Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Особенности проведения процедуры

  • Предварительная идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Установление соответствия условий труда в организациях государственным нормативным требованиям
  • Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (в случае необходимости таковой оценки) с возможным дальнейшим снижением класса условий труда за счет применения эффективных СИЗ
  • Обязанность работодателя уведомить организацию, проводящую СОУТ, об утверждении Отчёта в течение трёх рабочих дней с даты утверждения
  • Обязанность работодателя опубликовать на сайте организации материалы по итогам спецоценки
  • Обязанность работодателя подать в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии РМ, подлежащих декларированию).

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Понятие специальной оценки труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Вследствие проведения специальной оценки труда:

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Читайте также:  Администрация нягань очередь аварийного жилья 2023 год

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Какие рабочие места подлежат СОУТ?

Все рабочие места в организации должны быть проверены на наличие воздействий внешних факторов. Исключение составляют места:

  • сотрудников, осуществляющих рабочий процесс на дому или дистанционно;
  • персонала, работающего по трудовому договору с физическим лицом, не имеющим статус индивидуального предпринимателя.

В законодательстве содержится понятие аналогичных рабочих мест. Для них спец.оценка проводится только в 20 процентах от общего количества (но не менее двух). Результаты аттестации будут применимы ко всем одинаковым по условиям и параметрам, т.е. аналогичным, рабочим местам.

Под действие Закона 426 попадают даже работники офисов, чьи рабочие места также необходимо оценить на наличие различных внешних воздействий. Сотрудники с непостоянным местом нахождения, т.е. разъездным характером работы, например, водители, также включаются в перечень аттестуемых, но в отчете фиксируется время непосредственного нахождения за рулем и воздействия соответствующих факторов.

СОУТ обязательно проводится планово один раз в пять лет и внепланово в следующих ситуациях:

  • организация сменила место расположения (переехала в другое помещение) или рабочее место было перенесено в другое здание и его необходимо ввести в эксплуатацию;
  • в организации созданы новые рабочие места;
  • существенно изменился технологический процесс производства, состав применяемого сырья и материалов;
  • введено принципиально новое оборудование;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • трудовым инспектором выдано предписание, требующее проведения внеплановых мероприятий по оценке рабочего места;
  • изменены средства защиты (индивидуальные и коллективные), что может повлиять на воздействие вредных факторов на организм работников;
  • с инициативой проведения внеплановой СОУТ выступил представительный орган коллектива, например, профсоюз.

Важные моменты определения аналогичности рабочих мест при СОУТ

Перед началом аттестационной кампании работодатель сталкивается с проблемой: какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда? Чаще всего расчёты бывают ошибочными, поскольку неверно установлены аналогичные рабочие места. К ним относятся места, где выражается совокупность всех факторов:

  • располагающиеся в одном или нескольких зданиях одного типа;
  • оборудованные однородными вентиляционными системами или кондиционерами;
  • имеющие аналогичную систему отопления и источник света;
  • где работники имеют одинаковую профессию и выполняют один тип работы;
  • режим труда и отдыха одинаковый для всех работников;
  • при работе используется однотипное оборудование, станки, инструменты, механические приспособления, сырьевые ресурсы и материалы;
  • обеспечиваются идентичными СИЗ.

Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих

Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.

Читайте также:  Годовой фонд времени на 2023 год в часах

К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.

Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.

Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.

Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.

Степенью или классом называется совокупность факторов, которые определяют обстановку рабочего места.

Далеко не все одинаково безопасны для персонала. На некоторых из них исполнение обязанностей может повлечь за собой развитие профессиональных заболеваний, инвалидность и даже смерть. С помощью проверки определяется уровень условий, в которых трудятся люди.

Важно соблюдать все предписания и следить, чтобы показатели были оптимальными или допустимыми, но так получается не всегда. Довольно часто специфика направления деятельности организации такова, что людям приходится выполнять свои обязанности во вредной или даже опасной обстановке. В первом случае нужно компенсировать вред сотруднику, а во втором — закрывать рабочее место, чтобы оно стало приемлемым.

Классификация по охране труда проводится специальной комиссией. Для этого привлекают независимых экспертов. Не получится один раз получить заключение, придется регулярно проводить новые исследования, чтобы подтвердить безопасность. Кроме того, это хороший способ уменьшить вредность.

Все это необходимо, чтобы:

  • обеспечить гигиеническую обстановку и безопасность для работников;
  • если этого нельзя достичь, то дать льготы, компенсацию и лечение, чтобы поддерживать нормальный уровень здоровья и трудоспособности.

Обычно этот вопрос поднимают в момент трудоустройства. Специалисту дают подписать не только трудовой договор, но и локальные акты, в которых подробно описываются все нюансы и способы восстановления состояния людей. У каждого человека есть право узнать обо всех возможных рисках еще до того, как он отработает свой первый день.

Специальная оценка условий труда (ФЗ № 426-ФЗ) представляет собой анализ условий работы сотрудников у конкретного работодателя, проводимый специальной организацией на определенных рабочих местах. Процедура проводится специальной организацией для того, чтобы:

  • установить наличие вредных, опасных для здоровья человека условий, то есть таких, которые приводят к болезни сотрудника или травме (ст. 209 ТК РФ);
  • оценить степень их влияния на работника;
  • определить величину отклонения от нормы;
  • установить степень эффективности применяемых СИЗ и средств коллективной защиты.

По результатам СОУТ определяются классы условий работы на конкретном месте (ч. 2 ст. 3 426-ФЗ):

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

В дальнейшем от класса, установленного для рабочего места, зависят:

  • тариф страховых взносов, отчисляемых нанимателем в ПФР в пользу сотрудников: лучше условия — меньше взнос;
  • гарантии и компенсации сотрудникам на вредном, опасном производстве (дополнительные отпуска — ст. 117 ТК РФ, сокращение длительности времени работы — ст. 92 ТК РФ, повышение размера зарплаты — ст. 147 ТК РФ).

Шаг 6. Получить от исполнителя отчет и утвердить его

По результатам оценки эксперт готовит пакет документов в виде отчета. Форма утверждена приложением 3 к Приказу 33н. В этом же документе содержится инструкция по заполнению формы.

Читайте также:  Свидетельство на право собственности на землю 1992 года

Отчет должен включать следующие документы:

  • сведения об организации, которая провела оценку;
  • перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
  • карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
  • протоколы проведенных исследований и измерений;
  • протокол определения степени эффективности средств защиты;
  • единую ведомость спецоценки;
  • перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
  • экспертное заключение.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Ошибки при определении списка рабочих мест

Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:

  • профессии или должности имеют одно наименование;
  • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
  • используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.

Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:

  • приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
  • определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
  • несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
  • приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
  • смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».

Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.

Шаг №3. Заключить договор с экспертной организацией (ст. 8 426-ФЗ).

Выбор надежного, ответственного поставщика услуг с хорошей репутацией — это важный шаг для работодателя. Для этого необходимо провести анализ рынка экспертных организаций, а их уже более 500 (по данным Реестра Минтруда на 10.2018).

Основные критерии для выбора надежного партнера по спецоценке:

Наличие документа на право выполнения соответствующих работ — уведомление о внесение в реестр по СОУТ.

Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, аккредитованной в национальной системе Росаккредитации со всеми подтверждающими документами (аттестат и область аккредитации).

Наличие не менее 5 экспертов по СОУТ, работающих по трудовому договору.

Наличие не менее 1 эксперта по специальности общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования

Дополнительные критерии по отношению к организации, проводящей спецоценку:

Опыт работы с аналогичными предприятиями.

Наличие всех необходимых исследований в области аккредитации лаборатории.

Срок существования организации

Экспертная организация, удовлетворяющая данным критериям, справится с поставленной работодателем задачей и сможет провести СОУТ в соответствии с законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *