Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав ребенка: законы, как регулируется и осуществляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Защита прав и интересов ребенка
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Юрист по правам ребенка – обязанности и действия
Помощь в защите прав ребенка—отдельное и крайне значимое направление в юриспруденции. Да, каждый маленький гражданин имеет право на получение полноценного образования, воспитание и заботу от родителей, собственное, пусть и незначительное, имущество. Однако, к сожалению, все чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети находятся в прискорбном положении.
Независимо от того, кто нарушил права ребенка – сами родители, посторонние взрослые или одноклассники, — не всегда понятно, с чего начинать работу. В этом и поможет квалифицированный юрист: он проведет консультацию, определит суть проблемы и предложит варианты ее решения.
Первый шаг – это сбор документов, которые, в любом случае, понадобятся при разбирательстве. Юрист поможет подготовить:
- Заявление от родителей или законных представителей на проведение соответствующих проверок и действий.
- Паспорта или другие удостоверения личностей родителей.
- Свидетельство о рождении самого ребенка.
- Справки с места учебы, медицинские документы и другие бумаги при необходимости.
- Документы, которые подтверждают усыновление или опекунство над ребенком.
Конвенция о правах ребенка.
К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.
По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.
Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».
Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.
Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.
В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».
Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.
Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.
Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.
Борьбу за права детей начали защитники животных
Сегодня такие права ребенка, как право на жизнь, свободу, развитие и хорошее обращение считаются неотъемлемыми и универсальными: они применяются к каждому ребенку в мире без исключения и должны соблюдаться каждым взрослым. Однако так было не всегда.
Точка зрения, согласно которой дети для развития нуждаются в заботе и защите, получила распространение на рубеже XVIII и XIX веков — до этого дети считались лишь «заготовкой» для будущего человека и фактически были собственностью родителей.
Борьба за права детей началась на век позже, в 1874 году, с истории 8-летней Мэри Эллен Уилсон из Нью-Йорка. Приемная мать ее часто избивала, порола кнутом и не выпускала из дома.
О девочке узнали активисты местной ассоциации против жестокого обращения с животными, но оказалось, что законов, которые бы защищали детей от взрослых, не существует.
Когда случай получил широкую огласку, девочку все же изъяли из семьи, а мачеху судили и приговорили к тюремному сроку. Вскоре было основано первое в мире общество по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Международные и Российские документы по правам ребенка
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей [22].
Однако время и положение детей — будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.
Права ребенка
Уполномоченное лицо занимается защитой любых гарантий. Получается, что должность имеет универсальный круг обязанностей, так как омбудсмен должен следить за соблюдением всех норм.
Основной список прав:
- наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
- возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
- право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
- возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;
- наличие фамилии, имени и отчества.
Все указанные права и гарантии закрепляются в семейном законодательстве. Также несовершеннолетний, как и любой другой человек, имеет право на имущественные права. Отдельным видом прав считается возможность получить помощь в образовании, лечении.
Защитой прав могут заниматься родители или другие законные представители, а также прокуратура, работники опеки, полиция и судебная система. Дополнительно существует два варианта уполномоченных лиц, которые занимаются общими, то есть федеральными делами, или курируют деятельность по защите детей в регионах.
Международные конвенции в сфере усыновления детей. Особенности усыновления детей иностранными гражданами
Важным моментом в сфере защиты прав детей, которые закреплены в законодательстве и международных конвенциях, является усыновление (удочерение). Кроме коллизионных правовых норм национального уровня, усыновление регламентируется еще и коллизионными нормами международного характера, которые содержатся в двусторонних и региональных договорах об оказании правовой помощи, а также международными материальными нормами.
Примером объединения норм материального права по вопросам международного усыновления является Европейская конвенция об усыновлении детей, подписанная в Страсбурге 24 апреля 1967 года и Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в сфере иностранного усыновления в 1993 году.
Несмотря на то, что Российская Федерация не является членом-участником вышеуказанных соглашений, не ослабляет их значения.
Принципы Гаагской конвенции применяются в случае если ребенок, который постоянно проживает на территории одного государства, после его усыновления или для осуществления процедуры усыновления переезжает в другое государство.
Цель Конвенции – обеспечений гарантий того, что усыновления не будет противоречить интересам ребенка. Одним из важнейших положений данной Конвенции является незаконное обогащение при решении вопросов усыновления. Запрещена коммерческая деятельность, целью которой является получение прибыли при усыновлении ребенка. На территории Российской Федерации запрещено осуществление деятельности посредников в процессе усыновления. Государственными органами исполнительной власти может осуществляться проверка деятельности иностранных организаций, которые занимаются вопросами в сфере усыновления и желают открыть собственные представительства на территории России. Иностранными организациями, которые планируют открыть собственные представительства на территории Российской Федерации, должен быть предоставлен пакет документов, которые подтверждает их полномочия по осуществлению деятельности и доказательства, подтверждающие принадлежность к организациям некоммерческой деятельности. Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году, также отражается вопрос иностранного усыновления. Россия, являясь участницей данной Конвенцией, закрепила в правовой системе Российской Федерации, нормы, установленные ей.
Но в статье 21 Конвенции указана норма, которая отсутствует в законодательстве России – в случае если ребенок не может быть отдан на воспитание в семью в стране его происхождения (в государстве его национальности), предусматривается возможность рассмотрения усыновления в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком.
Статьей 165 Семейного Кодекса Российской Федерации установлены коллизионные нормы, согласно которым регулируется процесс усыновления международного характера.
Усыновление считается международным, если оно реализуется:
- Иностранными гражданами в отношении ребенка на территории Российской Федерации, который является гражданином Российской Федерации;
- Иностранными гражданами в отношении ребенка за пределами Российской Федерации, если ребенок является гражданином Российской Федерации;
- Гражданами Российской Федерации в отношении ребенка, который является гражданином иностранного государства за пределами территории России;
- Гражданами Российской Федерации в отношении ребенка, который является гражданином иностранного государства на территории этого государства.
Основным коллизионным принципом, которые применяется усыновлении детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами является закон о гражданстве усыновителя, закрепленный в семейном законодательстве Российской Федерации. Если ребенка усыновляется лицом без гражданства, то используется закон постоянного места проживания усыновителя.
В 1998 году статья 165 Семейного Кодекса была дополнена нормой о том, что при усыновлении ребенка, который является гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, которые состоят в браке с гражданами Российской Федерации, то процесс усыновления ребенка, осуществляется в порядке, который установлен для граждан российской Федерации.
Если усыновляется ребенок – гражданин Российской Федерации, то, помимо правовых норм иностранного государства, должны соблюдаться и нормы российского законодательства. Только в таком интересы ребенка будут максимально защищены и удовлетворены.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка?
В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.
Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.
Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:
- обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
- организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
- направление запросов в разные организации и предприятия;
- получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
- беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
- привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.
Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.
Пункт 1. Каждый имеет право на образование.
Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
>
Организация по защите прав ребенка
Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.
Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).
Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.
Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.
Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).
Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.
Органы, осуществляющие защиту прав детей
Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.
Прокуратура применяет следующие меры и способы:
- Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
- Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
- Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.
Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Медицинское обеспечение
Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:
- Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
- Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
- Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
- Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.
Нормативные акты, защищающие права несовершеннолетних в России
Нормативно-правовые документы РФ о защите прав несовершеннолетних граждан:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Уголовный кодекс РФ. Данным нормативно-правовым актом предусмотрена ответственность:
- за совершение сексуального и физического насилия в отношении малолетних;
- за преступления против семьи и несовершеннолетних.
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон РФ «О защите прав детей». Данным документом установлено, что над малолетними запрещено физическое и психологическое насилие, а также недопустимо жестокое обращение.
- Семейный кодекс РФ.
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Постановление Правительства №919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».
Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.
В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.
Права детей
Список гарантий по положения статей — Семейного кодекса РФ:
- наличие семьи и проживание с ней, если этот момент не ограничивается законом. Например, родители могут быть лишены своих возможностей в отношении детей, тогда вопросами занимаются органы опеки и попечительства. При стандартном варианте человек должен получать в семье не только воспитание, но и весь комплекс мер, которые связаны с его обеспечением и возможностью получить необходимое образование, а также развитие;
- право общаться с родственниками, в том числе дальними. Исключением будет наличие судебного запрета в отношении определенного лица. Если запрет установлен самовольно родителем, то происходит нарушение прав несовершеннолетнего;
- права на мнение и собственную личность. При вопросе, который затрагивает интересы ребенка, его мнение должно быть учтено. После наступления возраста 10 лет мнение может быть определяющим при судебных решениях, касающихся родительских обязательств, а также при процессах изменения фамилии, имени;
- право на фамилию, которая переходит от одного из родителей, а также на отчество, переходящее от отца;
- дети имеют права связанные с защитой их интересов. Основная функция возложена на родителей или других законных представителей. Этот момент является непреложным даже при раздельном проживании с одним из родителей. Исключение — это возложение обязательств на органы опеки или других лиц, если есть судебное решение об ограничении или лишении прав родителей. Любое лечение или обучение в различных организациях означает, что в данных момент функции по защите должна взять администрация учреждения;
- защита от злоупотребления родителем своих прав в отношении ребенка, а также уважение к его чести и достоинству. Здесь чаще всего рассматривают комплексный подход, который должен обеспечивать не только комфорт для развития, но и отсутствие различных факторов, влияющих на психику.