Соискатель с судимостью: правила приема на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соискатель с судимостью: правила приема на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Данный момент особенно интересен, если речь идут об устройстве на армейскую службу или в какое-нибудь гос.ведомство. Частая проблема, с которой могут столкнуться такие соискатели – это оформление допуска к гос.тайне. Работодатель должен быть уверен в полной «чистоте перед законом» не только самого гражданина, но и всей его семьи.

Процедура внесения информации о судимости в базе данных МВД

Чтобы внести информацию о судимости в базу МВД, необходимо принимать законные условия. Они гласят, что внести информацию в общую базу может исключительно ограниченное количество лиц, как и убрать эти сведения. В этот список входят следователи, дознаватели и прокуроры, при условии что обвинение доказано.

Чтобы данные о судимости оказались в общей базе, ответственные за её внесение лица должны следовать специальному алгоритму, согласно которому, прежде всего, должно быть возбуждено уголовное дело. Возбудить его может исключительно должностное лицо. После этого у следователя есть сутки, чтобы передать информацию о деле в отдел регистрации и учета. Оттуда сведения о совершенном преступлении должны быть отправлены в ведомство инфоцентра. Задача инфоцентра заключается в передаче статистики о правонарушениях за сутки в ГИАЦ.

Важно заметить, что существует несколько типов информационных центров, зависимо от типа правонарушения, которыми занимаются.

Где работать можно, но не всегда дают?

Очевидно, что сфера коммерческой деятельности «по Закону» является пристанищем для бывших заключенных, однако это не совсем так. В советское время считалось, что после оглашения приговора гражданам ставились в их паспорта штампы о том, что они осуждены и пока какой статье. Неизвестно, почему бытовала эта легенда, т.к. такой практики не существовало, если не брать во внимание то, что у осужденных менялся адрес прописки (указывался адрес тюрьмы). Ни тогда, ни сейчас по формальным признакам невозможно определить, был ли судим человек, или же нет – данные сведения содержатся исключительно на серверах МВД, ФСБ и прочих структур схожего назначения. На фоне этого бывший уголовник ничем не отличается от обычного гражданина и имеет право отправлять резюме в любую коммерческую организацию по своему усмотрению. Исходя из рассказов наших коллег, было множество случаев, когда к ним обращались люди с погашенной судимостью, успешно проходили первичные и финальные собеседования, но так и не были трудоустроены по причине того, что служба безопасности компании выявляла их «темное прошлое». Как правило, даже самые высококлассные специалисты могут остаться «за бортом» именно в ходе проверки СБ. Более того, работодатель даже не считает нужным объяснять причину своего отказа, предпочитая просто с таким соискателем не связываться. В отдел снабжения едва ли возьмут человека, осужденного ранее по «воровским» статьям, охраннику не выдадут лицензию, если в его прошлом был опыт «разбоя» и т.д. Текущие предписания трудового законодательства позволяют гражданам обжаловать решение работодателя, затребовав у того письменное разъяснение причин отказа. Проблема заключается в том, что дирекция фирмы всегда может «съехать» на несоответствие квалификации соискателя на претендующую должность. При желании с такой формулировкой можно побороться в суде, однако, если быть реалистами, едва ли кто-то захочет этим заниматься.

Ввиду этого мы делаем вывод, что именно общество чинит препятствия для бывших осужденных. Не желая подвергать себя гипотетической опасности, директора предпочтут трудоустроить «чистого» сотрудника. С такими темпами нам никогда не удастся снизить уровень безработицы до минимума.

По завершении нашей статьи мы хотим попросить каждого ее прочитавшего ответить себе всего лишь на один вопрос: «Готовы ли вы принять на работу человека с погашенной судимостью, будь вы правомочны в принятии этого решения»? Признаться, автор этой статьи сам не может ответить на него однозначно. С одной стороны приходит понимание того, что, в первую очередь, важно смотреть на личные и профессиональные качества человека, а уж потом только на его прошлое. Правильно-то правильно, но насколько легко это сделать? К большому сожалению, в нас до сих пор живет убеждение, что тюрьма не делает людей лучше, не исправляет их, а только вовлекает их в ту среду, которую принято считать преступной. Но, как говорится, нет дыма без огня… С пустого места так бы судить не стали.

Благодарим за внимание.

Срочная служба при погашенной судимости

Призыв в ряды вооруженных сил РФ возможен, но при наличии некоторых условий. Для начала уместно привести отличие снятия судимости от погашения. Погашенной считается та, когда гражданин отбыл наказание и в течение нескольких лет после этого не совершал никаких сомнительных действий.

Временной промежуток определяется в зависимости от тяжести совершенного преступления. Все детали расписаны в ст. 86 УК РФ. Взять хотя бы упомянутое условное осуждение. С истечением его продолжительности лицо считается чистым перед законом.

Иногда суды определяют гражданину еще испытательный срок. Тогда с его окончанием вопрос с прошлым привлечением к ответственности тоже отпадает сам собой.

Другое дело, снятие судимости. Ее вправе снять суд досрочно за примерное поведение, в силу прочих заслуживающих внимание обстоятельств, включая и добровольное возмещение потерпевшему нанесенного ущерба.

Для этого проводится отдельное судебное заседание с вынесением соответствующего определения по результату. Редким случаем в нынешних реалиях является и помилование.

Но вернемся к службе по призыву. По российскому законодательству он распространяется на лиц в возрасте от 18 до 26 лет (включительно). И если до этих рамок все предыдущие криминальные заслуги будут с юридической точки зрения оставлены в прошлом, открывается прямая дорога в военкомат.
Таблица сроков погашения судимости.

Наказание Сроки погашения судимости
условно-осужденный сразу по истечении испытательного срока
более мягкое чем лишение свободы

( штраф, все виды работ

1 год после отбытия или исполнения
преступления небольшой и средней тяжести 3 года
тяжкие 8 лет
особо тяжкие 10 лет

При обвинении юноши в осуществлении уголовного преступления все обстоятельства происшествия рассматриваются в суде. В разбирательстве учитывают представленные доказательства, показания всех участников процесса и привлеченных лиц, в том числе доводы защиты. В результате выносится решение. Если вердикт суда признает человека виновным, ему полагается наказание, исходя из тяжести совершенного уголовного преступления.

Статья 86 УК РФ определяет судимость как период времени с момента начала действия приговора до дня его погашения, то есть это статус признанного виновным человека, который сохраняется за ним на установленный срок. Отметку о нем ставят в паспорт гражданина. При этом судимость выделяют условную (без лишения свободы) или тюремную.

ВНИМАНИЕ! Ошибочно полагать, что статус сохраняется за человеком на всю жизнь. После истечения установленного времени судимость погашается, и гражданин становится «чистым» перед законом.

Как с погашенной судимостью не стать персоною нон грата

Однако 10 июля 2014 года упомянутый документ утратил силу в связи с принятием нового приказа генерального прокурора РК № 71 «Об утверждении Правил ведения и использования отдельных видов специальных учётов». Отсюда и возникли сегодняшние проблемы с трудоустройством граждан, так как пунктом 98 нового приказа установлено, что:

«В информации указываются сведения о совершении запрашиваемым лицом преступлений, без учёта их снятия и погашения, включая сведения:

о привлечении лица в качестве обвиняемого, осуждении, в том числе и за пределами Республики Казахстан;

об освобождении от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующим основаниям;

о возбуждённых уголовных делах, прекращённых по нереабилитирующим основаниям;

об отказе в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям…»

То есть Генеральная прокуратура решила в справках о несудимости отражать все имеющиеся специфические сведения в отношении всех лиц, вне зависимости от того, снята или погашена судимость, привлекалось ли лицо к уголовной ответственности или было освобождено по нереабилитирующим основаниям. Например – по амнистии.

В чём была цель этих изменений? Возможно, в том, чтобы у категории лиц, которым было назначено наказание в виде пожизненного лишения права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью, предусмотренных статьёй 50 Уголовного кодекса РК, не было возможностей повторно устроиться на запрещённую им судом работу. Однако в итоге это создало предпосылки для дискриминации граждан, имевших тем или иным образом погашенную судимость, но никоим образом не поражённых в правах на занятие какой-либо должности.

Этими нововведениями Генеральная прокуратура сильно пошатнула один из основных постулатов, влияющих на реабилитацию ранее осуждённого лица после отбытия им наказания и погашения или снятия судимости, который установлен частью 9 статьи 79 Уголовного кодекса РК, гласящей:

«Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением ограничений, установленных назначенным пожизненно дополнительным видом наказания».

Между тем Уголовный кодекс имеет превосходящую юридическую силу по отношению к приказу генерального прокурора.

Читайте также:  Нюансы оформления ипотеки до брака: раздел, маткапитал, судебная практика

Кроме того, налицо нарушение и принципа презумпции невиновности, установленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 77 Конституции РК, который гласит, что «лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда». Так по какому праву в новых справках о несудимости отражаются сведения и о тех лицах, которые не были привлечены к уголовной ответственности, а освобождены от неё по тем или иным, пусть и не реабилитирующим основаниям?

Также эти самые справки о несудимости, на мой взгляд, препятствуют реализации конституционного права граждан на свободу труда. Ведь в силу пункта 1 статьи 24 Конституции РК каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Более того, согласно пункту 1 статьи 39 Конституции РК:

«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

В свою очередь, приказ генерального прокурора не является законом и не имеет, соответственно, юридической силы закона, поэтому не может ограничивать конституционные права граждан. А Конституция, как известно, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Между тем после внедрения в практику справок новой формы многие граждане потеряли возможность беспрепятственно трудоустраиваться на вакантные рабочие места, а кто-то даже потерял работу. Ибо в этих справках стали отображаться сведения о давно погашенных или снятых судимостях по преступлениям, которые были совершены в далёком прошлом, иной раз даже несколько десятков лет назад. Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что работодатели стали требовать такие справки практически от всех, в том числе и действующих работников, даже и в тех случаях, когда не имели на это права.

Уже несколько лет эти новые справки о несудимости вызывают бурю негодования со стороны общественности. А совсем недавно эту позицию поддержало и Министерство внутренних дел РК вкупе с Генеральной прокуратурой РК, одобрив предложение регионального директора неправительственной организации «Penal Reform International» («Международная тюремная реформа») в Центральной Азии Азамата Шамбилова о полной отмене справок о несудимости в нынешней их форме.

Давайте теперь представим следующую ситуацию: работодатель запросил такую справку от действующего сотрудника, некогда имевшего проблемы с уголовным законодательством, сотрудник её принёс… И пусть в ней хоть трижды указано, что его судимость погашена или снята, или что лицо вообще не привлекалось к уголовной ответственности в связи с освобождением из-под суда по тем или иным не реабилитирующим основаниям, такое лицо, скорее всего, будет уволено. На всякий случай.

А что произойдёт, если в штате будет сокращаться рабочая единица, и работодатель станет выбирать – кого уволить? Тем более будет уволен именно этот сотрудник, с «замаранной» справкой. Да, это будет незаконно, но далеко не каждый найдёт в себе достаточно настойчивости и сил, чтобы судиться с хозяином или защищать свои права иным образом. Ведь в таком случае работодатель всё равно, в конце концов, найдёт способ уволить неугодного работника по какому-нибудь другому основанию.

Теперь, смоделируем другую ситуацию: во время трудоустройства лицо, проводящее собеседование, требует от кандидата предоставить справку о несудимости; потенциальный работник идет в корпорацию «Правительство для граждан», берет справку и – бац! – всплывает его судимость, которая была погашена ещё лет 10-15 назад. В такой ситуации большинство граждан даже не пойдут назад, к работодателю, а тот, кто переборет свой страх и всё-таки пойдёт, вряд ли будет принят на работу. Работодатель в большинстве случаев не примет такого работника, выбрав вместо него лицо с «чистой» справкой о несудимости, указав, правда, при этом совсем другую причину отказа человеку в месте. И что станет делать человек, не принятый в итоге на работу? Судиться, обращаться с жалобой к государственному инспектору труда или в прокуратуру? Но шансов победить в таком деле очень мало, и даже, если он чудом выиграет суд, какому работодателю нужен работник, «засудивший» начальника ещё даже до устройства на работу?

В Министерстве внутренних дел РК и Генеральной прокуратуре страны увидели, наконец, эту проблему и собираются вообще отменить справки о несудимости, однако это тоже, на мой взгляд, не выход из сложившегося положения. Ведь тут можно, как говорится, вместе с водой выплеснуть ребёнка. То есть просто открыть путь лицам, по суду лишённым права пожизненно занимать те или иные должности или отправлять некие обязанности из-за их несоответствия неким специфическим параметрам, необходимым для исполнения таковых функций.

Между тем уже сегодня при приёме на работу справку о несудимости должны предъявлять работодателю отнюдь не все граждане. Так как в отдельных статьях Трудового кодекса конкретизируются как перечень лиц, обязанных предоставлять сей документ, так и характер преступлений, лишающих их доступа к тем или иным функциям. Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 32 Трудового кодекса:

«2. Для заключения трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, экстремистские или террористические преступления, торговля людьми.

3. При поступлении на гражданскую службу, на работу в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации на должность, связанную с исполнением управленческих функций, лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении коррупционного преступления».

  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ
  • Памятка для судей аппелляционной инстанции

1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при определении рецидива преступлений, опасного рецидива преступлений и при назначении наказания.

2. Лицо, освобожденное от наказания, а также осужденное за совершение уголовного проступка, признается не имеющим судимости.

3. Судимость погашается:

1) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении срока пробационного контроля;

2) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по фактическому отбытию наказания;

3) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

4) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания;

5) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

4. Если осужденный в установленном законом Республики Казахстан порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

5. Если наряду с основным наказанием лицу назначалось по приговору суда дополнительное наказание, то срок погашения судимости исчисляется с момента отбытия основного и дополнительного видов наказаний.

В случаях назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью пожизненно срок погашения судимости исчисляется с момента отбытия основного вида наказаний.

6. При осуждении лица по совокупности уголовных правонарушений или по совокупности приговоров за преступления, относящиеся к различной степени тяжести, судимости погашаются за каждое преступление самостоятельно, при этом сроки погашения исчисляются с момента отбытия наказания по совокупности уголовных правонарушений или совокупности приговоров.

7. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судим��сти.

Данная норма не распространяется на лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления, а также наказание которым назначено при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений.

8. Если осужденный до истечения срока погашения судимости вновь совершил преступление, течение срока, погашающего судимость, прерывается. Срок погашения судимости по первому преступлению исчисляется заново после фактического отбытия основного и дополнительного видов наказаний за последнее преступление. В этих случаях лицо считается судимым за оба преступления до истечения срока погашения судимости за наиболее тяжкое из них.

9. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением ограничений, установленных назначенным пожизненно дополнительным видом наказания.

Адвокатское сообщество назвало эту новость почти сенсационной. А адвокат Даурен Абитакын считает, что это большой прорыв в области защиты прав человека.

— Надо исходить из основных целей, которые преследует государство, наказывая человека за преступление. В первую очередь это исправление.

Если осужденный отбыл свое наказание, а затем примерно вел себя весь срок, отведенный на погашение и снятие судимости, он должен быть чист

Максимальный срок для погашения судимости в Казахстане за особо тяжкие преступления — 8 лет после отбытия наказания. До приказа 2014 года еще существовали алфавитно-учетные карточки со своими отдельными сроками хранения. Вот там сроки могли доходить и до 30 лет.

Читайте также:  Куда инвестировать деньги в 2023 году

— Данные в этих карточках же не должны отражаться на справке о судимости после ее погашения?

— Да. А сейчас в справке о судимости указываются все сведения, которые по идее должны храниться только в картотеке на случай трудоустройства на госслужбу или при совершении этим человеком еще одного преступления.

— Это выглядит так, что человека, оступившегося лет 20-25 назад, этой справкой наказывали второй раз, лишая его равных прав с остальными?

— Выдавая справки в новом формате, комитет по правовой статистике писал в них, что сведения не имеют юридических последствий. Но если эти сведения не имеют юридической силы, тогда зачем вообще их указывать? Тем более, что у нас большинство людей работают. И даже давнее хулиганство или мелкая кража лишают человека в будущем жить наравне со всеми.

— Как быть с госслужащими, осужденными за коррупцию? Ведь сейчас они пожизненно лишаются права работать на госслужбе. А если их судимость будет погашена и справка станет чистой, как будущий работодатель узнает о пожизненном лишении?

— Мы говорим о погашении судимости, но сведения в отношении отдельных категорий, скорее всего, пожизненно хранятся по лицам, совершившим коррупционные преступления или в отношении несовершеннолетних. Я точно не знаю, но так должно быть. Допустим, устраивается в школу преподаватель физкультуры, выходят сведения, что он был осужден за домогательство или насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего. Это клеймо будет у него пожизненно, и это правильно. То же самое касается и судимых за коррупцию госслужащих.

Сама справка сделана для физических лиц, в ней не должно быть никакой информации по погашенным судимостям

Для государственных или правоохранительных органов существуют другие формы сведений по кандидатам на работу или предполагаемым преступникам.

— В 2015 году тогдашний генеральный прокурор Асхат Даулбаев говорил, что они выявили более тысячи действующих госслужащих с судимостями. Как они оказались снова на госслужбе и почему их не выявили раньше?

— Я могу только предполагать. Допустим, в 2013 году «Вася Пупкин» пришел трудоустроиться в районный акимат. Запрошенные на него сведения показали, что непогашенных судимостей у него нет. Он чист. А в 2014 году, после принятия новых правил ведения спецучетов, в Генеральной прокуратуре, видимо, решили проверить всех госслужащих страны на судимости.

Просто в их досье появились сведения, которые ранее отображать было нельзя. Я уверен, что многие госслужащие с судимостями были уволены

И как с ними быть в 2017 году, когда снова прошлые судимости после погашения не будут отображаться?

— Есть ли какой-то конкретный перечень, для каких целей справку о судимости предъявлять обязательно?

— Я не знаю такого перечня, но сталкивался с тем, что даже погашенная судимость помешала человеку получить визу. Есть ряд стран, для которых наличие судимости в биографии — одно из оснований отказа во въезде. Допустим, Саудовская Аравия и Испания. Это касается и случаев усыновления и опекунства, даже если судимость была 30 лет назад и никак не связана с преступлением против несовершеннолетних. Что касается трудоустройства в коммерческие компании, то Трудовой кодекс не предусматривает обязательного предоставления справки о судимости. Однако после исчерпывающего перечня других необходимых при трудоустройстве бумажек, в нем указано «и иных документов». Это как бы легализует право работодателя потребовать справку о судимости. И многие этим правом пользуются.

Казахстану грозит статус страны с самым судимым населением в мире — адвокат

  • Аналитическая справка относительно добровольного страхования сделок, недействительность которых содержит риск изъятия предмета сделки
  • Аналитическая справка по теме: «Агентский договор в системе посреднических правоотношений в гражданском праве: опыт зарубежных стран и перспектива его внедрения в гражданское законодательство Республики Каз��хстан»
  • Аналитическая справка на статью В.А. Кряжкова на тему «Конституционный Суд РФ как участник процесса исполнения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека», опубликованной в журнале «Государство и право»
  • Заключение эксперта Рахметова С.М. «О проверке Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» на соответствие Конституции Республики Казахстан»
  • Аналитическая справка на Типовой закон для признания и защиты правозащитников
  • Заключение ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» на проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»
  • Аналитическая справка по вопросу законодательного определения порядка и условий действия на территории Казахстана международных договоров
  • Аналитическая справка по вопросу принятия Закона США «О противодействии терроризму и обеспечении правосудия жертвам терроризма и других целей»
  • Аналитическая справка относительно введения общего понятия аффилированных сделок
  • Аналитическая справка о возможности и перспективах внедрения конструкции юридических лиц публичного права в Республике Казахстан
  • Сборник аналитических справок по результатам правового мониторинга (1-квартал 2017 года)
  • Сборник аналитических справок по результатам правового мониторинга (2-квартал 2017 года)
  • Сборник аналитических справок по результатам правового мониторинга (3-квартал 2017 года)
  • Сборник аналитических справок по результатам правового мониторинга (I квартал 2018 года)
  • Материалы круглого стола «О прогнозировании в правотворчестве и критериях определения правовых последствий принятия нормативных правовых актов» 2 марта 2017 года
  • Правовой статус и текущее состояние развития анализа регуляторного воздействия в Республике Казахстан
  • Заключение ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» на проект Кодекса «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан»
  • Заключение на концепцию проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»
  • 14:21 08-05-2021Празднование Дня Победы в Казахстане перенесли на следующий год
  • 14:14 08-05-202131 казахстанец умер от коронавируса за последние сутки
  • 22:51 07-05-2021Экокодекс: Новый принцип – новый взгляд
  • 16:25 07-05-2021Нариман Сыздыков стал главой акмолинского облздрава
  • 16:16 07-05-2021Аким области встретился с женщинами-военнослужащими и полицейскими
  • 16:02 07-05-2021Сотрудники силовых ведомств получили награды из рук акима области
  • 15:56 07-05-2021Ермек Маржикпаев посетил воинскую часть 5510
  • 15:50 07-05-2021Сотрудники ДУИС почтили память павших солдат и тружеников тыла
  • 15:44 07-05-2021Акмолинские спасатели приняли присягу ко Дню защитника Отечества и Дню Победы
  • 15:33 07-05-2021Все выходные в Акмолинской области будут работать прививочные пункты для желающих пройти вакцинацию от COVID-19

Если вы получили отказ в трудоустройстве и подозреваете, что он связан с судимостью в прошлом, постарайтесь не зацикливаться на этом. Еще раз проанализируйте результаты проведенного собеседования: возможно, причиной стал недостаток опыта, квалификации или все-таки отсутствие у вас необходимых качеств? Если есть сомнения, увы – отказ работодателя вполне правомерный и оспариванию не подлежит.

Уверены, что получили отказ именно из-за «темного прошлого»? Бывает, что работодатель так и говорит – вы не приняты на работу из-за наличия судимости. В этом и подобных случаях можно попытаться обжаловать результат. Вот как это можно сделать.

  • Записать на диктофон причину отказа в трудоустройстве, озвученную работодателем. Если при этом речь идет об ущемлении ваших законных прав, то допустимо вести запись без его разрешения. Впоследствии это доказательство вы сможете предъявить в суде и доказать факт дискриминации.
  • Попросить работодателя предоставить в письменном виде причины отказа в приеме на работу. Не исключено, что правды вам никто не скажет, однако, может случиться и так, что причиной действительно станет прошлая судимость. Это тоже сыграет вам на пользу и послужит доказательством в судебных разбирательствах.
  • Если вы просто идеальный кандидат для данной должности, обладаете всеми требуемыми навыками и достаточным уровнем квалификации, но вам предпочли менее опытного работника без судимости – будет несложно доказать наличие дискриминации.

Менее распространённое явление. Снятие происходит после рассмотрения просьбы осужденного судом. Ходатайство основывается на безукоризненном поведении осужденного или возмещении ущерба пострадавшим. При рассмотрении просьбы суд выдаёт специальный документ, свидетельствующий о снятии судимости.

Амнистия или помилование также являются причинами для снятия судимости. Но второе встречается крайне редко, находится в полномочиях президента и носит личный обособленный характер в отличие от амнистии.

Военный билет выдают в случае достижения непризывного возраста. Например, осужденный отбыл наказание и освободился в 25 лет, 3 года длился испытательный срок. В 28 лет он становится непризывным, но всё равно приходит в военкомат на медкомиссию, где ему выдают документ вне зависимости от врачебного заключения.

Что такое погашенная судимость

Отвечая на вопрос, можно ли получить разрешение на оружие с погашенной судимостью, следует сначала напомнить, когда судимость считается погашенной. Наличие судимости накладывает определенные ограничения на деятельность гражданина. Известно, что с судимостью нельзя баллотироваться на выборах, нельзя получить гражданство, нельзя купить оружие или поступить на службу в силовые структуры.

Снятие судимости или ее погашение подразумевает снятие всех ограничений.

  • Если была судимость, при этом вынесено постановление о применении условного срока, то ее погашение происходит автоматически после окончания назначенного испытательного срока.
  • Вынесенный приговор может означать не только непосредственное лишение свободы. Существуют более мягкие решения, например, обязательные работы. В таком случае судимость будет считаться погашенной после одного года, отсчитанного от окончания исполнения наказания.

Берут ли в армию с судимостью?

Вопрос о службе в армии лиц, однажды преступивших закон, достаточно спорен. Часть общества считает, что призывать этих людей ни в коем случае нельзя, так как они могут оказывать влияние на призывников, не совершавших преступление, другие считают, что эти люди вполне могут служить в военно-железнодорожных и строительных частях и за год службы принести ощутимую пользу Родине.

Читайте также:  Доплата за кесарево сечение в 2023 году в Москве

Если взглянуть на эту проблему со стороны действующего права, то обращаясь к Конституции, мы находим, что срочная служба в рядах Вооруженных сил — это долг и обязанность граждан страны и государство никоим образом не ограничивает это право в отношении ранее получивших судимость граждан. Что же можно ответить на заданный вопрос, берут ли в армию после судимости.

Будущий защитник Отечества, совершивший ранее преступление, может быть отправлен райвоенкоматом на срочную службу, если он:

— освобожден из места заключения, после отбывания срока за свои правонарушения или преступления;

— юноша больше не лишен свободы и не находится под арестом;

— имеющаяся у него судимость погашена или снята;

— по делу данного гражданина следственными органами прекращено следствие (дознание);

— любое уголовное дело по подозрению призывника прекращено или по окончании судебного процесса суд признал безосновательными обвинения в его адрес.

Судимость – состояние или положение гражданина, возникающее после того, как вступит в силу приговор суда в отношении него, это состояние прекращается сразу после её снятия или погашения. Мужчина, не совершая новых противоправных деяний в течение определенного времени или срока, это зависит от степени тяжести ранее совершенного им преступного действия – может рассчитывать на погашение судимости, полученной им ранее. Меня часто спрашивают, берут ли в армию с непогашенной судимостью. Такие граждане, в соответствии с Законодательством призыву не подлежат. Берут ли в армию с погашенной судимостью. Да, такие граждане призываются.

Вынесенная ранее гражданам судимость подлежит погашению, при выполнении следующих условий:

— по приговору суда было вынесено наказание в условном виде, по окончании назначенного испытательного срока судимость признается погашенной;

— если было вынесено наказание, по своему характеру более мягкое, чем лишение свободы, по окончании одного года со дня окончания отбытия наказания;

— за совершенные преступления небольшой и средней тяжести, по окончании трех лет со дня окончания отбытия наказания;

— за совершенное ими тяжкое преступление, по окончании шести лет со дня окончания отбытия наказания;

— за совершенное особо тяжкое преступление – по окончании восьми лет со дня окончания отбытия наказания.

Берут ли в армию с судимостью 228?

Статья 228 УК РФ Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических веществ, психотропных веществ или их аналогов.

Преступление, предусмотренное статей 228, относится к тяжким. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предполагается наивысшее наказание, предусмотренное УК (срок лишения свободы не превышает 10 лет ).

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 228 относится к категории особо тяжких. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15).

Уточнить вопрос, берут ли в армию с судимостью по статье 228, гражданин, отбывающий срок за такое преступление, должен в военкомате. В большинстве случаев таких граждан отправляют на службу в стройбат или ж/д войска или не берут в армию, считая их ненадежными.

ПОГАШЕННАЯ СУДИМОСТЬ И АРМИЯ

Не самые грамотные призывники рассматривают вариант с получением уголовного наказания как один из эффективных способов уклонения от призыва. Но с практической точки зрения даже если призывник получит условную судимость, после её погашения военкомат призовет его на службу. Согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», имеющих судимость призывников берут в армию. Сразу же после снятия или погашения судимости военкомат обязан направить такого молодого человека на прохождение призывных мероприятий и, если призывника признают годным к армии (присвоят категорию А или категорию Б), вручить ему повестку на отправку в войска. Случается, что сотрудники военных комиссариатов не тревожат призывниках с уголовным прошлым повестками. Чаще всего это касается рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Члены призывной комиссии часто думают, что такие новобранцы могут негативно повлиять на своих сослуживцев и нарушить армейскую дисциплину. К призывникам с погашенной судимостью за преступления небольшой степени тяжести военный комиссариат относится иначе. Такие призывники отправляются в армию наравне с другими юношами. Род войск, в которые они будут зачислены, военкомат определяет в соответствии с присвоенной категорией годности призывников, их образованием, профессиональными навыками, результатами психологического отбора. На практике, военкомат учитывает и наличие судимости у призывника, что влечет к отправке в инженерно-строительные войска. В теории же считается, ограничений в выборе рода войск практически нет, когда такого гражданина призывают на службу. Исключение составляют элитные рода войск, в которые не берут в армию с судимостью, шанс попасть в них низок даже для призывников с лучшими характеристиками.

Запишитесь к нам на консультацию по телефону (3412) 56-92-11 если у вас остались вопросы, связанные с призывом на военную службу, постановкой (в том числе, первоначальной) и снятием с воинского учета, и вы хотите узнать как законно получить военный билет или отсрочку от армии.

Кем нельзя стать при условии бывшей судимости?

Судимый гражданин не может работать:

  1. С детьми. «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию» (ст. 351.1 ТК РФ).
  2. В сфере обеспечения безопасности на транспорте (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О транспортной безопасности»).
  3. На должности специалиста авиационного персонала (п. 3 ст. 52 ВЗК РФ).
  4. В экономической сфере: «Членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (п. 2 ст. 10.1 Закона «О рынке ценных бумаг»).
  5. Гражданским служащим, в том числе работником МЧС (ст. 16 Закона № 79-ФЗ).
  6. Судебным приставом (п. 3 ст. 3 Закона № 118-ФЗ).
  7. Прокурором (п. 2 ст. 40.1 Закона № 2202-1).
  8. В органах ФСБ (ст. 16 Закона № 40-ФЗ).
  9. В органах внутренних дел. Согласно п. 31.1 Приказа МВД № 595 данные о кандидате в работники ОВД проверяют в учетах различных правовых структур, в том числе в базе ГИАЦ РФ.
  10. Судьей (пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 3132-1).
  11. Военным (ст. 23 Закона № 53 ФЗ).
  • Работником прокуратуры, адвокатуры и судебных органов.
  • Военнослужащим и работником ФСБ.
  • Таможенником.
  • Служащим авиационных сил.
  • Аудитором.
  • Педагогом.
  • Депутатом, членом государственной комиссии.
  • Президентом.

Как проверяют судимость?

Самый простой способ проверить соискателя на наличие судимости – войти в базу данных МВД.

Во многих организациях имеется своя служба безопасности, часть персонала которой — это бывшие сотрудники правоохранительных органов.

В случае необходимости они обращаются за помощью к своим коллегам по прошлой службе и получают от них все необходимые данные о том или ином лице.

Такой способ нарушает действующее законодательство, ст. 88 ТК РФ, запрещающую проверять персональные данные гражданина без получения от него письменного согласия.

Более того, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования и распространения информации о гражданах в виде штрафа.

Существуют и легальные способы проверить наличие судимости у человека. Например, через сайты судов.

Мнение законодательства

Вернувшись из тюремного заключения, люди оказываются безработными, что часто способствует совершению новых преступлений, т. к. выбора, куда устроиться, у них нет. Кроме того, даже те вакансии, на которые они могут претендовать, становятся недоступным для них из-за негативного отношения работодателей.

Согласно законодательству (ст. 331 Трудового кодекса), лица, судимые ранее и отбывавшие срок в колониях, не могут устраиваться исключительно на указанные в законе должности. Их не могут взят на работу педагогом, госслужащим и пр.

Согласно ст. 9 Постановления ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ», такие лица не могут быть приняты на работу в государственные учреждения. Подобное ограничение установлено и в НПА, которые регулируют такие виды деятельности:

Также судимому человеку нельзя устроиться в медицинские, образовательные, культурные и социальные заведения. Полный перечень должностей указан в статьях 331 и 351 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Тем не менее, все остальные профессии открыты для бывших заключенных с погашенной судимостью. Если человек сталкивается с постоянными отказами при приеме на работу, то такое обстоятельство является нарушением закона. Если работодатель не указывает причину отказа, следует обратиться в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *