Касационое и надзорное производство 2023 года с коментариями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Касационое и надзорное производство 2023 года с коментариями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Новейшая схема пересмотра решений, вступивших в законную силу, фактически в большой мере оставила «старый» надзорный пересмотр; тем не менее если ранее надзорных инстанций в УПК РФ было три — президиум областного (краевого, республиканского и т.п.) суда либо окружного (флотского) суда, далее Судебная коллегия по уголовным делам (или Военная коллегия) Верховного Суда РФ и Президиум ВС РФ — то сейчас первые две из них переименованы и начали называться кассационными, надзорной же инстанцией остался лишь Президиум Верховного Суда РФ. Принесенные трансформации повлекли надобность указать в законе отдельно нормы кассационного и отдельно нормы надзорного пересмотра, но фактически они очень схожи, так что новые главы 47.1 и 48.1 УПК РФ во многом дублируют друг друга. Но разница в терминологии кассационного и надзорного производства полагает, что глубинное некоторое различие есть.

План обжалования по кассации в Верховном суде

После кассации обжалование в коллегии по гражданским делам Верховного суда продвигается по плану:

Шаг 1. Подготовьте новую кассационную жалобу и приложения к ней. Пакет документов будет зависеть от выбранного вами способа подачи. Существует различные способы обращения в ВС. Например, через сайт Верховного суда поддерживающий сервис электронной подачи документов. В этом случае Вам достаточно будет заполнить регистрационные данные на портале «Госуслуг», заполнить предложенную форму и приложить скан кассации и квитанции об уплате госпошлины. По своему опыту мы считаем, что преимуществом электронного способа подачи документов является то, что не нужно прикладывать многочисленные копии актов нижестоящих инстанций. Также пакет документов можно подать классическим способом: лично или по почте.

Особенности кассационного и надзорного производства в уголовном процессе

Кассация и надзор в уголовном процессе Суд действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе про­верить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление при­несены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч.1 и 2 ст. 410 УПК). Сроки обжалования есть (ст. 356) нет ⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒ Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 4717; Опубликованный материал нарушает авторские права? / Защита персональных данных / ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном.

Отличие надзора от кассации в уголовном процессе

Суд надзорной инстанции вправе: оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Видео на тему: Надзор от кассации чем отличается

При этом процедура рассмотрения такой жалобы состоит из двух этапов.Самое главное, на что заявителю необходимо обратить внимание при желании обжаловать ошибочное решение апелляционного суда — это срок подачи заявления.Как правило, полугодового периода бывает вполне достаточно, чтобы подготовить текст кассационной жалобы и собрать дополнительные доказательства для обжалования.Вместе с тем, заявителю следует учесть, что без достаточных оснований для пересмотра дела процедура подачи кассации почти наверняка обречена на неудачу — судья наверняка выдаст негативное определение о принятии дела к повторному рассмотрению.

Основаниями для изменения или отмены решения апелляционного суда могут являться грубые нарушения в процессе рассмотрения дела при апелляции, что повлияло на принятие неверного судебного постановления.Порядок кассационного обжалования предусматривает подготовку текста жалобы в соответствии с нормами ст.378 ГПК РФ.В частности, образец кассации по гражданскому делу, должен выглядеть следующим образом: Кассационное заявление подписывается гражданином, являющимся автором этого документа, или его представителем.

Если заявитель физически не может присутствовать при подаче кассации — среди документов, прилагаемых к жалобе, должна находиться официально оформленная доверенность.Также в списке документов, которые необходимо подать на кассацию вместе с заявлением, должны быть копии решений судов предыдущих инстанций и квитанция об уплате госпошлины.Полномочия для подачи кассации имеет не только истец или ответчик, но также другие участники процесса, а также прокурор.

Чем отличается кассационная от надзорной жалобы?

Суд кассационной​ инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390​ ГПК РФ): Суд кассационной инстанции не вправе: Полномочия надзорной инстанции Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные ниже, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам (ст. 391.1​ ГПК РФ): Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены ст.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

У меня административное дело по КоАП РФ, или разницы нет в этом? И имеет ли право кассационная инстанция отменить постановление инспектора, то есть должностного лица, или только правомочен судебные дела?

Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрен КАС РФ статья 340.

Комментарий к Статье 391.12 ГПК РФ

1. Статья 391.12 ГПК РФ в части установления полномочий Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора определяет право Президиума ВС РФ при направлении дела на новое рассмотрение указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей, что соответствует ст. 17 ГПК. В ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ в основном сохранились полномочия суда надзорной инстанции на момент вступления в силу обозначенного характера.

Реализация Президиумом ВС РФ такого полномочия, как оставление постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а надзорной жалобы (представления) без удовлетворения, означает, что при их рассмотрении суд надзорной инстанции не выявил оснований для отмены судебного постановления, указанных в ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК.

Отмена постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий суд может произойти только при соблюдении следующих условий:

— нарушения, которые были выявлены при рассмотрении надзорной жалобы (представления), не могут быть устранены иначе как посредством нового рассмотрения дела. Причинами этого могут быть, например, установление новых обстоятельств дела, поскольку суд надзорной инстанции не полномочен на это, как следует из ч. 2 ст. 391.12 ГПК;

— отмена соответствующего постановления суда нижестоящей инстанции судом надзорной инстанции всегда должна влечь за собой указания последнего о том, как нужно было истолковать или применить закон в данном случае, как это требует ч. 4 ст. 391.12 ГПК. Иначе суд надзорной инстанции должен не передавать дело на новое рассмотрение, а принять сам новое судебное постановление.

Читайте также:  Кем утверждается ли приказ о внутреннем трудовом распорядке должностным лицом

При реализации такого полномочия, как отмена постановления при наличии к тому оснований, суд надзорной инстанции может как отменить судебное постановление любого суда нижестоящей инстанции, так и отменить все постановления, обжалуемые заинтересованными лицами.

Отмена постановлений суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставление заявления без рассмотрения либо прекращение производства по делу являются следствием обнаружения судом надзорной инстанции оснований для этого. В ст. 391.12 ГПК РФ не оговариваются основания к оставлению заявления без рассмотрения либо прекращению производства по делу. Учитывая употребление законодателем термина «заявления», а не «жалобы» или «представления», как это свойственно надзорному производству, аналогично как прекращение производства по делу, то, следуя аналогии закона, нужно применять основания, указанные в гл. 19 и 18 ГПК.

В связи с тем что по одному и тому же делу могут приниматься различные постановления, Президиум ВС РФ может оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. Другие же судебные постановления могут быть отменены либо, наоборот, восстановлены Президиумом ВС РФ в законной силе как неосновательно отмененные.

Только в том случае, если судами первой, апелляционной или кассационной инстанции была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, суд Президиума ВС РФ может отменить либо изменить судебные постановления нижестоящих инстанций и принять новое судебное постановление.

Следующее полномочие суда надзорной инстанции — оставление надзорной жалобы (представления) без рассмотрения по существу Президиумом ВС РФ — возможно только при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В случае обнаружения нарушений норм процессуального права суд надзорной инстанции отменяет постановление нижестоящего суда и передает дело на новое рассмотрение. В случае же обнаружения нарушений норм материального права Президиум ВС РФ принимает новое постановление по делу. Такая проверка осуществляется в пределах доводов поданной надзорной жалобы (представления). Исключение составляют интересы законности, т.е. полное соответствие принимаемых судебных постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права. Однако проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются, Президиум ВС РФ не вправе.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Часть 3 ст. 391.12 ГПК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым принятое постановление Президиума ВС РФ должно быть подписано председательствующим непосредственно в заседании Президиума ВС РФ.

4. Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. Но учитывая принцип независимости судей, закрепленный ч. 1 ст. 120 Конституции, Президиум ВС РФ, отменяя судебное постановление, не вправе давать указания суду, пересматривающему дело, о том, какое постановление нужно принять и какую норму материального права следует примен��ть.

Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Сущность и значение надзорного производства. Отличие надзорного производства от кассационного.

Необходимость проверки судебного постановлений (СП) на предмет их правильности может возникнуть и после вступления судебного акта в законную силу. Необходимо проверить судебный акт на предмет его правильности после вступления в законную силу в порядке надзора. Задачами НП является выявление и устранение допущенных нижестоящими судами нарушений норм права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов субъектов гражданских и др. правоотношений, а также обеспечения единства судебной практики и законности.

Отличия НП от КП: 1) объекты кассационной проверки — вступившие в законную силу постановления судов 1 инстанции; объекты НП — вступившие в законную силу постановления судов 1, 2 инстанции, а также нижестоящей надзорной инстанции; 2) субъекты кассационной проверки — только лица, участвующие в деле; субъекты НП —лица, участвующие в деле, лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением, а также высшие должностные лица в лице председателя Верх. суда РФ или его заместителя; 3) срок подачи кассационной жалобы (КЖ) — 10 дней со дня принятия суд. акта в окончательной форме; надзорной жалобы (НЖ) — 6 мес. со дня вступления в законную силу судебного постановления; 4) объем кассационной проверки — законность и обоснованность СП; объем надзорной проверки — законность СП, включая единообразие толкования и применения судами норм права. Вступившие в законную силу СП, за исключением СП Президиума Верх. Суда РФ, м/б обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и др. лицами, если их права и законные интересы нарушены СП.

Читайте также:  Во сколько лет идут на пенсию многодетные матери в России

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора: 1) Президиум субъекта РФ проверяет вступившие в законную силу решения и определения районных судом и мировых судей и приказов мировых судей; апелляционных решений и определений районных судов; кассационных определений судов субъектов РФ; 2) Президиум окружного военного суда проверяет решения и определения гарнизонных военных судов; 3) Судебная коллегия по гражданским делам Верх. Суда РФ проверяет решения и определения районных судов, принятых ими по 1-ой инстанции, если они были обжалованы в Президиум судов субъектов РФ; 4) Военная коллегия Верх. Суда РФ: — кассационных определений окружных военных судов, если они были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда и т.д.

О некоторых странностях кассационного и надзорного производства (Белкин А.Р.)

Дополнительно нужно сказать, что результат работы всех стадий может стать отмена обжалуемых актов в результате признания их неправомерными. В то же время надзор имеет ряд принципиальных различий с апелляцией.

Однако отметим еще один неоднозначный момент, возникший в связи с произведенным механическим разделением указанной области. Возможности и пути надзорного обжалования судебного решения ранее были различны в зависимости от уровня судебного звена, вынесшего это решение, и последующих действий по его обжалованию.

Например, вследствие недостаточного профессионального уровня судьи, противоречивости и пробельности законодательства, а иногда и вследствие совершения участниками судопроизводства преступления против правосудия.

Надзорное производство имеет целью исправление судеб­ных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участ­ников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только су­дебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу. Надзорные жалоба или представление направляются непос­редственно в суд надзорной инстанции.

Стоит иметь в виду, что апелляцию можно подавать в течение одного месяца после изготовления решения в полном объеме либо же его оглашения, если суд объявил решение в полном объеме сразу в судебном заседании.

Отметим при этом, что история изменений, вносимых в УПК РФ, изобилует примерами внесения странных, бессистемных и даже алогичных поправок, в дальнейшем в свою очередь исправляемых путем внесения «поправок на поправки» и т.д. ad infinitum . К сожалению, приходится констатировать, что не свободны от подобного и вновь введенные в УПК РФ главы 45.1, 47.1 и 48.1.

В уголовном процессе всего 8 стадий (6 – общих и 2 – исключительных). Общие подразделяются на досудебные и судебные.
Значительные изменения, коснувшиеся апелляционного, кассационного и надзорного производства с 1 января 2013 г., заставляют обратить особое внимание на то, каким образом УПК РФ регулирует теперь пересмотр судебных решений — как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

Сравнивая конкретные нормы закона, касающиеся «нового» кассационного и надзорного производства, с нормами «прежнего» надзора, можно заметить некоторые изменения, причины и смысл которых не вполне ясны.

Основной формой проверки законности и обоснованности приговоров является производство в суде второй инстанции. И хотя производство на этом этапе в значительной мере выполняет задачи по предотвращению вступления в силу незаконных и необоснованных судебных решений, нельзя сказать, что лишь при такой форме пересмотра приговоров могут быть полностью исключены судебные ошибки.

В соответствии с требованиями ст. 354 и 402 УПК РФ стороны вправе ходатайствовать о пересмотре приговора, определения, постановления суда в порядке кассации и судебного надзора.

Госдума с подачи ВС отменяет в УПК бессрочную кассацию

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Функции и градация судебных инстанций

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией

Первая инстанция – начало любого судебного разбирательства. Заявление о предъявлении иска или о вынесении судебного приказа рассматривается судьей на предмет:

  • обстоятельств дела;
  • наличия либо отсутствия признаков преступления или правонарушения;
  • установления виновности конкретного ответчика.

Судьи рассматривают и изучают доказательства, оценивают возможность их процессуального применения, вызывают свидетелей, экспертов, прочих участников дела.

Важно! В различных случаях судом первой инстанции может выступать даже Верховный Суд России, ст. 2 закона №3-ФКЗ.

Вторым этапом рассмотрения спора является апелляция – повторное разбирательство по делу, по которому уже вынесено решение. Начать апелляционное обжалование необходимо до момента вступления в силу постановления суда первой инстанции (обычно это происходит в течение месяца).

Предварительное производство в судах кассационной и надзорной инстанций

Предварительное производство в судах кассационной и надзорной инстанций включает два этапа: 1) подачу кассационных и надзорных жалобы, представления; 2) рассмотрение кассационных и надзорных жалобы, представления судьей соответствующего суда.

Назначение предварительного производства состоит в том, чтобы не допустить пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда в тех случаях, когда для этого нет необходимых нормативных условий. Другими словами, на данном этапе «отсеиваются» кассационные и надзорные жалобы, представления, поданные с нарушением установленного законом срока, в ненадлежащей форме или в которых не содержится сведений о существенных (фундаментальных) нарушениях закона, допущенных в ходе производства по уголовному делу.

Подача кассационных и надзорных жалобы, представления. По своей сути кассационные и надзорные жалоба, представление являются не более чем ходатайством (просьбой) о пересмотре вступивших в закону силу судебных решений. Решение о передаче этих жалоб, представлений для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции (т. е. собственно о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения) принимается судьей соответствующего суда, который предварительно изучает жалобу, представление.

Ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в кассационном и надзорном порядках вправе осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель (в том числе законный), а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать вступившее в законную силу судебное решение только в части, касающейся гражданского иска.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера, также вправе принести жалобу на вступившее в законную силу судебное решение, если этому не препятствует состояние психического здоровья данного лица.

Комментарий к статье 308.11 АПК РФ

Комментарий к ч.1

1. Надзорное производство в арбитражном суде, как дополнительная гарантия права граждан на судебную защиту, имеет место после того, как судебное решение, постановление по делу, рассмотренному зачастую не только в первой, но и в апелляционной и кассационной инстанциях, вступило в законную силу и на его основе уже могло возникнуть множество правоотношений. Поэтому в АПК РФ закреплены существенные особенности судопроизводства в порядке надзора, а также пределы прав надзорной инстанции.

2. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения, если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.

3. Одно из ранее вынесенных по делу решений может быть оставлено в силе, если оно не противоречит закону и соответствует обстоятельствам дела.

4. Изменяя решение, определение или постановление либо вынося новое решение, суд должен исходить из обстоятельств дела, установленных арбитражным судом первой инстанции.

5. Надзорная инстанция в соответствии со своими полномочиями вправе изменить не только резолютивную, но и мотивировочную часть решения, определения, постановления.

6. Если Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или частично решение, определение или постановление, вместе с тем приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.ст.143 и 144 АПК РФ, то в этом случае дело передается на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части постановления на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.

7. Если надзорная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции должно быть отменено в силу недостаточной обоснованности, она не может на этом основании принять новое решение. По смыслу п.5 ч.1 к.с. во взаимосвязи с п.2 ч.1 к.с. и ст.308.8 АПК РФ, дело должно быть направлено на новое рассмотрение. При этом недопустимо предрешение вопросов о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также вопросов о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление, определение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

8. Иначе создавалась бы возможность принятия постановлений вопреки требованиям и ограничениям, которыми надзорная инстанция связана в отношении пересматриваемых ею решений, постановлений, определений, неправомерно расширялись бы полномочия надзорной инстанции, что приводило бы к нарушению ст.46, ч.2 ст.50 и ч.3 ст.123 Конституции РФ.

9. Применительно к ст.ст.179, 324 АПК РФ Верховный Суд РФ вправе, исходя из фактических обстоятельств дела, установленных арбитражным судом первой инстанции, исправить арифметическую ошибку, допущенную в вынесенном им постановлении об изменении решения либо о вынесении нового решения, а также разъяснить это постановление в случае его неясности, либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения измененного или вынесенного им нового решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения; проверяя дело в полном объеме.

Комментарий к ч.2

10. Пункт 5 ч.1 к.с. соответствует конституции, поскольку, по смыслу содержащегося в нем положения, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе изменить либо отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение апелляционной или кассационной инстанций и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Комментарий к ч.3

11. Если Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора отменяет или изменяет решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции, он в любом случае (и когда возвращает дело на новое рассмотрение, и когда принимает новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение) не может устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты в решении, постановлении, определении. Это означает, что он не вправе самостоятельно устанавливать имеющие значение для дела обстоятельства на основе собранных доказательств и не может дополнительно собирать новые доказательства. Однако, не передавая дело на новое рассмотрение, он может исправить допущенную в решении, постановлении ошибку в применении и толковании норм материального права.

12. Принимая новое решение, надзорная инстанция тем самым исправляет ошибки, допущенные судом на той ступени правоприменительного процесса, которая связана с выбором нормы материального права, ее уяснения, толкования. Но при этом, по смыслу к.с. во взаимосвязи со ст.ст.308.8, 308.9 АПК РФ, а также со ст.ст.8, 9, 10, ч.1 ст.162, ст.168, ч.4 ст.170, ст.268, п.2 ст.269, ст.270 и п.12 ч.2 ст.271, ст.ст.274, 284, 286, п.п.2, 3 ст.287 АПК РФ, Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий дело в порядке надзора, непосредственно не исследует доказательства и не устанавливает фактические обстоятельства, так как он не может подменять первую и апелляционную инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства и устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности и равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства. А это именно те принципы, которые являются обязательными для разрешения спора по существу и в рамках которых, согласно ст.ст.8, 9, 10 и ч.3 ст.64 АПК РФ, только и возможно установление фактических обстоятельств и получение, исследование и оценка доказательств.

13. При производстве в надзорной инстанции, как следует из ст.ст.308.9 и 308.11 АПК РФ, эти принципы ограничены, суд в порядке надзора использует полномочие, закрепленное в п.5 ч.1 к.с., только тогда, когда допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. В этом случае надзорная инстанция не решает вопросы факта, от нее не требуется собирания, исследования и оценки доказательств и установления фактических обстоятельств. Поэтому принятое в порядке надзорного производства новое судебное постановление, исправляющее ошибку, допущенную в применении и толковании норм материального права, способствует осуществлению задач судопроизводства в арбитражном процессе по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов и не нарушает предусмотренных Конституцией РФ положений о праве на судебную защиту (ст.46 Конституции РФ), о порядке получения и использования доказательств (ч.2 ст.50 Конституции РФ) и об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст.123 Конституции РФ).

14. Положение п.3 ч.1 к.с. не может служить основанием для принятия Президиумом Верховного Суда РФ нового решения, которым не только исправляются ошибки в применении и толковании норм материального права, но и изменяется доказательственная база.

15. См. также комментарий ст.ст.2, 122, 171, 266, 308.8, 308.9, 308.12 АПК РФ.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций

При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.

Производство в суде второй инстанции включает в себя апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. Апелляционное и кассационное обжалование прокурором судебных решений, не вступивших в законную силу. В апелляционном порядке рассматриваются представления государственного обвинителя или вышестоящего прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются представления государственного обвинителя или вышестоящего прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные федеральным судом первой и апелляционной инстанций. Апелляционное и кассационное представление может быть подано в течение 10 суток со дня провозглашения приговора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *