Уголовная ответственность за неисполнение исполнительного листа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за неисполнение исполнительного листа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Действующее в России законодательство наделяет сотрудников ФССП серьезными полномочиями. Это распространяется и на взыскание в рамках административной или уголовной ответственности, и на самостоятельно наложение на должника санкций в ходе ИП. Что наглядно демонстрируют примеры из судебной практики.

Действия пристава-исполнителя при составлении протокола об административном правонарушении

На основании ст. 28.2 КоАП РФ судебный пристав-исполнитель при составлении протокола об административном правонарушении обязан выполнить целый ряд условий.

  1. В протоколе указать все данные, предусмотренные ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, в частности:
  • Π΄Π°Ρ‚Ρƒ ΠΈ место составления ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ»Π°;
  • должность, фамилию ΠΈ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»Ρ‹ судебного пристава-исполнителя;
  • сведения ΠΎ Π±Π°Π½ΠΊΠµ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π² отношении ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠ¶Π΄ΠµΠ½ΠΎ Π΄ΠµΠ»ΠΎ ΠΎΠ± административном правонарушении;
  • Ρ„Π°ΠΌΠΈΠ»ΠΈΠΈ, ΠΈΠΌΠµΠ½Π°, отчества, адреса места жительства свидетелей ΠΈ потерпевших, если имеются свидетели ΠΈ потерпевшие;
  • место, время совершения ΠΈ событие административного правонарушения;
  • ссылку Π½Π° ст. 17.14 КоАП Π Π¤, предусматривающую административную ответственность Π·Π° неисполнение решения суда, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠ¶Πµ ссылку Π½Π° Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ действующего законодательства, предписывающие Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠµΠ½ΠΈΠµ Π±Π°Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€ΠµΠ΄ΠµΠ»ΠµΠ½Π½Ρ‹Ρ… действий;
  • объяснение Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ представителя Π±Π°Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π² отношении ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠ¶Π΄ΠµΠ½ΠΎ Π΄ΠµΠ»ΠΎ;
  • ΠΈΠ½Ρ‹Πµ сведения, Π½ΠµΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Πµ для разрешения Π΄ΠµΠ»Π°.
  1. Пригласить на составление протокола законного представителя банка или иной кредитной организации. Банк должен быть надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола. В случае неявки законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если банк был извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя.
  2. Разъяснить права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (о том, что представителю разъяснены права и обязанности, должна свидетельствовать его подпись в протоколе).
  3. Ознакомить законного представителя банка с составленным протоколом и предоставить возможность изложить свои замечания и объяснения по содержанию протокола. Все замечания и объяснения прилагаются к протоколу.
  4. Подписать протокол и дать подписать его законному представителю банка или иной кредитной организации. В случае отказа законного представителя от подписания протокола, а также в случае его неявки на составление протокола в протоколе делается соответствующая запись.
  5. Передать копию протокола под расписку законному представителю банка или иной кредитной организации. Свидетельствовать о получении протокола законным представителем может его подпись в протоколе либо отдельная расписка в получении, которая должна находиться в материалах дела. В случае отсутствия законного представителя копия протокола об административном правонарушении направляется в банк в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Если принять во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, выражается в форме бездействия, указанное правонарушение относится к категории длящихся.

Π”Π½ΠµΠΌ обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° должностное Π»ΠΈΡ†ΠΎ, ΡƒΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΠΎΡ‡ΠµΠ½Π½ΠΎΠµ составлять ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ» ΠΎΠ± административном правонарушении, выявило Ρ„Π°ΠΊΡ‚ ΠµΠ³ΠΎ совершения. Π£ΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ подтверждается разъяснением, содержащимся Π² ΠΏ. 19 Постановления Пленума ВАС Π Π¤ ΠΎΡ‚ 27.01.2003 N 2 «Πž Π½ΠµΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… вопросах, связанных с Π²Π²ΠµΠ΄ΠµΠ½ΠΈΠµΠΌ Π² действие Кодекса Российской Π¤ΠµΠ΄ΠµΡ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ± административных правонарушениях».

В одном из дел суд посчитал срок от момента составления протокола об административном правонарушении и, так как срок был пропущен, отказал судебному приставу-исполнителю в удовлетворении требования о привлечении банка к административной ответственности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 N 09АП-3200/2010-АК, 09АП-3774/2010-АК по делу N А40-162611/09-92-1090).

В соответствии с абз. 4 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 и с учетом того, что указанные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Интересным в этой связи представляется дело, рассмотренное ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 12.01.2010 по делу N А03-3141/2009). При первоначальном рассмотрении дела суд вынес решение о привлечении банка к административной ответственности, однако суд кассационной инстанции посчитал, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суд отказал в привлечении к административной ответственности в связи с истечением сроков давности. При этом суд кассационной инстанции опроверг довод пристава о том, что срок не истек, поскольку первоначальное решение вынесено в двухмесячный срок. По мнению суда, на день рассмотрения дела о привлечении банка к административной ответственности сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, истекли.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹. ΠΆΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π² настоящее время судебные приставы-исполнители Π½Πµ реализовывают свои полномочия, предоставленные Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ± исполнительном производстве ΠΈ КоАП Π Π¤, ΠΏΠΎ привлечению Π±Π°Π½ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΊ административной ответственности Π·Π° неисполнение Ρ‚Ρ€ΠµΠ±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ исполнительных ��΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠµΠ½Ρ‚ΠΎΠ² Π² установленный Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌ срок. Причинами этого являются существенные нарушения ΠΏΡ€ΠΎΡ†ΠµΠ΄ΡƒΡ€Ρ‹ привлечения ΠΊ административной ответственности, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠ¶Πµ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠµΠ»Ρ‹ Π² действующем законодательстве, позволяющие судам делать Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎΠ± отсутствии состава административного правонарушения.

Негативные последствия для кредитной организации, не исполнившей решение суда и требования исполнительного документа:

  • взыскание с ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Π΄ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ федерального бюджета судебного штрафа Π½Π° основании ст. 332 АПК Π Π¤ (ΠΏΠΎ заявлению взыскателя ΠΈΠ»ΠΈ судебного пристава-исполнителя);
  • взыскание с ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² пользу взыскателя ΡƒΠ±Ρ‹Ρ‚ΠΊΠΎΠ² (ст. 15 ГК Π Π¤), ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠµΠ½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠµΠ½Π°Π΄Π»ΠµΠ¶Π°Ρ‰ΠΈΠΌ исполнением ΠΈΠ»ΠΈ неисполнением решения суда ΠΈ Ρ‚Ρ€ΠµΠ±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, содержащихся Π² исполнительном Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠµΠ½Ρ‚Πµ;
  • ΠΎΡ‚Π·Ρ‹Π² Ρƒ ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π»ΠΈΡ†ΠµΠ½Π·ΠΈΠΈ Π½Π° осуществление банковских ΠΎΠΏΠµΡ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ (ΠΏ. 7 Ρ‡. 1 ст. 20 Федерального Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚ 02.12.1990 N 395-1 «Πž Π±Π°Π½ΠΊΠ°Ρ… ΠΈ банковской деятельности»);
  • ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»ΠµΡ‡ΠµΠ½ΠΈΠµ должностных Π»ΠΈΡ† ΠΊΡ€ΠµΠ΄ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ответственности (ст. 315 УК Π Π¤).

Ответственность за неисполнение исполнительного документа

Противостояние кредитора и должника не заканчивается вердиктом суда. После выдачи исполнительного листа или судебного приказа, предстоит реализовать меры по взысканию долга. На этом этапе взыскатель или судебные приставы сталкиваются с открытым или завуалированным противодействием должника или саботированием судебного решения организациями, предприятиями или органами власти, обязанных совершать действия по взысканию задолженности.
Какова ответственность за неисполнение исполнительного листа должником и судебная практика — в обзоре представленной статьи.

  1. Последствия неисполнения законных требований судебного пристава
  2. Виды ответственности за неисполнение решения суда
  3. Административная
  4. Уголовная ответственность
  5. Сроки для исполнения
  6. Ответственность банка за неисполнение исполнительного документа
  7. Случаи закончившиеся осуждением

Ответственность в исполнительном производстве: понятие, значение, виды

Функционирование системы принудительного исполнения актов органов гражданской юрисдикции обеспечивается всеми элементами механизма правового регулирования. При ординарном развитии исполнительного производства задачи, закрепленные в ст. 2 ФЗИП, решаются быстро, в сжатые сроки: требования взыскателя удовлетворяются в полном объеме, должник добросовестно совершает или воздерживается от совершения действий, указанных в исполнительном документе, а иные участники выполняют возложенные на них обязанности по содействию процессу исполнения. Но возможны ситуации, когда в процессе принудительного исполнения происходят сбои по причине совершения лицами нарушений императивных правил, норм исполнительного производства (например, должник уклоняется от уплаты алиментов; банк, в который был предъявлен исполнительный документ, не произвел перечислений денежных средств на счет взыскателя при наличии их на счету должника и пр.). В этом случае в качестве инструмента, поддерживающего законность, порядок принудительного исполнения, выступает юридическая ответственность. Юридическая ответственность, являясь разновидностью социальной ответственности, воздействует на поведение участников исполнительного производства путем пресечения правонарушения, привлечения виновного лица к ответственности и предотвращения правонарушений.

Под ответственностью в исполнительном производстве понимается применение к правонарушителю мер государственного принуждения, закрепленных в санкциях норм исполнительного права, с целью восстановления нарушенного порядка исполнения юрисдикционных актов, наказания правонарушителя и предупреждения правонарушения в будущем.

Читайте также:  Социальные льготы инвалидам 3 группы в 2023 году

Другой комментарий к статье 17.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.

2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.

5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.

Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.

7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч. 2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч. 3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.

8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов. Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами-исполнителями (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).

Особенности административной ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве

В соответствии со ст. 113 Закона об исполнительном производстве при нарушении законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 1.1 КоАП РФ федеральное законодательство об административных правонарушениях включает только данный Кодекс.

В связи с принятием в 2007 г. Закона об исполнительном производстве КоАП РФ был дополнен двумя статьями: ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и ст. 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера». В 2009 г. КоАП РФ был дополнен ст. 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений», а в 2011 г. — ст. 17.8 «Незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний».

В указанных статьях определены размеры штрафа, налагаемого за соответствующие правонарушения на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» внесены кардинальные изменения в КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве, согласно которым устанавливается общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении исполнительного законодательства, к административной ответственности.

В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ФССП России), рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.81, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ.

Рассмотрим суть административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ.

Согласно ст. 13.26 КоАП РФ нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Согласно ст. 17.81 КоАП РФ незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Согласно ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Читайте также:  Больничные для сотрудников по договорам ГПХ с 2023 года

Согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. 500 руб.: на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Согласно ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 70 тыс. руб.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;
  • руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  • руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

При рассмотрении дела об административном правонару��ении и назначении виновному лицу административного наказания должностные лица ФССП России, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, должны руководствоваться общими положениями законодательства об административных правонарушениях, предусмотренными разд. I КоАП РФ, и соблюдать порядок производства по делам об административных правонарушениях, определенный разд. IV КоАП РФ.

Невключение в число составов административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами ФССП России, уполномоченными решить дело об административном правонарушении, ч. 2 и ч. 2.11 ст. 17.14 КоАП РФ обусловливается тем, что эти правонарушения согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ находятся в юрисдикции судей арбитражных судов. В случае совершения такого правонарушения судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суде заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов. уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа. Другими словами, должные лица ФССП России составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.81, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, должностные лица ФССП России в соответствии с п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. 17.3-17.6, 17.8, 17.9. ч. 2 и 21 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

В ст. 114 Закона об исполнительном производстве регламентируется порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа. Суть указанной статьи состоит в следующем. В случае неисполнения в установленный данным Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах, судебный пристав- исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  • наименование и адрес подразделения судебных приставов;
  • наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении;
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
  • должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении;
  • требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ;
  • иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.);
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Таким образом, в ст. 114 Закона об исполнительном производстве определены особенности привлечения к административной ответственности банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, в случае неисполнения ими в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании с должника денежных средств. Повторяем, что такое правонарушение предусмотрено ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, оно рассматривается судьями арбитражных судов. Согласно этой статье КоАП РФ неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб. Следует подчеркнуть, что соответствующее деяние банка или иной кредитной организации только тогда может образовать состав административного правонарушения, когда на счетах должника имеются денежные средства.

Исполнительный документ. К чему готовиться взыскателю, обращаясь в банк

Что необходимо для того, чтобы банк принял исполнительный документ без возражений и присужденные взыскателю средства поступили к нему без задержек? Как показывает судебная практика, самое главное — это строго следовать указаниям закона при обращении в кредитную организацию. В случае же неправомерного отказа в принятии к исполнению исполнительного документа банку может грозить судебный или административный штраф и, вероятно, обязанность возместить причиненные таким отказом убытки.

В оценке правомерности отказов кредитных организаций к принятию исполнительных документов к исполнению судебная практика складывается довольно неоднозначная (в материале проанализированы акты ВС РФ и судов кассационной инстанции, вынесенные 1 января 2014 г. и позже). Некоторые суды, например, признают право представителей взыскателя на получение денег, присужденных представляемому лицу, а другие — нет. В спорах, где должником выступают органы власти, суды признают основанием для отказа в исполнении неточность в наименовании госучреждения, но не признают — сокращенное наименование учреждения, обосновывая это его общеизвестностью. Однако такие нюансы встречаются не слишком часто. Но главным условием, которое необходимо выполнить взыскателям для максимально быстрого получения присужденных денежных средств, остается соблюдение требований закона.

Ответственность за неисполнение банком исполнительного листа

Закона.

Во-вторых, ответственность будет наступать за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, взыскания расходов по совершению исполнительных действий, либо наложения судебным приставом-исполнителем штрафа.

Куда обращаться при нарушении банком исполнительного производства? Постановление судебного пристава-исполнителя будет исполнительным документом только в трех случаях.

Когда оно является постановлением о возмещении расходов по совершению исполнительных действий с должника, постановлением о взыскании исполнительского сбора, либо постановление о наложении штрафа на должника.Эти постановления являются самостоятельными правоприменительными актами, и на основании них возникают новые материально-правовые требования для должника.

Взыскатель привлечь банк за неисполнение исполнительного документа

Заявитель (ООО «Ф») предъявил Заинтересованному лицу (АО КБ «Л», далее- Банк) исполнительный лист серии ФС №0072*******, выданный АСГМ *** марта 2016 года по делу №А40-******/2015.

В соответствии с листом, Банк должен был списать со счета ООО «У» в пользу Заявителя суммы основного долга в размере 1 975 000 рублей 00 коп., процентов в размере 59 054 руб. 15 коп.

, расходов на оплату юридических услуг 5000 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 33 170 руб. 00 коп. Несмотря на наличие денежных средств на счете ООО «У», Банк требование листа в установленный законом срок не исполнил.

Читайте также:  Минимальный стаж для выхода на пенсию мужчинам и женщинам

** марта 2016 года Заявитель обратился в Банк с запросом о предоставлении информации. Банк информацию не предоставил. Бездействие Банка нарушает права ООО «Ф» как взыскателя и препятствует своевременному исполнению решения суда.

Решение суда в отношении бездействия приставов

В случае положительного решения в пользу истца по иску или жалобе, пристава обяжут выполнить свои обязанности. Но, если к тому времени окажется, что у должника на момент принятия решения судом о взыскании долга было имущество и денежные средства, а пока пристав не исполнял свой долг, должник успел реализовать имущество, то в этом случае для службы могут быть более серьезные последствия.

Ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность государственных органов и служб за вред и ущерб, понесенный гражданами или организациями в результате неправомерных действий или бездействия этих органов.

Таким образом, если в результате невыполнения приставом своей работы, было упущено имущество, за счет которого должник мог погасить долг, то возместить такой ущерб взыскателю суд может обязать государство.

Чем штраф отличается от сбора?

В отличие от административного штрафа, сбор взимается приставом, который ведет исполнительное производство, при наличии оснований ст. 112 Закона. Постановление о его взыскании утверждается старшим судебным приставом. Также различается порядок взыскания: если требования по исполнительному документу не были удовлетворены в срок, установленный для добровольного исполнения документа, пристав взыскивает сбор с установлением нового срока исполнения, а уже при неисполнении в этот срок без уважительных причин организует принудительное исполнение или составляет протокол об административном правонарушении, в частности по ст. 17.15 КоАП РФ, и на этом основании выносится Постановление о привлечении к административной ответственности (ст. 105 Закона).

Каковы последствия неисполнения исполнительного листа на сотрудника, полученного работодателем

Вопрос:

В организацию пришел исполнительный лист на сотрудника. Какова ответственность работодателя в случае неисполнения требований исполнительного листа и сроки наступления административной ответственности?

Ответ:

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

ст. 98, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об исполнительном производстве»

Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, —

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ст. 17.14, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

ст. 4.5, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Подборка материалов:

«Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов» (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2020 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Какое наказание за неисполнение решения суда

В той или иной мере санкции за неисполнение решения суда предусмотрены многими профильными законодательными актами. Ответственность за невыполнение судебных указаний прописана в Арбитражном процессуальном кодексе, Гражданском процессуальном кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.

  1. Бездействие. Большинство решений суда осталось без исполнения именно из-за апатичного отношения к наложенным обязанностям.
  2. Активное противодействие. Оно выражается, как правило, в сокрытии имущества, на которое может быть наложено взыскание, или, к примеру, изменении наименования должности, с которой сотрудник должен быть уволен из-за запрета работать по определенной специальности.

Неисполнение судебных решений: основные положения

Судебные решения есть одна из форм судебных постановлений, которое при вступлении в законную силу:

  • является обязательным для всех граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений;
  • подлежит безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного акта проявляется в определенных формах:

  • в невыполнении действий, непосредственно направленных на исполнение решения, например, игнорирование требований, выплатить компенсацию пострадавшему и другое;
  • выполнение действий, направленных на воспрепятствование реализации положений судебного акта, например, запрет руководителя отдела кадров восстановить на работу сотрудника уволенного незаконно и другое.

Решение суда должно быть исполнено:

  • сразу, как только судебное решение вступило в законную силу;
  • сразу после вынесения решения, если оно касается:
  • выплаты заработной платы работнику в продолжение 3 месяцев;
  • выплаты алиментов;
  • восстановления на работу;
  • внесение гражданина РФ в перечень избирателей или участников референдума.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *