Кто не привлекается к административной ответственности за земельные проступки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто не привлекается к административной ответственности за земельные проступки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Специальным составом выступает состав ст.254 УК – порча земли, в котором предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение, иную порчу земли вредными продуктами хозяйствования, в следствие нарушения правил обращения с удобрениями и иными опасными химическими, биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если это повлекло причинение вреда здоровью людей и окружающей среды.

Глава 26 ук рф — экологические преступления.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные частью 2 этой статьи — место совершения преступления: — зона экологического бедствия, чрезвычайная экологическая обстановка

Квалифицирующие признаки части 3 — причинение по неосторожности смерти человеку.

С объективной стороны отсутствует четко определение что такое порча земли, следовательно, норма является бланкетной и следует обращаться к специальным нормативным актам.

Статья 255 УК РФ: Нарушение правил охраны и использования недр. Вменяется этот состав за самовольную застройку мест залегания полезных ископаемых

  1. Статья 170 УК РФ: Регистрация незаконных сделок с землей

Понятие и состав земельного правонарушения

Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица. Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями. Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Читайте также:  В каком суде решаются трудовые споры по месту нахождения

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

О нарушении земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:

  • посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
  • нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
  • нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
  • грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.

О правах и обязанностях собственников земли

Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:

  • возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
  • использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
  • законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
  • осуществление посевов и посадки различных растительных культур.

А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:

  • на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
  • на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
  • на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
  • на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.

Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях содержит описание нарушений в сфере земельного законодательства и мер воздействия за их совершение. Административная ответственность за земельные правонарушения может наступить в следующих случаях:

  • Незаконные действия лиц, заключающиеся в самовольном занятии или пользовании земельными участками без разрешительных документов, а так же без права дающего заниматься хозяйственной деятельностью караются наложением административного взыскания по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа, исчисляемого в зависимости от кадастровой стоимости земли.
  • Нарушение межевых границ земельных участков могут ограничиться предупреждением или взысканием штрафа.
  • По ст. 7.8 кодекса может быть назначено наказание за пользование земельным участком, прилегающим к водоему или водоохранной зоне без разрешительных документов.
  • Следующая норма кодекса содержит меры административного воздействия за незаконное пользование лесным земельным наделом. Наказание неминуемо в случае проведения работ по раскорчевке, обработке лесоматериалов, складирования незаконно вырубленной древесины на лесных землях без разрешительных документов.
  • Лица, которым соответствующими органами представлены в пользование наделы лесного фонда не вправе обмениваться ими, уступать права третьим лицам без согласия собственника. Если таковые действия были допущены, то может наступить ответственность согласно ст. 7.10 КоАП РФ.
  • Положения ст. 7.16 кодекса содержит запрет на отвод земли в исторических и культурных рекреационных зонах.
  • Положения главы 8 КоАП РФ направлены на защиту экологической целостности и равновесия природы. Признается незаконной любая порча земель, направленная на уничтожение плодородных слоев почвы. Нарушение целостности земель путем засорения излишним применением химикатов или опасными отходами признаются административным правонарушением и виновные лица подлежат наказанию.
Читайте также:  Налоги с ГПД физическим лицом в 2023 году

Так же незаконными являются действия и бездействия лиц:

  • по приданию земле ее первозданного вида путем выполнения работ по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ);
  • использованию земель в разрез с целевым предназначением, несоблюдение требований по улучшению и сохранению почвы (ст. 8.8 КоАП РФ);
  • предоставления земель в защитной зоне водоемов с нарушением установленного порядка (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • порча земли в результате незаконной деятельности в виде пастбищных угодий, сенокосных наделов, систем мелиорации и водоснабжения, а также уничтожение лесных дорог (ст. 8.30 КоАП РФ).
  • правонарушения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель предусмотрена нормами главы 10 КоАП РФ.
  • Глава 11 Кодекса об административных правонарушениях содержит ответственность за незаконные действия в сельскохозяйственной отрасли путем уничтожения угодий и пастбищ.
  • Меры административного взыскания могут наступить за устройство свалки, стока канализации в местах, прилегающих к автомобильной дороге. Незаконная укладка технических устройств и коммуникаций, установка рекламных щитов, указателей либо строительство придорожных объектов без согласования с дорожными органами, а равно розжиг костров вблизи деревянных мостов является основанием для назначения наказания по ст. 11.21 КоАП РФ.
  • Глава 19 КоАП РФ содержит порядок наложения административного наказания за нарушение порядка управления, в частности по нарушению сроков рассмотрения заявок о выделении земли. Регистрация незаконных сделок с землей по ст. 19.21 КоАП РФ признается административным правонарушением.

О понятии административной ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона.

Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения.

Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.

Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель.

Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д.

Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.

Типичные разновидности земельных правонарушений


В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:

  • самовольное присвоение, занятие надела земли;
  • ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
  • эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
  • нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
  • порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
  • неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
  • самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
  • незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
  • нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
  • пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.

В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:

  • нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
  • несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
  • безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
  • пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
  • противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
  • несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
  • невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
  • прочие правонарушения.

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Читайте также:  Процедура лишения отца родительских прав

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения – должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Преступления, нарушающие нормы земельного законодательства

Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно о незаконности совершаемого деяния, – опасное правонарушение, которое рассматривается в Уголовном кодексе РФ отдельно (ст. 170 УК РФ), наряду с нормами про ответственность за порчу земли. За совершение указанных выше правонарушений устанавливается уголовная ответственность.

Ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, в подобной ситуации не применяется из-за тяжести совершенного проступка.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть наказан несколькими способами:

  • обязанность оплатить штраф в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных в регионе, где было совершено правонарушение;
  • лишение на 3 года права занимать определенные должности, вести определенные виды деятельности;
  • при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в соответствующей статье нормативно-правового акта, предусматривается назначение исправительных работ;
  • в некоторых ситуациях, любое подобное правонарушение может быть наказано лишением свободы на определенный законом срок.

Данные случаи относятся к категории самоуправства должностных лиц, поэтому подлежат наказанию по всей строгости закона.

Понятия материальной ответственности за нарушение норм земельного права

Система законов подразумевает охрану прав граждан, юридических лиц и государственных органов от посягательств со стороны третьих лиц. За нарушение прав и свобод неизбежно наступает ответственность, которая, в свою очередь может быть материальной или дисциплинарной. Только неукоснительное соблюдение режима мер пресечения позволяет добиться установления правового режима в отношении земельных участков в Российской Федерации.

Регулирование законом правоотношений, возникающих относительно порядка использования территорий, подразумевает определение двух понятий земли, — как участка и как неотъемлемую часть природного ресурса. Оба определения выступают объектами земельных отношений. Вместе с тем, каждый рассматриваемый случай подразумевает применение различных норм законодательства. Так, понятие материальной ответственности за нарушения законодательства в области земельного права может применяться как по нормам Административного, так и Земельного кодексов.

Конкретные виды ответственности

  • Использование земель без ведения хозяйственной деятельности. Конкретных признаков бесхозяйственности в статье 50 не приводится, вместе с тем, в норме описываются признаки такого нарушения: отклонение от установленных требований по обработке, охране земель от разрушения, а также непринятие мер к устранению негативных факторов.
  • Порча земель сельскохозяйственного назначения. Применение мер взыскания к нарушителям осуществляется при выявлении фактов приведения земельного фонда в худшее состояние по причине нарушений технологии производства.
  • Нарушение сроков возврата временно используемых земель и невыполнение требований о возвращении качественного состояния вверенных участков. Применение мер воздействия часто имеет место при разрешенном строительстве или горной выработке.
  • Умышленное отступление от утвержденных проектов землепользования. Это нарушение границ наделов, природоохранной зоны и прочие преступления.
  • Приведение в негодное состояние межевых знаков влечет наложение штрафных санкций на физических или юридических лиц.

Земельный ресурс не является восполняемым, в связи с чем его ценность возрастает с каждой застройкой или засевом. Государство разработало ряд предупредительных мер, направленных на сохранение земельного фонда на несколько поколений вперед.

Административное взыскание за нарушение земельного законодательства

Принятие Земельного кодекса РФ явилось очередной ступенью урегулирования вопросов землепользования и возможности привлечения нарушителей к ответственности за незаконные действия.

Противоправность действий характеризуется виновным поведением лица, нарушающего закон и права иных лиц во владении землей, несоблюдении экологических норм, приводящих к утрате и порче земельных наделов.

Административное взыскание является мерой наказания за правонарушение, цель которой заключается в воспитательном процессе лица, нарушившего закон и профилактической работе по предупреждению новых незаконных действий.

Действующее земельное законодательство в области административных нарушений систематизировало виды проступков в сфере землепользования по объектам посягательства и степени ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *