента конкретному сотруднику (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). И неважно, что в бухгалтерском учете этот инструмент уже списали в расходы.
Есть еще складской учет, согласно которому инструмент до выдачи сотруднику лежит на складе вместе с другими материалами.
Так что упростить учет малоценных объектов не так-то просто. Пользователи программ 1С уже сталкивались с разным отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете, но в данном случае речь идет не об абстрактных расходах, а о конкретном предмете, который по-прежнему лежит на складе. А складской учет по своей сути всегда единый — сумма может отличаться в бухгалтерском или налоговом учете, но количество должно быть общее.
Для обособленного учета малоценного оборудования и запасов (объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете) в План счетов «1С:Бухгалтерии 8» было решено добавить отдельный счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы» и открыть к нему субсчета:
- 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» (активный счет). На этом счете отражается вся информация по поступившему малоценному объекту — количество, бухгалтерская и налоговая стоимость;
- 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов» (пассивный счет). На этом счете отражаются расходы на малоценные объекты, при этом количественный учет отсутствует. Счет 10.21.2 выполняет функцию регулирующего счета по аналогии со счетом 02 «Амортизация основных средств».
Применение ПБУ 6/01 для малоценных основных средств в 2021 г.
В законодательстве нет особых переходных положений, а потому у компаний в 2021 г. могут возникнуть определенные трудности, если они не перейдут на ПБУ 6/2020. Они могут еще применять ПБУ 6/01, но им нужно будет особым образом учитывать малоценные ОС.
Если по конкретному способу ведения бухучета в федеральных стандартах нет ответа, то компании должны руководствоваться п. 7.1 ПБУ 1/2008. В нем сказано, что субъект должен разработать способ с учетом требований федерального и отраслевого законодательства о бухучете.
В этом случае хозяйствующий субъект использует такие документы как МСФО, федеральные и отраслевые стандарты бухучета, рекомендации по бухучету, например, от Бухгалтерского методологического центра (БМЦ) № Р-100/2019-КпР. В данной рекомендации предлагается применять такой порядок бухучета ОС:
- выделяются группы основных средств, информация по которым заведомо несущественная. Действие проводится с учетом особенностей деятельности компании и структуры ее активов. При этом не используется стоимостной лимит, указанный в п. 5 ПБУ 6/01 для отдельных ОС;
- действие регулярно пересматривается, не менее 1 раза в год;
- при принятии такого решения расходы на ОС по несущественным группам независимо от стоимости конкретных объектов списываются в затраты по обычным видам деятельности в момент их осуществления;
- ОС по существенным группам независимо от стоимости конкретных объектов учитываются в общепринятом порядке.
Развития экономики не будет
Если где-то прибыло, значит где-то убыло, причём не только в ФНБ. Некоторые статьи расходов очень сильно порежут.
Первым делом под нож пойдёт «Национальная экономика». Илья Гращенков считает, что иначе никак: в нынешних условиях велика вероятность, что деньги улетят в трубу без должного эффекта.
— В условиях дефицита бюджета необходимо сокращать программы, нацеленные на развитие. В 2022 году они все по-прежнему реализуются. Продлятся они в 2023 году: запланирован питерский экономический форум, сохранятся нацпроекты, в том числе и по инвестиционному развитию. Но надо смотреть на ситуацию объективно и вырезать часть расходов, которые уйдут просто в пустоту. Многие нацпроекты надо пересматривать в корне.
Старые песни о главном: сколько раз российские чиновники меняли Windows на Astra Linux
История с переводом госслужбы на свободное ПО тянется уже не первое десятилетие. Еще в 2010 году Владимир Путин утвердил программу перехода госорганов на Linux.
«План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения» — так назывался документ, разработанный Минкомсвязи и призванный в обязательном порядке внедрить открытое ПО по все государственные учреждения. План был подписан лично Владимиром Путиным, программа предусматривала реализацию в течение пяти лет.
Спустя 5 лет в системе госслужбы ничего не изменилось. А ведь была разработана поэтапная инструкция с конкретными шагами развертывания программных комплексов. Правительство утверждало, что намерено внедрить не просто репозиторий дистрибутива Linux, но «магазин приложений, подобный App Store». Аналитики активно обсуждали спорные моменты властной инициативы… В общем, жизнь кипела, бюджет пилился.
12 ноября 2020 года, на волне импортозамещения, опять пришла новость: «Госорганы России массово меняют Windows на Astra Linux». Согласно плану, 26 органов исполнительной власти России должны были перейти на отечественный софт вместо операционной системы Windows.
Сергей Собянин прокомментировал новости о второй волне мобилизации в РФ
Сергей Собянин сделал заявление по поводу слухов об очередной волне мобилизации в России. По его словам, такие новости являются провокацией, чтобы россияне бежали из страны.
«Я ранее сообщил о том, что 17 октября мобилизация в Москве закончена, мы отзываем повестки, в ответ же услышал, что это всё фигня, враньё, это они нас обманывают и так далее, — напомнил Собянин. — И эта тема, связанная с тем, что это мол всё неправда, что продолжают мобилизовать, что будет ещё волна, она постоянно дрожит».
Мэр убежден, что эти сообщения намеренно распространяются, чтобы нагнетать обстановку и те, кто этим занимаются, намеренно создают тревожное состояние у населения страны. По словам Собянина, ни о какой новой волне призыва для участия в СВО на данный момент речи идти не может, так как подобной необходимости нет.
В Минобороны РФ опровергли слухи о призыве граждан, имеющих заболевания
Министерство обороны России заявило, что недружественные государства, создают негативную информационную атмосферу в отношении частичной мобилизации в России. С этой целью они запускают ложную информацию о проведении призыва и условиях службы, что оказывает негативное влияние на членов семей военнослужащих, призванных на военную службу в рамках частичной мобилизации.
Так, например, в Сети стала появляться информация о незаконном призыве на военную службу граждан, имеющих тяжелые и хронические заболевания.
«Проверки показали, что сведения, представленные в Сети, не соответствуют действительности. По результатам работы вневедомственных военно-врачебных комиссий, указанные в запросах лица были признаны годными к службе в армии и не имели оснований для получения отсрочки», — опровергли фейки в Минобороны.
Власти отметили, что в случае ошибки, когда мужчину призвали на фронт с действительно прогрессирующим хроническим заболеванием, родственникам мобилизованного необходимо подать рапорт на имя командира воинской части. В этом случае будет организована дополнительная проверка.
В Госдуме оценили предоставление няни семьям мобилизованных
Заместитель Секретаря Генерального совета Партии, заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, руководитель Штаба по гуманитарному сотрудничеству при Генеральном совете Партии «Единая Россия» Анна Кузнецова высоко оценила опыт Марий Эл по внедрению социальных нянь для семей мобилизованных.
В своём Телеграм-канале она написала, что данная инициатива важна и полезна, передает «Российская газета».
«Считаю, нужно как минимум тиражировать эту практику и предлагать меры по её поддержке на федеральном уровне», — заявила Анна Кузнецова.
По её словам, ранее будучи детским омбудсменом она предлагала реализовать идею о социальных нянях. Причём проект поддержали в Минтруде РФ. Однако программа не была претворена в жизнь.
«Сегодняшнее время показывает, что эта инициатива становится ещё более актуальна», — отметила Кузнецова.
МО РФ дало разъяснения по сокращению рабочего дня женам мобилизованных
На горячую линию Минобороны России продолжаются звонки от членов семей военнослужащих, призванных по частичной мобилизации.
«При этом иногда поступающие вопросы вызваны циркулирующими среди населения слухами», — отметили в Национальном центре управления обороной Российской Федерации.
В частности, супруга бойца попросила подтвердить информацию о наличии у жен мобилизованных граждан права на сокращение ежедневного рабочего времени на час при сохранении прежнего размера оплаты труда, информирует RT.
Специалисты разъяснили: сокращение рабочего дня (рабочей недели) с сохранением заработной платы за полное рабочее время предоставляется категориям лиц, определенным Трудовым кодексом Российской Федерации и другими специальными законами.
«Жены мобилизованных граждан не входят в отдельную категорию, пользующуюся правом на указанную льготу», — уточнили в Минобороны РФ.
Профессиональный или подоходный налог – что лучше?
Профессиональный налог выглядит выгоднее, чем подоходный: 16% против 10%. К тому же, в 10% уже включены взносы в фонд социальной защиты населения в размере 6%. Это значит, что пенсионеры, которые будут плательщиками НПД, фактически заплатят не 10%, а всего 4% — ведь они освобождены от уплаты страховых взносов. Остальные ИП по итогам года заплатят в ФСЗН не 35% от минимальной зарплаты, а 29%.
Министерство по налогам и сборам сейчас разрабатывает приложение, с помощью которого самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели смогут рассчитать и заплатить свои налоги. Анонсируется, что программа сможет учитывать как безналичные платежи, так и наличные оплаты и будет полностью готова к 1 января 2023 года.
Окунёмся в действительность
А имеем мы по состоянию на конец 2022 года предостаточно. Вот уж точно все смешалось в доме Облонских… Тут вам и не отзвучавшее еще эхо пандемии с ее изоляциями, удаленками и падением уровня доходов населения; СВО; бешеные скачки ключевой, и, как следствие, ипотечной ставки; падение доллара; мобилизация; прогнозируемое завершение льготных ипотечных программ. Кажется, вся худо-бедно выстроенная экономическая система рухнула, и совершенно непонятно, с чего начинать восстановление. В первую очередь обнажились слабые места – зависимость от западного кредитного финансирования и материально-технического обеспечения, которое у нас также заграничное – тут и строительные материалы/технологии, техника и еще много чего, что напрямую повлияло на удорожание себестоимости строительства.
Какой год 2023: какое животное — символ
2023 год уже точно будет необычным. Ведь он станет единственным обладателем «двойного покровителя» из мира животных — кролика и кота. Дело в том, что в Китае предстоящий год считается годом кролика, а во Вьетнаме — кота. Поэтому принято называть его годом Черного Водяного Кролика (Кота).
В соседстве двух животных нет ничего страшного. Тем более они имеют огромное количество общих черт: оба милые, пушистые, с мягкими и в то же время острыми лапами. К тому же и кот, и кролик, умеют очень мягко приземляться на четыре лапы с любой высоты.
Главная характеристика кролика (кота) на 2023 год — черный и водяной. Цифра 3 как раз указывает на цвет знака — черный. Такой год случается лишь раз в 60 лет — его предшественниками были 1903 и 1963 года. Что интересно, в 1963 году в мире произошло много значимых событий. Человечество с возросшей активностью начало изучать космическое пространство, укреплять международные связи и развивать мировую культуру. В том же году произошел первый полет к звездам женщины-космонавта в лице Валентины Терешковой.
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.