Процессуальное оформление результатов административного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальное оформление результатов административного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Производству по делам об административных правонарушениях, как и любому другому виду административных производств характерна определенная стадийность. Анализ правоприменительной практики юрисдикционных органов исполнительной власти и, в частности органов внутренних дел, показывает, что наряду с правильным толкованием и применением административно-процессуального законодательства имеют место случаи как прямого нарушения установленных законом правил привлечения лиц к административной ответственности, так и бездействия сотрудников ОВД, связанных, чаще всего, с незнанием собственных административно-процессуальных прав и обязанностей.

Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях

Очевидно, что, придавая термину «возбуждение дела об административном правонарушении» нормативный характер (закрепив его в тексте КоАП РФ), законодатель не стремился обеспечить полную аналогию с уголовным процессом.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

При непосредственном рассмотрении дела об административном правонарушении особое внимание заслуживает вопрос сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 уделяется большое внимание процессуальным срокам рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако непонятным остается, что следует понимать под иными материалами дела.

Скорее всего, следует под материалами дела понимать, собственно, само дело, сформированное органами первичной юрисдикции согласно прилагаемой к нему описи, то момент его предоставления в суд и будет являться моментом начала исчисления сроков рассмотрения дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Обращаю ваше внимание на то, что федеральным законом №69 от 30 апреля 2010 года в данную норму внесены изменения, статья 29.6 КоАП дополнена частью 1.1, существо которого заключается в том, что дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей в двухмесячный срок с момента поступления в суд всех материалов административного дела. Из этих общих правил законодатель предусматривает исключение.

Дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности, он установлен ст. 29.7 КоАП РФ.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Образец

(НАЗВАНИЕ ОРГАНА)

(Название отдела)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № ****

о возбуждении дела об административном правонарушении

и проведении административного расследования

на примере должностного лица

(место вынесения)

Я, (должность и ФИО), рассмотрев имеющиеся материалы в отношении:

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

(фамилия, имя, отчество физического лица, должностного лица, наименование юридического лица)

(место жительства гражданина, должностного лица, место нахождения юридического лица)

Дата рождения: *****. Место рождения: *******

Документ, удостоверяющий личность:******

УСТАНОВИЛА:

В отдел **** поступила информация о нарушении требований законодательства в области обращения с отходами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ****, а именно по факту *****

С целью проверки указанной информации мною, ***** (дата) проведено обследование территории, прилегающей к территории ****в ходе которого установлено следующее.

Далее по существу дела.

Исходя из вышеизложенного, в информации, поступившей в **** в отношении **** содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ****.

Принимая во внимание, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения необходимо осуществить процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а именно: истребование сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, проведение лабораторных анализов отобранных проб отходов, и руководствуясь статьями 28.1, 28.7, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Возбудить дело об административном правонарушении в отношении *** по ***** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и провести административное расследование.

Процедура проведения административного расследования

Решение о возбуждении дела о правонарушении и необходимости процессуальных действий по изысканию дополнительных сведений и материалов принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

В определении о возбуждении дела о правонарушении и сбора сведений, указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела, данные, указывающие на наличие события правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за противоправное деяние.

При вынесении определения о возбуждении дела о правонарушении и проведении расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении. Копия указанного определения о возбуждении дела о правонарушении, сбора и получения дополнительных сведений в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Читайте также:  Реквизиты уплаты ФФОМС 2023 ООО

Отличие административного расследования от проверки

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)», имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.

Сроки в расследовании административных дел

Как уже упомянуто выше, общеустановленный срок для проведения административного расследования не может превысить 1 месяц, начало отсчёта — момент возбуждения дела.

Исключением из этого правила, т.е. допустимым при наличии особых обстоятельств увеличением срока административного расследования, КоАП определяет ещё один месяц для всех случаев административного производства. Полномочия для этого предоставляются руководителю органа, ведущего данное дело. Более длительным, до полугода, может быть продление дел, связанных с нарушениями таможенного законодательства, правил дорожного движения и законодательства в области азартных игр. Об этом полномочны принимать решения руководители ведомств, вышестоящих над учреждением, ведущим расследование.

Продление срока оформляется совершенно аналогично инициативе о начале административного расследования — вынесением определения, с аналогичными же реквизитами документа. И таким же образом осуществляется информирование всех заинтересованных фигурантов дела. Все формальности, связанные с увеличением срока указаны в составе статьи 28.7 Кодекса.

Как проводится административное расследование?

Согласно установленным правилам, административное расследование производится там, где было совершено или обнаружено правонарушение (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). По решению руководителя организации или его заместителя административное расследование, которое было инициировано должностным лицом, имеющим полномочия на составление протоколов, может быть передано другому должностному лицу с возложением на него полномочий в полном объеме (ФЗ №118-ФЗ от 20.08.2004 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Важно! В процессе ведения дела лица, причастные к правонарушению, могут быть вызваны в орган, занимающийся расследованием, с помощью повестки, чаще всего пересылаемой по почте.

Все должно быть четко

В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства. Этот человек, соответственно, отвечает за ведение дела. Вышестоящая должность, получив такое ходатайство, может принять решение о его удовлетворении. Это несколько увеличивает сроки, выделенные на исследование случая. Обычно запрещено продление более чем на месячный период.

Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом. Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.

Расследование по КОАП – это такое ведение дела, которое обязательно должно соответствовать оговоренным в этом сборнике законов условиям. Дело в том, что такой тип дел особенно важен для разнообразных инстанций, поскольку позволяет им и различным должностным лицам трудиться адекватно, правильно, строго законно, на благо общественности. Адекватно организованное, качественно проведенное расследование – это единственное условие, при котором дело разрешится верно, корректно, а мера воздействия будет выбрана именно такая, какая соответствует сложившимся обстоятельствам. Верность расследования – залог соответствия личности виновника, особенностей нарушения права и наказания, выбранного ответственным лицом, ведущим случай.

Чтобы расследование было точным, правильным и адекватным, нужно не только соблюсти указанные в КОАП РФ сроки административного расследования. Важно расследовать случай объективно, рассмотрев все его особенности и нюансы, установив все особенности произошедшего. Необходимо прибегать к средствам, силам, методикам, приемам, доступным современным судьям, должностным лицам, госинстанциям, у которых есть право на расследование.

Почему важно знакомиться с материалами дела?

Определить сущность стадии административного производства, на наш взгляд, возможно через понятие «неочевидные обстоятельства», под которыми следует понимать данные о правонарушении, которые не известны на момент возбуждения дела, без установления которых невозможно принять решение о составлении протокола об административном правонарушении или прекращении дела.

Один раз Решение о прекращении дела принимается на стадии возбуждения производства, т.е. до передачи дела в суд.

Проведение административного расследования имеет не только доказательственное значение, но и влияет на определенные процессуальные отношения дальнейшего хода дела об административном правонарушении.

Крайняя необходимость относится к ситуациям, когда в соответствии со статьей 27.7 Кодекса опасность угрожала здоровью и жизни самого гражданина или других лиц либо интересам России и общества. В то же время предотвращенный вред должен быть меньше причиненного и в критической ситуации не было другого выхода.

К первой группе относятся задачи, решаемые в рамках данной стадии по всем категориям дел — установление обстоятельств дела, создание условий для его объективного рассмотрения и наказания виновных путем установления состава преступления, обнаружения и закрепления доказательств.

Читайте также:  Льготы пострадавшим ЧАЭС в 2023 проезд на общественном транспорте

При этом местная подведомственность по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверок их филиалов, определяется по месту нахождения филиалов, в деятельности которых выявлены и подлежат устранению соответствующие нарушения.

Решение о продлении расследования является промежуточным процессуальным действием и подлежит обжалованию вместе с окончательным решением по делу. Решение не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Не все россияне знают о законе, который защищает их душевное спокойствие. Поэтому соседи часто пренебрегают правилами, устраивая веселые вечеринки или делая неожиданный ремонт по ночам. Большинство граждан терпят такое поведение, а некоторые пытаются решить проблему сами, вступая в конфликт с соседями. Однако закон о спокойствии допускает наказание нарушителей спокойствия.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

В отличие от проведения проверки, которая представляет собой действия инспекторов труда, направленные на обеспечение соблюдения работодателем требованийтрудового законодательства и защиту трудовых прав работников, административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, проводимых государственными инспекторами труда в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП, которые направлены исключительно на установление факта совершения работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства, фиксирование всех обстоятельств правонарушения и привлечение работодателя к административной ответственности.

Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее – Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении трудовыми инспекторами административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). То есть требования Закона № 294-ФЗ, в частности, касающиеся предварительного уведомления работодателя, согласования с органами прокуратуры на действия государственных инспекторов труда при проведении административного расследования не распространяются.

26.10 КоАП).

Кроме того, административное расследование может быть проведено инспектором труда и в том случае, когда поступившие материалы, сообщения или обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается самостоятельно должностным лицом Роструда или должностным лицом его территориального органа — государственной инспекции труда, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 иприказом Роструда от 02.09.2015 № 238, которым утвержден перечень таких лиц (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.7 КоАП).

Соответственно, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и вынести определение о проведении административного расследования в отношении юридического лица вправе только должностные лица, указанные в п. 2 Переченя должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.09.2015 № 238, то есть должностные лица занимающие должности главного государственного инспектора труда и выше (заместители начальников структурных подразделений инспекции, начальники структурных подразделений инспекции, заместители руководителя инспекции, руководитель инспекции).

Что определяется в итоге

Проведение расследования входит в полномочия сотрудников автоинспекции. В его ходе выясняются все обстоятельства, от которых зависит виновность участников ДТП и которые необходимы для определения меры наказания, если вина будет доказана.

Административное расследование – это только выяснение обстоятельств случившегося, по сути, то же самое, что делает в обычном случае автоинспектор на месте происшествия, только более длительное по времени, а не рассмотрение самого дела. Оно нужно только для выяснения: было ли правонарушение или нет, а если было, то в чём состояло.

Определение наказания, которое фиксируется постановлением об АП – это отдельный процесс. И существует вероятность, что протокол об АП будет оспорен, и лицо, по действиям которого проводилось расследование, будет признано невиновным.

Статья 28.7. административное расследование

В соответствии со статьей 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: — отсутствие события административного правонарушения; — отсутствие состава административного правонарушения; — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; — наличие по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о возбуждении уголовного дела; — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Определение о прекращении производства по делу выносится на основании статьи 28.9 Кодекса, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена важностью самого процесса административного расследования. Во-первых, оно проводится в наиболее важных для государства и граждан сферах, при таких нарушениях, например, как нарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и так далее. Во-вторых, расследование способствует выяснению всех обстоятельств дела, выявлению виновных и их справедливого наказания, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению. В-третьих, это реальная жизнь, конкретные ситуации, а не какие-либо сугубо теоретические положения. К примеру, с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.

Объектом данного вопроса являются общественные отношения, возникающие между субъектами административного права в процессе проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Читайте также:  Оплата аренды земель СХ назначения фермерскими хозяйствами в 2023 году

Предмет исследования — процессуальный порядок и особенности проведения расследования при расмотрении дел об административных правонарушениях.

Целью данной контрольной работы -является рассмотрение и изучение процесса административного расследования в Российской Федерации, законодательства его регулирующего.

Задачи работы:

— Дать понятие административного расследования и показать его место в процессе производства дел по адмимнистративным правонарушениям.

-Определить основные стадии проведения административного расследования и кратко их охарактеризовать.

-Рассмотреть основные документы, используемые при проведении административного расследования.

Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

1. Административное расследование как стадия производства по делам об административных правонарушениях

Прежде чем разбирать какую либо область права, материальную либо процессуальную, необходимо дать понятие тому что нас интересует. Расследование в широком смысле — деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению, раскрытию и процессуальному оформлению каких-либо обстоятельств. Пленум Верховного Суда РФ [5] разъяснил, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путём проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, при необходимости проведения административного расследования, дело об административном правонарушении считается возбужденным. В дальнейшем производство по делам об административных правонарушениях можно представить в четырёх частях (стадиях)[1]:

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения. Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении. Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицо��[1]. Однако, данная стадия процесса проводится не всегда и не везде. Частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. При этом установлено, что административное расследование может проводиться только в случаях выявления административного правонарушения в области: антимонопольного законодательства; законодательства о рекламе; законодательства о выборах и референдумах; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; законодательства о защите прав потребителей; законодательства в области налогов и сборов; таможенного дела; охраны окружающей среды; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пожарной безопасности; дорожного движения; транспорта[2].

Таким образом, административное расследование — это одна из стадий административного процесса, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Административное расследование имеет место в случаях нарушения законодательства в сферах определённых частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

2. Порядок проведения административного расследования

2.1. Этапы административного расследования

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определённых стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которая, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности[6]. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше.

Стадия административного расследования состоит из семи этапов[7]:

1. Принятие решения о проведении административного расследования.

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *