Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы налоговое право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы налоговое право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

Особенности обжалования решений ФНС

Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.

По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.

При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:

  • если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
  • если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»

  • Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
  • Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
  • Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»

Что такое апелляционная жалоба?

Апелляционная жалоба — это процессуальная форма документации, которая позволяет оспорить неправомерное судебное решение, не вступившее в законную силу. Составить такую жалобу имеет право любой участник процесса — обвиняемый, потерпевший, прокурор и иные лица, участвовавшие в деле. При этом выступать апеллянтами могут и другие граждане, которые не имеют отношения к делу, если о подобном полномочии был принят судебный акт ранее.

Как написать апелляционную жалобу на решение районного (городского) суда

Чтобы отстоять свою точку зрения в рамках судебного заседания стороны гражданского процесса представляют доказательства, ходатайствуют о допросе свидетелей, о назначении судебной экспертизы.

Однако зачастую граждане не согласны с вынесенным судебным решением по гражданскому делу, считают, что их доказательства не были учтены при вынесении решения либо считают, что суд неправильно применил процессуальные или материальные нормы закона.

В этом случае сторона, чьи интересы ущемлены вынесенным судебным решением, обжалуют вынесенное решение, доказывая свою правоту в суде второй инстанции.

До внесения изменений в ГПК РФ до 2012 года судебные первой инстанции обжаловались в кассационном порядке, исключение составляли лишь решения мировых судей — они обжаловались в апелляционном порядке.

Что такое апелляционная жалоба на решение суда

Под апелляционной жалобой понимается жалоба на судебное решение, которое еще не вступило в законную силу. Такое обращение следует подавать в случае несогласия с вынесенным по делу судебным актом.

Апелляцию можно подать на решение суда первой инстанции (мирового судьи, районного, городского, областного, краевого, республиканского судов, а также ВС РФ).

Правом на подачу жалобы наделяются все участники процесса. Другие лица вправе обратиться с жалобой лишь тогда, когда решение суда первой инстанции оказывает влияние на их права и обязанности. При оформлении жалобы это обстоятельство необходимо подтвердить (ст. 320 ГПК РФ).

Обратите внимание! Рассмотрением апелляционных жалоб занимаются суды апелляционной инстанции, список которых закреплен в ст. 320.1 ГПК РФ.

Апелляция по арбитражным делам

Арбитражный судебный процесс — это процедура, во время которой осуществляется правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.

Прежде чем инициировать апелляционный процесс по арбитражным делам, заявителю необходимо убедиться в том, что он имеет право подавать жалобу.

Заявить о нарушении прав могут все стороны арбитражного процесса, а также правопреемник одной из сторон. Лица, которые не принимали фактического участия в судебном заседании, но решение суда первой инстанции нарушает их права, также имеют возможность инициировать апелляционное обжалование данного решения.

Специфика оспаривания решений арбитражного суда закреплена в Главе 34 АПК РФ.

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы

1. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Читайте также:  Во сколько лет идут на пенсию многодетные матери в России

1.1. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

3. Вступившее в силу решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 настоящего Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;

5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 настоящего Кодекса.

2. Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи.

В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

3. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

4. Положения настоящей статьи, за исключением положений подпунктов 2 и 5 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.

Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.

Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

– в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);

– суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».

Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

Читайте также:  Штраф за езду без карты тахографа в 2023 году

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;

– временного психического расстройства;

– слабоумия;

– иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:

– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;

– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».

В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:

– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;

– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;

– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на невступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Читайте также:  Справка на больничный лист с предыдущего места работы форма

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим
налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Демин Александр Васильевич, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института ФГУ «Сибирский федеральный университет», канд. юрид. наук.

Право на обжалование является неотъемлемым атрибутом правового государства. Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах и плану мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах одним из направлений является создание и внедрение механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц. О необходимости развития процедур досудебного и внесудебного разрешения споров гражданами и государственными органами было также указано в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568 .

Собрание законодательства РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
Рос. газета. N 164. 2008. 5 авг.

Важным компонентом реформирования системы налогового администрирования является введение в систему налогового процесса обязательной предварительной процедуры обжалования решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности, принятого по результатам выездной и камеральной налоговых проверок, в вышестоящий налоговый орган. Закон предусматривает два вида такого обжалования: 1) обжалование решения, не вступившего в силу (апелляционный порядок); 2) обжалование решения, вступившего в силу (общий порядок).

Процесс рассмотрения дела

На первом этапе суд начальной инстанции на основе апелляции определяет ее статус, а именно: принимает, отклоняет (возвращает) или оставляет без движения. В случае принятия жалобы, на ней ставится отметка, а после этого ее подшивают в данные о деле. Тогда все приложенные документы и копии апелляции высылаются всем участникам. По окончании срока рассмотрения жалобы она передается во вторую инстанцию, в которой она проверяется в апелляционном порядке. Затем происходит рассмотрение апелляционной жалобы, суд второй инстанции назначает место и время проведения заседания и сообщает его всем участникам дела. Суд проходит по правилам суда начальной инстанции. В результате выносится апелляционное определение, оно является решением по делу. Это определение также может быть обжаловано, но уже в суде высшей инстанции в кассационном порядке.

Сроки апелляционной жалобы и порядок рассмотрения

Когда весь пакет документов попадает в суд низшей инстанции, определяется, подлежат ли документы возврату (например, если истек срок) или можно их отправлять в суд следующей инстанции. Для второго случая жалоба подшивается в документы по делу и на ней ставят печать. Затем жалоба попадает в апелляционный суд, дело изучается, определяется дата, время и место заседания по этому разбирательству. После оповещают всех участников дела. В соответствии со ст. 327.2 ГПК на рассмотрение жалобы выделяется период до 2 месяцев. Причем этот срок отсчитывается от даты, когда жалоба достигла суда следующей инстанции. Если в суд предоставляются весомые основания, апелляционный орган может отменить решение или изменить его. Принимается апелляционное определение.

Что такое «надзорная жалоба»? Когда она подается

Бывает такое, что после кассации дело все равно не закрывается в пользу заявителя, но даже так есть возможность снова подать жалобу. Только в этом случае она уже будет называться надзорной. Однако вы можете подать такую жалобу только тогда, когда судом были допущены серьезные нарушения закона.

Такие, как применение/неприменение соответствующего закона, неправильное истолкование закона судом, проведение заседания без присутствия одного или нескольких участников дела из-за несвоевременного их уведомления.

Стоимость госпошлины для надзорного заявления на сегодня — 200 рублей, а срок, когда может быть подана жалоба, — не более 6 месяцев. Жалоба обязательно должна содержать информацию о том, какие именно нарушения закона были допущены предыдущими инстанциями, а также сделать ссылки на конкретные статьи.

В соответствии с 7 частью 378 статьи ГПК РФ, заявление должно быть подано в количестве, равном числу участников дела, из которых один образец апелляции в суд должен быть оригиналом, а остальные — копиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *