Начисление пенсии в РК в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление пенсии в РК в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).

В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.

Обязательный уровень пенсии в Казахстане состоит из 2-х частей.

1) Солидарная часть — эта часть пенсии выплачивается из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Эта часть пенсии полагается не всем. Если у вас есть хотя бы 6 месяцев трудового стажа до 1 января 1998 года – вы будете получать трудовую пенсию. Ее размер составляет 60% от среднего дохода в месяц за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1998 года.

Со временем эта пенсия перестанет существовать из-за смены поколений. Произойдет это примерно к 2043 году, когда все у кого есть стаж работы до 1998 года выйдут на пенсию.

2) Выплаты из ЕНПФ. Это пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Кстати, пенсионные выплаты из ЕНПФ можно начать получать и раньше, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Выплаты из ЕНПФ можно уже получать при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета.
Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Пенсионный возраст в Казахстане

В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):

2023 г. 61
2024 г. 61,5
2025 г. 62
2026 г. 62,5
2027 г. 63

Пенсионная реформа в Казахстане

Сейчас в РК все еще происходит реформирование ПС ввиду большого количества пенсионеров. Началось оно в 1998 г. Но радикально пенсионную систему стали реформировать в 2018-2019 гг. Здесь также присутствует:

  1. повышение выплат;
  2. возможность досрочного изъятия накоплений;
  3. передача их части в частное управление;
  4. снижение комиссий, взимаемых ЕНПФ;
  5. отложенный аннуитет;
  6. реализация международного Соглашения о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС.
Читайте также:  Оплачивается ли отпуск по совместительству на 0.5 ставки

Запланированы и другие изменения:

  • отмена базовой части и ввод минимальной гарантированных выплат с 2028 г.;
  • появление дополнительных обязательных отчислений с 2023 г.;
  • увеличение взносов с 2029 г. с 1 до 5%;
  • направление накоплений сверх достаточного минимума на улучшение жилищного положения;
  • увеличение размера минимальных платежей из ЕНПФ.

Как изменятся размеры МРП, МЗП, базовые пенсии и ВПМ в 2021 году?

С 1.01.2020 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.

С 1.07.2020 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.

В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы» базовая пенсия в 2020 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.

Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.

Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:

  • КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
  • следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
  • далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
  • получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
  • и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.

Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:

  • Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2020 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
  • Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.

За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

“Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов”, – сказано в документе.

Закон утвердил:

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

В законе ут��ерждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

— работающие граждане, в пределах имеющейся суммы пенсионных накоплений, превышающей «порог достаточности» в соответствующем возрасте (сумма пенсионных накоплений, достаточная для обеспечения пенсионных выплат на уровне не ниже минимальной пенсии после достижения пенсионного возраста, с учетом будущего трудового периода и систематической уплаты пенсионных взносов);

— лица, заключившие договоры пенсионного аннуитета со страховыми компаниями, обеспечивающие им пожизненные аннуитетные выплаты в размере не ниже минимального размера пенсии – в пределах оставшейся в ЕНПФ суммы пенсионных накоплений;

— состоявшиеся пенсионеры (включая пенсионеров из числа силовых структур) – в пределах не более 50% оставшейся суммы пенсионных накоплений в ЕНПФ. При условии, что совокупный размер их пенсии (включая пенсию по возрасту или выслуге лет, базовую пенсию и выплаты из пенсионных накоплений) обеспечивает замещение утраченного дохода на уровне, соответствующем международным стандартам (не менее 40%).

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий в 2023 в Краснодарском краи

Под «порогом достаточности» рассматривается минимальная необходимая сумма пенсионных накоплений для вкладчика определенного возраста, которая, с учетом будущих регулярных 10% пенсионных взносов в ЕНПФ от его дохода (не ниже минимальной заработной платы), позволит обеспечить пенсионными выплатами не ниже размера минимальной пенсии.

«Порог достаточности» устанавливается одинаковым для женщин и мужчин и рассчитывается для каждого возраста. При этом он будет пересчитываться для новых получателей, исходя из складывающихся параметров (доходность, инфляция, размер минимальной выплаты и т.д.);

Законопроектом также предусматривается, что вышеуказанные категории граждан могут воспользоваться частью пенсионных накоплений с целью улучшения жилищных условий или для оплаты лечения для себя, супругов или близких родственников (дедушки/бабушки, родителей, детей, внуков, братьев/сестер). Для целевого использования также можно будет объединять денежные средства указанных членов семьи.

При соответствии установленным требованиям ограничений по количеству изъятий не предусмотрено, т.е. допускается, что граждане могут повторно использовать часть пенсионных накоплений на одну и ту же либо на другую цель.

Порядок улучшения жилищных условий за счет выплат пенсионных накоплений утверждается Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.

Правила направления граждан на получение медпомощи за счет выплат пенсионных накоплений будут определяться Министерством здравоохранения РК.

Правила передачи пенсионных активов в доверительное управление будут определены Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.

  1. Пенсия в Казахстане: статистика начисления
  2. Что такое базовая пенсия?
  3. Что такое солидарная пенсия?
  4. Что такое накопительная пенсия?
  5. Минимальная пенсия в Казахстане
  6. Пенсия по инвалидности: начисление, размер пенсии инвалидам
  7. График выхода на пенсию в Казахстане: пенсионный возраст

Чем старше мы становимся, тем все больше мы начинаем думать о пенсии. И, наверное, многие из нас мечтают о беззаботной жизни по наступлению пенсионного возраста, когда не нужно работать, можно жить в свое удовольствие, а денег хватает и на хорошую жизнь, и внукам на мороженное, и на путешествия.

Сегодня речь пойдет о пенсиях, о пенсиях в Казахстане.

Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2018 насчитывалось 2 192 549 человек, получающих пенсии. В 2008 году получателей пенсий было 1 640 498 человек. То есть, за 10 лет количество пенсионеров увеличилось более чем на пол миллиона (на 552 051 человек). Это говорит о том, что с каждым годом, получающих пенсии в Казахстане становится все больше и больше.

Численность получателей пенсий за последние 10 лет

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1662877

1695301

1732412

1759321

1863615

1918516

1980847

2061660

2147942

2192549

Претендовать на пенсионные выплаты имеют право граждане республики, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК.

Как начисляют пенсию в Казахстане?

Пенсионный калькулятор: как посчитать свою пенсию

Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.

Вид пенсии Описание
Базовая Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 15,2 тыс. тенге/30 календарных суток.
Солидарная пенсия в Казахстане Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев.
Накопительная Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 249 МРП.

Сегодня размер базовых пенсионных выплат составляет 50% от ПМ. После повышения, ее процент будет варьироваться от 53 до 100% ПМ.

Социальные доплаты будут начисляться на основании трудового стажа, который был выработан до 01.01.98. А также при подсчете будет учтен период поступления пенсионных взносов в накопительную часть ПС после 1998 года.

При десятилетнем трудовом стаже размер пенсии в Казахстане составит 54% от ПМ. За каждые 12 месяцев свыше десятилетнего стажа будет добавлено по 2%.

Повышение пенсии в Казахстане в 2022 году — на сколько процентов вырастут выплаты пенсионерам

Казахстанские чиновники, отвечающие за социальную политику, уверяют — уровень пенсий в их стране выше, чем пенсии в соседних государствах, включая Россию. В начале следующего года пенсионные выплаты для казахстанских пенсионеров будут дополнительно проиндексированы, причем в темпе, опережающем рост цен в стране. Каким будет повышение пенсии в Казахстане в 2022 году, на сколько процентов вырастут пенсионные выплаты в государстве.

Средняя пенсия пожилого жителя Казахстана вырастет, таким образом, на 5 728 тенге и составит сумму около 87 тысяч тенге. В переводе на российские рубли это около 15,6 тысяч рублей — примерно такую среднюю пенсию официально обещает россиянам в 2022 году и российская власть. Так что чисто по формальным признакам положение казахстанских и российских пенсионеров более или менее равно.

Каковы изменения в пенсионном обеспечении в 2022 году?

С 1.01.2022 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.

С 1.07.2022 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.

В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюджете на 2019-2022 годы» базовая пенсия в 2022 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.

Досрочный выход на пенсию в Казахстане

Возрастные ограничения являются для людей критическим показателем. Это, довольно-таки, высокий возраст, в котором порой не удается найти посильную работу. Именно эти условия заставляют задуматься, как можно выйти на пенсию пораньше. Но в действительности это «удовольствие» доступно лишь малой части населения:

  1. Проживающие около Семипалатинского ядерного полигона. Люди, которые по незнанию были подвержены радиоактивному излучению.

Основные требования:

  • проживание не менее 5 лет в общей сложности (с 29.08.49г по 05.07.63г);
  • наличие стажа, женщинам – 20, мужчинам – 25 лет при достижении возраста женщинам – 45 лет, мужчинам – 50.

Кроме общего перечня документов нужно предъявлять документацию, свидетельствующую о проживании на данной территории.

  1. Многодетные матери. Пенсионный возраст – 53. При этом требуется выполнение следующих условий:
      детей должно быть 5 (и более);
  2. самому младшему из которых должно быть по меньшей мере 8 лет;
  3. наличие совокупного стажа работы не меньше 20 лет.

У многодетных матерей список дополняется документами на детей – свидетельство о рождении (удостоверение личности), справка с места учебы, свидетельство о смерти ребенка (при наличии) и другие.

Трудовая пенсия по старости

Следующий калькулятор поможет вам рассчитать размер трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Для расчета обязательно требуется задать: дату назначения пенсии, ваш пол, возраст, страховой стаж, стаж в СССР, ваш средний заработок в 2000-2001 годах или за любые 5 подряд идущих лет до 2002 года, а также сумму всех страховых взносов с учетом индексации после 2002 года.

Это интересно: Когда Льготы Ветеранов Труда Распросранятся На Членов Семьи

В результате будет выдан размер пенсии на текущую дату и детали ее вычисления. На данный момент калькулятор не учитывает надбавки и повышения, инвалидность, новый порядок расчета пенсии, который вступит в действие для пенсий после 2020 года.

Читайте также:  Можно ли в РФ прописаться на даче в 2023 г.

Календарь выхода на пенсию женщин Казахстана

Согласно законопроекту, разработанному Министерством национальной экономики Казахстана, с 2022 по 2024 год в бюджете запланировано увеличение средств на выплату пенсий до 6,6 млн тенге.

Ведомство приняло решение перечислить в республиканский бюджет 2,4 трлн тенге (в 2022 году), 2,2 трлн тенге (в 2023 году) и 2 трлн тенге (в 2024 году).

Средства предназначены для выплаты пенсий. Вступление закона в силу запланировано на 1 января 2020 года.

13 сентября 2021 года завершится публичное обсуждение проекта постановления об увеличении выплат по утрате трудоспособности и потери кормильца.

Документом предусмотрен рост социальных пособий из Государственного фонда соцстрахования, назначенных до 1 января 2022 года, на 5%. Предыдущее повышение также на 5% состоялось в 2021 году.

Помимо этого, с 1 января 2022 года запланировано увеличение на 7% пенсий по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Размеры пенсий и пособий с 1 января 2021 года

Пример. Гражданин Петров П.П. до 1 января 2021 года является получателем: пенсии по возрасту в сумме 35 925 тенге, базовой выплаты в сумме 20 931 тенге (общий стаж П.Петрова — 20 лет). Итого к выплате – 56 856 тенге.

С 1 января 2021 года с учетом повышения сумма выплат составит: пенсия по возрасту в сумме 38 440 тенге, базовая выплата в сумме 21 977 тенге (общий стаж 20 лет, 74 % от размера ПМ — прожиточного минимума). Итого к выплате – 60 417 тенге.

После реформы на начисление пенсии к влияющим факторам добавился ИПК — Индивидуальный пенсионный коэффициент. Рассчитать его достаточно просто, введя в форму на сайте зарплату до вычета НДФЛ. По другому ИПК называют пенсионными баллами. Они влияют на страховые пособия по старости, которые вычисляются путем умножения баллов на цену одного балла в конкретном году и суммированием этих значений.

Условия получения пособия по старости:

  • Наличие пенсионного возраста: с 55 лет женщины и с 60 — мужчины.
  • Определенное количество лет стажа уплаты страховых взносов. С 2024 года эта цифра достигнет 15 лет.
  • Минимальное количество пенсионных баллов: 30.

Важно: число баллов за год ограничено. В 2021 году — это 10, а в 2021 — 10 для граждан, у которых нет пенсионных накоплений. Иначе фигурируют другие цифры: до 6,25% в 2021 году.

Стоит помнить: государство регулярно индексирует страховую пенсию, в то время как накопительная находится в НПФ или УК, в зависимости от желания гражданина, и не подлежит индексации. Проверенные фонды инвестируют эти средства в финансово выгодные проекты, увеличивая доход клиента. Если программы окажутся провальными, то клиенту остается надеяться на сумму, которую уже внес ранее.

ИПК могут начислять не только по трудовому стажу, но и в некоторых ситуациях, описанных в законе.

1,8 балла начисляется за один год ухода за следующей категорией граждан:

  • инвалид I группы;
  • ребенок-инвалид;
  • старики старше 80 лет;
  • ребенок до 1,5 лет (обоим родителям).

1,8 также начисляется за один год службы в армии по призыву. Если родитель берет годичный отпуск для ухода за вторым ребенком, то ему начислят 3,6 балла, а за третьего и четвертого — уже 5,4.

Пенсионный Фонд стимулирует людей выходить на пенсию как можно позже, предлагая увеличение фиксированных выплат и страхового денежного пособия на 36% и 45% баллов соответственно, если гражданин обращается через 5 лет после получения права на обеспечение в старости. Через 10 лет фиксированная выплата вырастет в 2,11, а страховая — в 2,32.

Военная пенсия имеет также свою формулу расчета:

  • 50% х (размер оклада воинской должности и звания + надбавка за выслугу лет) + понижающий коэффициент х 3% (при службе более 20 лет за каждый год, не более 85%) + 2% (каждый год в случае не индексации денежного довольствия).

Различают три вида военной пенсии:

  • по выслуге лет;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца — получают родственники, если он пропал без вести или умер.

Важно: если 20 лет выслуги не набирается, пенсию начисляют по смешанному стажу.

Порядка 10 миллионов граждан — работающие пенсионеры, и в 2021 году Правительство может оставить эту категорию без пенсий. К ним относятся лица, получающие заработную плату и делающие отчисления в фонд, а также самозанятые. Пенсионные выплаты с начала 2021 года увеличены на 3,7%. Начисление баллов за трудовой стаж возможно в размере не более 3 и в сумме это 244,47 рублей.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *