Кто виноват перевозчик или заказчик у которого осуществляли погрузку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто виноват перевозчик или заказчик у которого осуществляли погрузку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Срыв погрузки перевозчиком – термин, описываемый в первом и втором пунктах статьи 34 Устава. Раздел называется «невывоз по вине перевозчика груза…» и «непредоставление ТС…». Пункт 9 того же устава гласит, что отправитель может отказаться от реализации условий соглашения и потребовать уплату штрафа с транспортной компании, если она предоставила автомобили, контейнеры, неприспособленные для перевозки, или они прибыли в конечный пункт с опозданием.

Срыв погрузки по вине заказчика

В Уставе УАТиГНЭТ срыв погрузки заказчиком регламентируется пунктами 1 и 2 статьи 35 и комментируется как «непредъявление для перевозки груза…» или «отказ от пользования ТС…».

В пункте 4 этого же устава приводятся случаи, в которых товар будет считаться не подготовленным к транспортировке:

  • Предъявление груза с опозданием.
  • Предъявление продукции, предназначенной для доставки в другой пункт (не тот, который оговорен в заявке).
  • Предъявление материальных ценностей, не оговоренных в соглашении;
  • Срыв загрузки по вине заказчика, если товар не соответствует требованиям регламента перевозки, или не был приведен в готовность в течение отведенного срока.

Правила устава не уточняют, сколько времени должно пройти после истечения срока, чтобы погрузка была признана сорванной из-за опоздания.

Как сказано в пункте 30 ППГАТ, груз признается готовым к транспортировке, если он соответствует конкретным требованиям:

Параметр: Соответствие:
Подготовка наличие упаковки и затаренность согласно стандартам, техническим актам или другим документам, сопровождающим груз, тару и упаковку
Упаковка (если она имеется) присутствует маркировка
Масса не должна быть иной, чем приведена в накладной документации.

Если упростить все выписки – когда перевозчик прибывает для разгрузки, но ему отказывают по причине: «вода не разлита, коробки не запечатаны и др.», то это и значит «срыв погрузки по вине заказчика», так как товар не был подготовлен должным образом.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Административная ответственность за перегруз

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Читайте также:  Малообеспеченная семья 2023 какие льготы

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Прежняя точка зрения чиновников: штрафы облагаются НДС

Ранее чиновники были убеждены в том, что штрафы включаются в налоговую базу по НДС.

Минфин России настаивал на том, что штрафы и пени, полученные продавцом от покупателя за несвоевременную оплату предоставленных услуг, связаны с их оплатой. Соответственно, руководствуясь подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, полученные штрафы необходимо облагать НДС (письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-11/311, 18.05.2012 № 03-07-11/1 и 11.09.2009 № 03-07-11/222).

Удалось найти только два судебных решения, где разделяется эта точка зрения. Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.12.2017 № 09АП-55686/2017 по делу № А40-92184/17 указал, что штрафные санкции, полученные поставщиком от покупателя за нарушения обязательств по оплате, облагаются НДС. При этом суд разъяснил, что с полученных штрафных санкций исчислять НДС должны поставщики, продавцы, арендодатели, лизингодатели, перевозчики и т. д. Аналогичное решение было приведено в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 № 09АП-24018/2017-ГК, 09АП-38553/2017-ГК по делу № А40-255045/16 (постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2018 № Ф05-19797/2017 данное постановление оставлено без изменения).

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Предельно допустимые габариты транспортных средств

 Длина 
 Ширина 
 Высота
 Одиночное ТС, прицеп - 12 м
Все транспортные 
средства - 2,55 м
Все транспортные
средства - 4м
 Автопоезд - 20 м 
Изотермические кузова 
транспортных
средств - 2,6 м

Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеров.

Более того, Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ внесены дополнения в КоАП РФ, в соответствии с которыми теперь к административной ответственности могут быть привлечены и грузоотправители. Так, согласно п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.

Приведем пример из судебной практики, когда организация-грузоотправитель была привлечена к административной ответственности по п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

По общим правилам в случае, если в процессе перевозки груза он был поврежден, перевозчик (экспедитор) должен возместить заказчику ущерб в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость товара, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости (объявленной стоимости). Однако в отдельных случаях перевозчик (экспедитор) имеет все основания отказать отправителю в возмещении ущерба, в частности, если повреждение груза:

  • произошло по причине его неправильного крепления в автотранспорте (если согласно договору обязанность крепить груз лежала на грузоотправителе);
  • связано с несоблюдением особых условий перевозки, при этом грузоотправитель не обозначил их в транспортной накладной.

Кроме указанных последствий, халатное заполнение транспортной накладной может послужить причиной для выставления грузоотправителю штрафных санкций, в том числе установленных п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта (20% провозной платы), п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ (для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.).

Кто отвечает за перегруз по осям перевозчик или грузоотправитель

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину.

При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать.

Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель.

Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза.

К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера.

К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана.

Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым.

Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте.

Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Читайте также:  Предельный возраст муниципального служащего в 2023 году

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 103 ВК РФ). Несколько специальных норм по этому поводу содержится в ст. 150 КТМ РФ: перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его. В случае, если принятый для перевозки груз в силу своих свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями. Период, в который перевозчик отвечает за сохранность груза, исчисляется на различных видах транспорта неодинаково.

На железнодорожном транспорте погрузка грузов в вагоны, а также их выгрузка по общему правилу обеспечивается грузоотправителями (грузополучателями). Однако по договору с грузоотправителями (грузополучателями) перевозчики при наличии у них соответствующих погрузочно-разгрузочных приспособлений могут принимать на себя обязанность по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Погрузку контейнеров в местах общего пользования обязан производить перевозчик за счет грузоотправителя (ст. 21 УЖТ). В тех случаях, когда обязанность по погрузке лежит на грузоотправителе, перевозчику передается уже погруженный в вагоны груз. В этом случае обязанность обеспечить размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах в соответствии с техническими требованиями лежит на грузоотправителе. Соответственно на нем же лежит и ответственность за утрату, порчу или повреждение груза, вызванное ненадлежащим исполнением этой обязанности (ст. 95 УЖТ). Если отправитель не имеет для этого необходимых креплений оборудования, материалов, средств пакетирования и иных приспособлений, то он может взять их во временное пользование у перевозчика на условиях договора (ст. 24 УЖТ). Перевозчик же имеет право, но не обязан проверять достоверность массы груза, его наименования и других сведений, указанных грузоотправителями в накладных (ст. 27 УЖТ). В тех случаях, когда обязанность погрузки лежит на перевозчике, момент перехода груза под ответственность перевозчика определяется не передачей ему погруженных вагонов, а предоставлением груза для погрузки в транспортное средство.

На морском транспорте ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне несет перевозчик.

На внутреннем водном транспорте погрузка груза осуществляется либо грузоотправителем, либо перевозчиком в порядке, установленном договором, если иное не установлено правилами перевозок (ст. 73 КВВТ РФ).

При осуществлении автомобильных перевозок погрузка осуществляется силами грузоотправителя (ст. 57 УАТ РСФСР). Правильность укладки и крепления груза с точки зрения его сохранности лежит на нем. Это вызвано тем, что выполнение этой обязанности связано со свойствами груза, которые должны быть известны грузоотправителю. Вместе с тем, шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе и сообщить грузоотправителю о замеченных нарушениях, грозящих сохранности груза при перевозке.

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Так, ст. 18 УЖТ предусматривает, что грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции и сохранность грузов. Требования к таре и упаковке предусматриваются соответствующими техническими требованиями. Перевозчик и владелец инфраструктуры имеет право провести проверку соответствия тары и упаковки грузов. Маркировка грузов играет важную роль в обеспечении их сохранности при перевозке. Она позволяет идентифицировать груз, особенно в случае его перевалки с одного транспортного средства на другое. Различают маркировку, наносимую грузоотправителем и железной дорогой. Отправительская маркировка должна содержатьманипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом («Верх, не кантовать». «Осторожно, хрупкое» и т.п.). Основные надписи должны содержать полное наименование грузополучателя, станции назначения и сокращенное наименование железной дороги, число грузовых мест в отправке (числитель) и порядковый номер места (знаменатель). Дополнительные надписи содержат полное наименование отправителя, наименование станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления. При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок.

Аналогичные правила о таре и упаковке содержатся в других транспортных уставах и кодексах (ст. 52 УАТ РСФСР, ст. 139 КТМ РФ, ст. 69 КВВТРФ).

Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров. Согласно ст. 28 УЖТ загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами (далее — ЗПУ). Такая обязанность возлагается на перевозчиков либо на грузоотправителей в зависимости от того, кто осуществляет погрузку. В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра контейнеры должны быть опломбированы новыми запорно-пломбировочными устройствами. Расходы перевозчика на предоставление запорно-пломбировочных устройств таможенным органам возмещаются за счет грузоотправителя. Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 17 июня 2003 г. № 24 установка ЗПУ осуществляется на исправные запорные устройства вагонов, контейнеров. Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном сообщении в вагонах, контейнерах без ЗПУ не допускается. Пломбирование вагонов, контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась возможность беспрепятственного визуального считывания нанесенной на ЗПУ информации. Типы применяемых при пломбировании вагонов и контейнеров ЗПУ и закруток, порядок учета, хранения и утилизации ЗПУ устанавливаются перевозчиком. ЗПУ должны иметь следующие знаки: буквенное сокращенное наименование перевозчика: индивидуальный контрольный знак из семи цифр: товарный знак предприятия-изготовителя: последнюю цифру года выпуска ЗПУ; название ЗПУ. Применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными индивидуальными контрольными знаками не допускается. Ряд грузов (например, мазут и сырая нефть, перевозимые в цистернах) допускается перевозить без пломб, но с наложением проволочных закруток, которыми укрепляются дверные накладки вагонов. Закрутки представляют собой проволоку диаметром 4-6 мм. оба конца которой вставляются в металлическую плашку, затрудняющую снятие закрутки, и которая обжимается тисками.

Аналогичные правила действуют на внутреннем водном транспорте (ст. 74 КВВТ РФ) и на автомобильном транспорте (ст. 64 УАТ РСФСР).

Исправность пломб наряду с исправностью вагона является объективным, но не единственным доказательством отсутствия доступа к грузу в пути следования, которое должно учитываться при решении вопроса об ответственности перевозчика за порчу или повреждение груза. Забота перевозчика о сохранности груза в пути следования подразумевает его аккуратность при осуществлении перевозки. В противном случае груз в запломбированном транспортном средстве может быть поврежден, например, при несоблюдении скоростного режима на сложных дорожных участках (при спуске с горки, на неровной дороге, на крутых поворотах и т.п.). Поэтому прибытие груза в пункт назначения в транспортном средстве за нарушенной пломбой грузоотправителя при его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче мест груза, но не может служить основанием освобождения от ответственности перевозчика в случае повреждения или порчи груза.

Другой комментарий к Ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке не охватывается конструкцией реального договора перевозки груза. Оно может быть включено только в консенсуальный договор перевозки. ГК предусматривает только одну разновидность таких договоров перевозки груза — фрахтование.

Если отношения между перевозчиком и грузоотправителем носят несистематический, разовый характер, обязательство перевозчика предоставить транспортное средство, а грузоотправителя — предъявить груз к перевозке возникает на основании заявки отправителя груза, принимаемой (акцептуемой) перевозчиком. Заявка может рассматриваться как оферта, т.е. предложение грузоотправителя перевозчику заключить договор. Она должна содержать все сведения, позволяющие определить объем перевозок, категорию перевозимых грузов, дату погрузки. Правила оформления и подачи заявок на отдельных видах транспорта регулируются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными актами органов исполнительной власти. Например, перевозки грузов по железным дорогам осуществляются по заявкам грузоотправителей, подаваемым в управления железных дорог по месту отправления грузов (ст. 11 УЖТ). Правила приема заявок на перевозки грузов на железнодорожном транспорте утверждены Приказом МПС России от 16 июня 2003 г. N 21.

Читайте также:  Требования безопасности при выполнении работ на высоте

При систематических перевозках основанием возникновения обязанности предъявить груз к перевозке и подать транспортное средство под погрузку может быть договор об организации перевозок (см. комментарий к ст. 798 ГК РФ).

2. Перевозчик обязан подать под погрузку в срок, установленный принятой от грузоотправителя заявкой, договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Законодательство различает пригодность транспортного средства в техническом и коммерческом отношениях. За техническую пригодность отвечает перевозчик. Он обязан подать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов транспортные средства (ст. 20 УЖТ, ст. 124 КТМ, ст. 71 КВВТ).

Коммерческая пригодность транспортного средства (состояние грузовых помещений, пригодных для перевозок определенных грузов, отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при их погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций грузовых помещений для перевозок предъявляемых грузов) определяется грузоотправителем или перевозчиком в зависимости от того, кто осуществляет погрузку (ст. 71 КВВТ, ст. 20 УЖТ). За коммерческую пригодность контейнеров отвечает грузоотправитель.

Грузоотправители вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. Транспортные средства, признанные непригодными, из числа поданных исключаются, и плата за пользование ими не взимается.

Отказ от непригодного транспортного средства — право, а не обязанность грузоотправителя. В практике арбитражных судов были прецеденты, когда перевозчик освобождался от ответственности за несохранность груза ввиду отсутствия его вины, если из обстоятельств дела следовало, что грузоотправитель, на которого возлагалась обязанность проверить пригодность транспортного средства, не отказался от непригодного транспортного средства (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу N А56-17438/03). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 1) последствия отправки груза в неисправных транспортных средствах различаются в зависимости от распределения прав и обязанностей по проверке состояния транспортного средства перед погрузкой.

Если техническую пригодность транспортного средства определяет перевозчик, он не освобождается от ответственности даже в случае, если грузоотправитель, осуществляющий погрузку, не воспользовался правом потребовать замены транспортного средства (п. 13 Постановления).

Если повреждение или утрата груза произошли из-за неисправностей арматуры, котлов и неисправностей приборов сливных цистерн, проверка состояния которых возлагается на грузоотправителя, обязанность возмещения причиненного ущерба не может быть возложена на перевозчика. Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон, контейнер, от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то перевозчик подлежит освобождению от ответственности за несохранность такого груза. В этом случае ответственность перед грузополучателем за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза может быть возложена на грузоотправителя.

3. Правила погрузки и выгрузки грузов определяются транспортными уставами и кодексами. Места погрузки устанавливаются перевозчиком. Конкретное место погрузки указывается грузоотправителем в заявке. В договоре фрахтования место погрузки определяется соглашением сторон.

Перевозчик обязан уведомить грузоотправителя о готовности транспорт��ого средства к погрузке (ст. 20 УЖТ, ст. 73 КВВТ, ст. 129 КТМ).

Погрузка грузов, а также выгрузка обеспечиваются грузоотправителями или грузополучателями. По договору с грузоотправителем погрузку может осуществлять перевозчик.

Грузоотправитель до предъявления груза к перевозке должен подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, транспортного средства и контейнеров. Транспортная тара и упаковка, качество грузов должны соответствовать установленным государственными стандартами или техническими условиями требованиям (ст. 139 КТМ, ст. 18 УЖТ, ст. 69 КВВТ).

Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель передает перевозчику транспортную накладную, а также документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства РФ.

Погрузка грузов, их размещение и крепление осуществляются в соответствии с техническими нормами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. При этом не должна превышаться грузоподъемность транспортного средства. Необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка.

4. Погрузка (разгрузка) транспортного средства должна осуществляться в определенные сроки. За их нарушение взыскивается штраф или применяются иные меры, предусмотренные транспортным законодательством. Например, КТМ выделяет срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей, — сталийное время, и дополнительный срок ожидания, когда перевозчик дает возможность погрузки (контрсталийное время), однако при этом взыскивает плату за простой судна — демередж (ст. 131, 132 КТМ). Сталийное и контрсталийное время определяется соглашением сторон либо рассчитывается исходя из обычаев данного морского порта. По истечении контрсталийного времени судно отправляется в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта. За задержку судна свыше контрсталийного времени фрахтователь обязан возместить перевозчику причиненные убытки, если задержка судна вызвана причинами, не зависящими от перевозчика.

Выплаты за срыв погрузки

В случае срыва погрузки, неважно по чьей вине – перевозчика или заказчика, виновная сторона обязана возместить ущерб. При заключении договора между сторонами всегда указывается сумма неустойки, которую стороны обязываются платить. Также, условия договора допускают получение выплат от виновника ситуации потерпевшей стороной и без предоставления доказательств факта убытка – так гласят положения Гражданского Кодекса.

Если в договоре указаны сумма неустойки, то её надлежит выплатить в любом случае, при этом, потерпевший не обязан предоставлять доказательства.

Помимо материального ущерба, виновная сторона также теряет репутацию порядочного и надежного партнёра.

Компания «Качественная доставка» всегда выполняет грузоперевозки в четко указанные сроки, без опозданий. Мы работаем с физическими и юридическими лицами, прописываем все условия перевозки в договоре, чтобы вы могли быть уверены в том, что ваш груз будет отправлен своевременно и прибудет в конечный пункт назначения в целости и сохранности.

Договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг

Данная схема договорных отношений часто используется:
при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;
в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну Ситуация (1-2).

Необходимо обратить внимание, что само по себе привлечение экспедитором третьих лиц не может свидетельствовать о посредническом характере его деятельности. При указанной схеме цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента, экспедитор не представляет отчет.

Штраф за простой автотранспорта

Простой транспортного средства для транспортно-экспедиционных компаний и участников договора перевозки практически всегда связан с недополученной прибылью. Грузополучатель (грузоотправитель) в случае задержки с доставкой может также лишиться груза, особенно если он продовольственный и скоропортящийся.

Именно поэтому одним из основных в договоре перевозки является условие о сроках (погрузки и разгрузки, нахождения транспорта в пути и т.д.). И если срывы сроков, связанные с разнообразными документальными проверками на дорогах (например, на таможне), многие считают фактически форс-мажором (особенно если вину сопровождающего груз сложно доказать), то несвоевременная погрузка и разгрузка практически всегда имеют виновного. В зависимости от того, кто виноват, решается вопрос о взыскании штрафа с грузоотправителя или наказании перевозчика.

Основным документом в сфере автотранспортных перевозок является Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — Устав), принятый в 1969 г., но со значительными изменениями действующий и сейчас. Ответственность участников отношений по договору автотранспортной перевозки регулируется разд. IX Устава.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *