Какие данные являются персональными: позиция суда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие данные являются персональными: позиция суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Общий термин, определяющий персональные данные, звучит как «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу». Термин присутствует в законе «О персональных данных», а также упоминается в других нормативных актах. Так, закон «О связи» относит к сведениям об абонентах – физических лицах – фамилию, имя, отчество или псевдоним, а также домашний адрес и другие данные, позволяющие идентифицировать личность.

Исключения из общего правила

Если организация захочет поспорить с регулятором и счесть ФИО сведениями, прямо не относящимися к ПД, она может привести ряд аргументов:

  • сочетание часто встречающихся имени и фамилии без иных сведений не дает однозначной возможности определить человека;
  • в одной организации могут работать несколько сотрудников с одинаковыми именами;
  • ФИО общедоступны, в отличие от других сведений о гражданах.

Однако эти аргументы не всегда принимаются, поскольку прямое прочтение закона относит к ПД любую информацию о человеке. Такая позиция связана с одномерным принятием требований международного законодательства, которые нужно было отразить в национальном для вступления в ВТО. Существующее в среде экспертов мнение о том, что имя относится к категории обезличенных данных, неверно. Закон под обезличиванием понимает определенный процесс, происходящий при помощи программных и технических средств и позволяющий превратить конкретные записи в общий массив информации, из которого невозможно вычленить сведения, относящиеся к конкретному лицу. Существуют разъяснения регулятора (Приказ Роскомнадзора № 996), которыми определяются требования к методам проведения обезличивания. Они предельно конкретны, очевидно, что само по себе отсутствие возможности идентифицировать лицо по кратким сведениям о нем не делает эти данные обезличенными.

Среди характеристик методов преобразования сведений:

  • обратимость – возможность программными способами устранить анонимность и вернуть ПД к первоначальному виду;
  • вариативность, или возможность изменить метод обезличивания в процессе обработки;
  • стойкость, или способность метода противостоять внешним атакам на массив ПД с целью их деобезличивания;
  • возможность косвенного деобезличивания в едином массиве с данными других операторов;
  • совместимость, при которой в одном массиве окажутся данные, обезличенные разными методами;
  • небольшой параметрический объем;
  • возможность контроля качества данных.

Регулятор называет четыре типа методов устранения высокой степени идентифицированности персональных данных, не отказывая оператору в возможности предложить собственное решение:

  • метод идентификаторов, при котором учетная запись маркируется метками, позволяющими найти полные данные в таблице;
  • изменение семантики, при котором удаляется или заменяется часть информации;
  • декомпозиция, или разбиение большого объема сведений на несколько отдельно хранящихся массивов;
  • перемешивание персональных данных, принадлежащих различным субъектам.

Подотчетным станет сбор персональных данных:

  • в ходе трудовых отношений,
  • при заключении договоров с мобильными операторами, общественными объединениями или религиозными организациями, государственными автоматизированными информационными системами,
  • уже упомянутых ФИО,
  • даже если люди дают согласие на сбор и обработку своих персональных данных. Поэтому мы так часто должны были ставить галочки в окошках согласия на обработку данных: это снимало с компаний обязанность отчитываться перед Роскомнадзором, но с 1 сентября 2022 года наше согласие перестанет что-то значит и требовать его с нас не будет смысла,
  • для выдачи пропуска (в том числе одноразового) на территорию или в здание (с 1 сентября 2022 года это становится незаконным, если организация не уведомила Роскомнадзор о сборе персональных данных).

Рекомендации по сбору и хранению персональных данных

Компании стоит уделить особое внимание организации мер по сбору, хранению и систематизации персональных данных. Это обеспечит защиту от претензий надзорных органов, исковых заявлений от действующих и бывших работников и кандидатов на вакансии.

Что нужно сделать в обязательном порядке:

  • разработать Положение о персональных данных, прописать в нём основные условия сбора, хранения и обработки;
  • издать приказ о вводе в действие Положения и ознакомить персонал под подпись;
  • назначить сотрудника, отвечающего за обработку персональных данных, подписать с ним соглашение о неразглашении;
  • собрать со всех работников согласия в письменном виде с перечислением типов персональных данных и целей их предоставления;
  • организовать хранение данных в цифровом и бумажном виде, защитить их от доступа третьих лиц, а также обеспечить своевременность пополнения и корректировки.

Как получить согласие на обработку персональных данных

Обработка ПД – любые действия с личной информацией о человеке:

  • получение (сбор персональных данных);
  • структуризация;
  • хранение на любых носителях (в электронных и бумажных архивах);
  • анализ;
  • использование в коммерческой, социальной, государственной деятельности;
  • передача другим владельцам или предоставление доступа к базе;
  • обезличивание – устранение очевидной связи между человеком и его ПД;
  • блокировка – временная остановка работы с информацией по запросу граждан или регулятора;
  • удаление и обновление;
  • ликвидация без возможности восстановления.
Читайте также:  Не выплатили отпускные. Что делать?

Сколько согласий запрашивать?

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

Защита персональной информации, полученной из анкет

Зачастую работодатели используют анкеты как инструмент первичного отбора кандидатов. В этой ситуации также надо помнить про защиту персональной информации соискателя. Необходимо обратить внимание на такие моменты:

  • любая такая анкета должна включать сведения о сроке ее рассмотрения;
  • нужно четко указать цель обработки персональной информации, которая получена через анкетирование. Цель должна обозначаться через указание конкретных действий и сроков их осуществления;
  • в анкете должен быть пункт, в котором соискатель указывает, что он согласен на обработку персональной информации;
  • у анкеты не должно быть технической возможности объединить поля для внесений информации, цели обработки которой изначально не совместимы.

Общедоступные персональные данные

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Читайте также:  Порядок списания с баланса полностью самортизированных основных средств

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Законодательные основы

Все процедуры, касающиеся обработки персональных данных (ПД), указаны в Федеральном законе Российской Федерации «О персональных данных» от 27 июля 2006 года. В законодательном акте N 152-ФЗ четко сказано, что к личной информации относятся любые ведомости, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу, иными словами, принадлежат субъекту (подробнее о том, какая информация относится к ПД, читайте тут, а в этой статье вы найдете примеры персональных данных).

Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщает, что ФИО определяет гражданина. С приобретением имени, фамилии и отчества гражданин получает и осуществляет права и обязанности под своим именем. В законе говорится о том, что ФИО принадлежит человеку, поэтому, если вернуться к определению из ФЗ «О персональных данных», такая информация должна являться персональной со всеми юридическими последствиями и нюансами при ее распространении и обработке.

В то же время Роскомнадзор, регулирующий информационную деятельность в сети интернет, отмечает, что размещение на веб-страницах всемирной паутины фамилии, имени и отчества без каких либо дополнительных пояснений, не считается обработкой ПД физического лица. Роскомнадзор указывает на еще одну важную характеристику конфиденциальных ведомостей – они должны давать возможность выяснить личность гражданина.

Исключения из общего правила

Если организация захочет поспорить с регулятором и счесть ФИО сведениями, прямо не относящимися к ПД, она может привести ряд аргументов:

Однако эти аргументы не всегда принимаются, поскольку прямое прочтение закона относит к ПД любую информацию о человеке. Такая позиция связана с одномерным принятием требований международного законодательства, которые нужно было отразить в национальном для вступления в ВТО. Существующее в среде экспертов мнение о том, что имя относится к категории обезличенных данных, неверно. Закон под обезличиванием понимает определенный процесс, происходящий при помощи программных и технических средств и позволяющий превратить конкретные записи в общий массив информации, из которого невозможно вычленить сведения, относящиеся к конкретному лицу. Существуют разъяснения регулятора (Приказ Роскомнадзора № 996), которыми определяются требования к методам проведения обезличивания. Они предельно конкретны, очевидно, что само по себе отсутствие возможности идентифицировать лицо по кратким сведениям о нем не делает эти данные обезличенными.

Среди характеристик методов преобразования сведений:

Регулятор называет четыре типа методов устранения высокой степени идентифицированности персональных данных, не отказывая оператору в возможности предложить собственное решение:

Вне зависимости от выбранного метода обезличивания ФИО хранятся и защищаются на тех же основаниях, что и другие категории ПД.

Позиция регулятора и судов

Роскомнадзор не видит прямой возможности исключить ФИО из общего перечня ПД, несмотря на мнения экспертов о том, что только эти данные, без наличия иного идентифицирующего признака, не дают однозначной возможности определить личность. Этой же позиции придерживается Центробанк.

Хотя Роскомнадзор выпустил несколько разъяснений, где однозначно ответил на вопрос, являются ли фамилия, имя, отчество персональными данными, иногда ведомство выражает двойственную позицию. Так, в 2012 году в письме территориального управления по Республике Карелия отмечено, что фамилия и инициалы гражданина – это, несомненно, персональные данные субъекта. С другой стороны, без применения других сведений определить принадлежность ПД частному лицу затруднительно. Фамилия, имя, отчество наряду со многими другими способами используются для идентификации отдельного человека среди других.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году

По своей природе это составной ключ, идентификатор, основанный на комбинациях трех параметров (фамилии, имени и отчества), на самом деле не идентифицирующий человека однозначно, а лишь сильно сокращающий выборку из тех, кому они могут принадлежать. При этом очевидно, что, если у заинтересованного злоумышленника есть иные данные об объекте, предоставление ему данных ФИО позволит определить субъект, например, по номеру машины узнать данные о ее владельце.

В более поздних разъяснениях, предоставленных в 2017 году в ответ на обращение Казначейства России, регулятор, опираясь на нормы федерального закона о персональных данных, отметил, что ФИО, без сомнения, относятся к этой категории. Он сообщил, что среди полномочий ведомства нет права давать разъяснения по вопросам толкования норм закона, эта задача относится к сфере компетенции Минсвязи.

Тем не менее из прямого прочтения текста закона вытекает понимание, что имя и инициалы относятся к персональным данным без каких-либо изъятий, за исключением прямо приводимых в законе:

Это значит, что обработка ФИО должна происходить по тем же правилам и с применением тех же технических и программных средств, что и обработка остального массива конфиденциальной информации, прямо или косвенно относящейся к личным сведениям граждан.

Суды неоднократно обращали внимание операторов на невозможность разглашения любых персональных данных без разделения их на группы по степени идентификации личности.

Безусловно признавая отнесение ФИО к персональным данным, регулятор не готов предоставить операторам более легкие условия по обеспечению их конфиденциальности, чем для других групп сведений, за исключением отдельных категорий данных, относящихся к более высоким уровням защиты, например, биометрическим или медицинским данным. При этом споры о классификации ФИО продолжаются, возможно, законодатель изменит свою позицию в этом вопросе.

Информационная система персональных данных и оператор – что это?

Информационная система персональных данных (ИС) – система, которая представляет из себя соединение ПД, расположенных в базе данных, и различных видов оборудования, благодаря которым реальностью становится обработка ПД с употреблением средств автоматизирования.

Очень важным понятием является «оператор». Согласно ФЗ-152, оператор – государственный или муниципальный орган, юридическое или физлицо, которое в одиночку или коллективно с другими лицами производит обработку ПД, он же определяет ее цель, необходимость и состав.

Все процедуры, проводимые для установления защиты ПД при их обработке в ИС, должны проводиться только теми людьми или компаниями, которые состоят в списке, заранее созданном оператором. И только у них может быть разрешение, допускающее их к данным.

Нужно также принять меры профилактики, которые помогут избежать запрещенный доступ к сведениям.

Для этих целей все просмотры и активность регистрируются и отражаются в электронном журнале, проверять который входит в обязанности оператора.

Постоянным наблюдением за тем, как обрабатываются ПД операторами, проверкой и контролем, порядком охраны документации, занимается Роскомнадзор.

Средства защиты и охраны персональных данных

Надежность ПД обеспечивается:

  • установлением рисков при обработке ПД в ИС;
  • постоянное использование технических и организационных мер для установления защищенности, согласно установленным Правительством РФ уровням безопасности;
  • процедура совершенствования средств и результативности защиты;
  • постоянное рассмотрение машинных носителей ПД;
  • мгновенное установление неразрешенного проникновения;
  • восстановление ПД, которые были заражены вирусом или уничтожены при взломе базы данных;
  • фиксация и учет всех действий, которые совершаются в ИС;
  • используется сотрудничество с вневедомственной охраной;
  • база данных защищена паролями, известными только людьми, у которых есть право доступа;

Нормативно-правовая база

Основные юридические документы, устанавливающие принципы использования ПДн:

  • Конституция Российской Федерации. Статьи 23 и 24 гарантируют гражданам неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, конфиденциальность в переписке, телефонных разговорах и иных сообщениях. Согласно этим положениям, ПДн принадлежат только их носителю и не должны контролироваться третьими лицами без его согласия. Со стороны государства гарантируется защита этого права граждан.
  • Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 определяет, кто и на каких условиях может использовать ПДн гражданина.
  • Ребенок скрипит зубами во сне
  • Свиная рулька запеченная в духовке
  • Что значит зеленый кал у ребенка и взрослого человека

Для работников различных отраслей существуют отдельные нормативные акты, регулирующие правила обработки личной информации:

  • Для трудящихся в организациях энергетической отрасли – Приказ Минэнерго России №166 «О работе по обработке персональных данных» от 11.11.2008.
  • Для госслужащих – Федеральный Закон №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *