Предоставление финансовой помощи нуждающимся странам обычно связывается с выполнением

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление финансовой помощи нуждающимся странам обычно связывается с выполнением». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.

В структуру СМР включен спектр разнородных по происхождению, характеру и целевому назначению финансовых потоков, среди которых главную роль играет официальная помощь развитию (далее по тексту — ОПР).

ОПР определяется как государственная помощь, направленная на содействие экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран. Помощь может предоставляться на двусторонней основе от донора к получателю или направляться через многостороннее агентство по развитию, такое как ООН или Всемирный банк. Помощь включает гранты, «льготные» кредиты и предоставление технической помощи. Займы и кредиты на военные нужны в структуру ОПР официально не входят.

Чистая ОПР (англ. — net ODA) распределяется двумя путями:

  • в зависимости от уровня валового национального дохода стран (ВНД);
  • по географическому признаку — Африка к югу от Сахары и Центральная Азия, другие страны Азии и Океании, Ближний Восток и Северная Африка, Латинская Америка и Карибский бассейн, Европа.

Помощь МВФ странам с низкими доходами

9 августа 2016 г.

В 2009 году МВФ усилил поддержку, оказываемую странам с низкими доходами с учетом меняющегося характера экономических условий в этих странах и их возросшей уязвимости из-за воздействия мирового экономического кризиса. Фонд пересмотрел свои инструменты кредитования, главным образом для более чуткого реагирования на потребности стран в краткосрочной и чрезвычайной поддержке. В 2015 году поддержка, оказываемая МВФ своим беднейшим странам-членам, была увеличена за счет расширения их доступа к льготным ресурсам. Фонд принял стратегию поддержки льготного кредитования в объеме приблизительно 1,8 млрд долл. в год в долгосрочной перспективе, которая частично финансируется взносами, связанными с распределением прибыли от продажи золота.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Соотнесите понятия (1-4) с правильными определениями (А-D). Каждому понятию соответствует только одно определение

Перетащите соответствующий вариант из левого столбца в правый

1 Доверительный управляющий

2 Брокер

3 Эмитент

4 Инвестор

А Вкладывает свои деньги в надежде на получение прибыли

В Юридическое лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который выпускает ценные бумаги

С Посредник между инвестором и эмитентом, профессиональный участник рынка, который совершает сделки с ценными бумагами для инвестора

D Организация, которой вы доверяете управление пакетом ценных бумаг по заранее оговоренной и утвержденной стратегии

Ответ:

Инвестор

А Вкладывает свои деньги в надежде на получение прибыли

Эмитент

В Юридическое лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который выпускает ценные бумаги

Брокер

С Посредник между инвестором и эмитентом, профессиональный участник рынка, который совершает сделки с ценными бумагами для инвестора

Доверительный управляющий

D Организация, которой вы доверяете управление пакетом ценных бумаг по заранее оговоренной и утвержденной стратегии

Кто участвует в финансовом рынке

Участники финансовых рынков делятся на две основные категории и могут быть:

  • Физическими лицами, то есть обыкновенными людьми, решившими приобрести какой-нибудь финансовый инструмент. На бирже можно открыть длинные и короткие позиции, поэтому каждый такой участник имеет возможность, как инвестировать, так и спекулировать. Он может открыть собственный торговый счёт и действовать в качестве частного лица;
  • Юридическими лицами, которые являются компаниями, фирмами, корпорациями, то есть какими-либо организациями. Они делятся на несколько основных категорий: Обычные компании, занимающиеся разнообразной деятельностью и участвующие в торгах на финансовых рынках по мере необходимости. Например, они торгуют с зарубежными фирмами и должны обменивать валюту, приобретать специальные ценные бумаги, чтобы подстраховаться от колебания курса и т. д.
  • Банки, инвестирующие средства и осуществляющие множество операций с использованием широкого спектра финансовых инструментов.
  • Инвестиционные фонды, управляющие капиталом и вкладывающие средства в перспективные направления. Чаще всего являются достаточно серьёзными участниками, хотя бывают и небольшими.

Кроме того участники финансового рынка делятся по роли, которую они выполняют:

  • Люди, непосредственно покупающие или продающие какие-либо активы. Могут быть физическими или юридическими лицами;
  • Посредники, которые не приобретают и не продают, а играют роль ретранслятора сделки, то есть промежуточного звена между продавцом и покупателем. Чаще всего их прибыль является определённым процентом от каждой сделки.

В случае с товарным рынком всегда есть производитель и потребитель. Наглядным примером является производство металлов. Существуют компании, добывающие и перерабатывающие руду. Конечную продукцию (чистый металл) отправляют на биржу, где находится покупатель – предприятие, использующее металл как сырьё. Ну и спекулянты, покупающие металл дешевле, для того, чтобы позже продать дороже.

15.8. Международная финансовая помощь

Финансовую помощь нуждающимся странам оказывают как зарубежные государства (преимущественно развитые), так и международные организации (преимущественно МВФ и Международный банк реконструкции и развития — МБРР). Помощь, оказываемая в виде услуг, называется технической, а в виде продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости — гуманитарной. От подобной помощи обычно отделяют военную помощь (в виде поставок вооружений и др.).

Для отличия финансовой помощи от коммерческих займов, кредитов и ссуд применяют понятие «грант-элемент». Грант-элементом называется показ, используемый для определения уровня льготности различных заимствований. Он устанавливает, какую часть платежей в счет погашения долга недополучит кредитор в результате предоставления займа (кредита, ссуды) на условиях, более льготных, чем коммерческие. При этом условно считается, что при предоставлении займа (кредита, ссуды) на коммерческих условиях кредитор получает доход на ссужаемый капитал в размере 10 %.

В сентябре 1990 года на сессии Совета Управляющих МВФ в качестве «специально приглашенной делегации» впервые присутствовала делегация Правительства СССР. В 1991 году СССР был предоставлен статус ассоциированного члена МВФ с возможностью получать техническую помощь, но без права получения кредитов. Россия вступила в МВФ в 1992 году.

Читайте также:  Льготные категории граждан для получения земельных участков в аренду

Взаимоотношения между Россией и МВФ/Всемирным банком во внутригосударственном порядке были оформлены постановлением Верховного Совета Российской Федерации 1992 года «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную Ассоциацию развития», а также Указом Президента РФ 1996 года «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля».

Россия заняла 9-е место среди государств  членов МВФ по размеру выделенной ей квоты в капитале МВФ (свыше 4,3 млрд СДР, что равно 3% общей суммы квот), получила возможность назначать своих Директоров в Исполнительные Директораты Фонда и Банка, имеет право на получение кредитов.

В 1996 году Россия взяла на себя обязательства в соответствии со статьей VIII Устава МВФ ввести внешнюю конвертируемость рубля по текущим (внешнеторговым) операциям.

Вместе с тем Россия еще не приняла на себя некоторые обязательства по ряду принципиальных статей Устава МВФ, касающихся, в частности, участия в системе СДР, недопущения валютных ограничений по текущим (внешнеторговым) операциям, компетенции органов МВФ и МБРР в отношении государств-членов.

В качестве условий предоставления России кредитов МВФ выдвигал требования по реформированию экономики, сдерживанию бюджетного дефицита, пополнению доходов бюджета за счет сбора налогов, реформированию банковской системы и др. Фактически все эти вопросы внутренней компетенции государства были взяты «под контроль» МВФ.

Являясь с 1992 года членом МБРР, Россия получает кредиты Банка для создания объектов инфраструктуры рыночной экономики. В свою очередь МБРР приобретает акции российских предприятий.

Понятие, особенности, состав, условия предоставления финансовой помощи

В новостных лентах сегодня все чаще можно увидеть словосочетания «дотационные регионы», «дотационные предприятия», «дотационные отчисления». Для простого обывателя указанные понятия имеют поверхностный смысл и, на первый взгляд, вполне понятны.

Справедливая стоимость — это сумма, которая может выступить эквивалентом при обмене актива либо с помощью которой фирма имеет возможность произвести расчеты по обязательству (при том, что сделка осуществлялась между независимыми и заинтересованными лицами, которые по доброй воле заключили договор). Как правило, таковой выступает рыночная цена.

То же самое и с валютой. Деньги определенных стран считаются более надежными – настолько, что другие государства даже создают их запасы.

На основе данных о хозяйственных операциях составьте бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств (прямым и косвенным способом).

Тесты с ответами по МСФО — проверяем себя

Друзья рассказали ему о торговле на бирже, и он решил, что разницу между доходами и расходами будет инвестировать, хотя у него нет никаких накоплений. Как вы думаете, правильно ли он собрался поступить?

И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева., И. Розенберг, стати журналов «Человек и труд» «Мораль» «Безработица», правовая система «Гарант», «Консультант Плюс».

Субвенция – бюджетные выплаты, направленные на поддержание другой бюджетной системы. Можно рассматривать их на примере выплат бюджетных денег регионам. В случае если средства не будут использоваться на те цели, на которые их выделили, и в те сроки, что были указаны, деньги необходимо будет вернуть в госбюджет.

И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева., И. Розенберг, стати журналов «Человек и труд» «Мораль» «Безработица», правовая система «Гарант», «Консультант Плюс».

Отличие дотации в том, что она всегда выплачивается реальными деньгами, поступающими на счет получателя, когда субсидия может выдаваться продуктами, скидкой на оплаты услуг (детского сада, к примеру).

Основными признаками дотация являются безвозвратность, денежная форма, социальная ориентированность. В основном они выделяются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и обеспечение его сбалансированности.

Василий ведет учет доходов и расходов. Его бюджет на протяжении года профицитный, и оставшиеся средства он тратит на развлечения. Друзья рассказали ему о торговле на бирже, и он решил, что разницу между доходами и расходами будет инвестировать, хотя у него нет никаких накоплений. Как вы думаете, правильно ли он собрался поступить?

Из чего состоят эти большие оттоки дежных средств?

Некоторые из них — погашение задолженности. Развивающиеся страны раскошелились на более чем $ 4.2 трлн. одних только процентных платежей с 1980 года — прямых переводов денежных средств в крупные банки Нью-Йорка и Лондона. Этот масштаб затмевает всю финансовую помощь, которую они получили за тот же период.

Другим большим вкладом в отток денег является доход, который иностранцы получают от своих инвестиций в развивающихся странах, чтобы затем репатриировать его обратно домой. Подумайте, например, обо всех прибылях, которые ВР извлекает из запасов нефти в Нигерии или о прибылях, которые англо-американские компании извлекают из золотых рудников в Южной Африке.

Но на сегодняшний день самая большая часть оттоков связана с неучтённым — и, как правило, незаконным — бегством капитала. GFI рассчитала, что развивающиеся страны потеряли в общей сложности $ 13.4 трлн. через неучтенный отток капитала с 1980 года.

Большинство из этих неучтенных оттоков проходят через систему международной торговли. В основном, корпорации — зарубежные и отечественные, сообщают о ложных ценах на своих торговых счетах, чтобы выкачать деньги из развивающихся стран непосредственно в налоговые гавани и секретные юрисдикции, практика, известная как «trade misinvoicing».

Обычно цель состоит в том, чтобы уклониться от уплаты налогов, но иногда эта практика используется для отмывания денег или с целью обойти контроль над движением капитала. В 2012 году развивающиеся страны потеряли $ 700 млрд. за счёт недобросовестной торговли, который опережала поступления финансовой помощи в том же году в пять раз.

Мультинациональные корпорации также воруют деньги из развивающихся стран через подделку счетов-фактур — «same-invoice faking», — незаконно переводя прибыль между своими дочерними компаниями.

Например, филиал в Нигерии может уклоняться от местных налогов путем перевода денег своей дочерней компании в Британских Виргинских островах, где налоговая ставка фактически равна нулю и где украденные средства не могут быть прослежены.

GFI не включает «same-invoice faking» в свои расчёты, потому что эту финансовую махинацию очень трудно обнаружить, но они считают, что она составляет примерно $ 700 млрд. в год. И эти цифры охватывают только воровство через торговлю товарами. Если мы добавим кражу через продажу услугами, то общий отток капитала за вычетом ресурсов составит около $ 3 трлн. в год.

Это в 24 раза больше, чем бюджет помощи. Другими словами, за каждый $ 1 помощи, который получают развивающиеся страны, они теряют $ 24 чистого оттока капитала. Эти финансовые оттоки из развивающихся стран является важным источником доходов и финансирования, который необходим этим странам для развития.

В докладе GFI сделан вывод о том, что всё возрастающий чистый отток капитала привёл к снижению темпов экономического роста в развивающихся странах, и стал непосредственной причиной падения уровня жизни.

Предоставление финансовой помощи стране условия

Поддержка от государства на сегодняшний день предоставляется в виде:

  • пособия, назначаемые единовременно или ежегодно;
  • выплаты семьям, в которых воспитывается более двух детей;
  • сертификат на «Материнский капитал»;
  • льготы на оформление ипотечных кредитов для учителей;
  • жилье для молодых семей;
  • предоставление участка земли бесплатно;
  • программа «Дальневосточный гектар»;
  • выплаты для медиков по программе «Земский доктор», которые утверждены в ФЗ № 326 от 29 ноября 2010 г.;
  • ежемесячные пособия женщинам по уходу за ребенком;
  • пособие по беременности и родам;
  • субсидии для начинающих предпринимателей для открытия собственного предприятия (малый бизнес);
  • участок лесной зоны для строительства дома бесплатно;
  • пособия, связанные с вредными условиями труда;
  • именные накопления для военнослужащих.
Читайте также:  Госпошлина за развод в 2023 сумма через суд

Рассмотрим условия получения каждой из предусмотренных законом государственных выплат, а также уточним, кто может на них претендовать.

Материальная компенсация от государства по закону положена всем гражданам РФ попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Деньги могут выделяться из регионального или федерального бюджета. Подобные выплаты предоставляются в случае потери работы, возникновения трудной жизненной ситуации или диагностирования у человека тяжелого заболевания. Получить деньги можно через работодателя или учебное заведение.

Меры государственной поддержки также предусмотрены для семей с низким уровнем дохода, как на федеральном, так и на региональном уровне. Статус «малоимущих» присваивается после оценки состава семьи и среднего ежемесячного дохода на каждого человека. Справка, подтверждающая доходы выдается работодателем или МФЦ. Для получения данных сведений можно обратиться в Управление соцзащиты по месту жительства.

Для тех, кто получил статус «малоимущие», государство разработало систему льгот, в соответствии с которой бесплатно предоставляется:

  • двухразовое питание (если в семье есть дети, обучающиеся в школе);
  • школьная форма (в некоторых случаях производится выплата на приобретение формы);
  • медицинские препараты для детей до 6 лет включительно.

Многие страны не могут сами преодолеть вызовы в области развития и нуждаются в масштабной международной поддержке, отметил глава МИД РФ.

«Впечатляющие успехи в реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ), — конечно, не повод для самоуспокоенности, — сказал Лавров. — Для решения таких глобальных проблем, как ликвидация крайней нищеты, борьба с неравенством, обеспечение продовольственной безопасности и здорового образа жизни, переход к более эффективным моделям производства и потребления потребуется мобилизация дополнительных финансовых, производственных и технологических ресурсов в атмосфере конструктивного сотрудничества и взаимопомощи».

Многие государства, отметил министр, по-прежнему «не в состоянии самостоятельно преодолеть вызовы в области развития, нередко накладывающиеся на политическую нестабильность, дискриминацию и ограничения, и нуждаются в масштабной международной поддержке».

Нормативное регулирование

Исторически сложилось, что с середины нулевых годов в России из соображений политкорректности употребляется термин «содействие международному развитию» для обозначения той экономической и финансовой помощи, которая в различных формах предоставляется развивающимся государствам (гранты, кредиты, списание долга и пр.). Вопрос о масштабах такого содействия развитию, вынесенный в заголовок, имеет большое значение в свете происходящих процессов по совершенствованию государственного управления в этой области и создания предпосылок для последующей оценки результативности и эффективности предоставляемой помощи.

Вследствие отсутствия в России законодательно закрепленного определения термина «содействие международному развитию» и основанных на нем методов полного статистического учета расходов, рассмотрение количественных характеристик российских потоков помощи развитию может быть осуществлено с использованием различных открытых источников информации, в том числе зарубежных, на базе методологического подхода ОЭСР, охватывающего более 95% мировых потоков помощи развитию.

Россия осуществляет политику содействия развитию по уже сложившимся формам взаимодействия доноров и получателей помощи. У доноров и получателей помощи сформировано понимание того, что развитие представляет собой процесс роста благосостояния населения принимающей стороны на основе увеличения производства и потребления товаров и услуг, роста образовательного уровня, доступа к медицинским услугам, обеспеченности жильем, чистой водой и пр.

Для понимания границ деятельности России в области содействия развитию необходимо отметить, что культурно-гуманитарное сотрудничество рассматривается в качестве отдельного вида внешнеполитической деятельности и ее основной объем не учитывается публичной отчетностью в составе расходов на СМР ни Россией, ни другими национальными или многосторонними донорами. Речь идет о культурных обменах, поддержании исторических памятников, выставочной, спортивной, туристической деятельности, поддержке соотечественников, молодежной политике, музейном деле, распространении русского языка и пр.

Содержательное наполнение российского СМР на региональном и глобальном уровнях практически полностью соответствует классификации по назначению официальной помощи развитию ОЭСР.

На уровне российского законодательства 1999 г. впервые были определены такие понятия, как безвозмездная, техническая и гуманитарная помощь применительно к той экономической и финансовой поддержке, которую получала в тот период Россия. В дальнейшем эти же термины стали использоваться и для российской помощи развитию других государств.

Исключительными полномочиями по принятию решений о предоставлении помощи зарубежным государствам обладает правительство Российской Федерации. Эти полномочия были первоначально определены в ст. 28 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а впоследствии подтверждены в ст. 18 и 19 Федерального конституционного закона от 4 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Данные полномочия охватывают все типы помощи развитию экономическим субъектам (финансовую, продовольственную, экономическую, техническую и др.), а принимаемые решения могут относиться как к отдельным проектам, так и к комплексным мероприятиям, объединенным в государственные программы разного уровня.

Важнейшими полномочиями в сфере планирования федерального бюджета обладает Минфин России, который на основании ст. 165 Бюджетного кодекса РФ планирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями и утверждает коды бюджетной классификации РФ.

В 2007 г. президент России утвердил Концепцию участия РФ в содействии международному развитию (Концепция 2007 года), которая явилась, по сути, первым программным документом страны в сфере СМР. До ее принятия федеральные органы исполнительной власти действовали по отдельным поручениям правительства, исходя из необходимости решить какую-либо конкретную задачу.

При определении целей российского СМР Концепция 2007 г. опиралась на программные документы ООН, включая Цели развития тысячелетия. Среди данных целей можно отметить: воздействие на общемировые процессы для формирования стабильного миропорядка, ликвидацию бедности, преодоление последствий катастроф, содействие процессам демократизации, развитие политических и культурных связей, формирование добрососедских отношений с государствами по периметру российских границ, развитие торгово-экономического сотрудничества и процессов экономической интеграции, укрепление авторитета РФ.

Признавалось, что устойчивое социально-экономическое развитие стран является необходимым элементом современной системы коллективной безопасности, а увеличение бюджетных расходов на СМР отвечает интересам РФ. В дополнение к расходам на списание задолженности по ранее предоставленным СССР кредитам предполагалось первоочередное использование инструментов национальной системы СМР в форме двусторонней помощи. Однако до накопления необходимого опыта и достаточного объема российского СМР Концепция 2007 г. предусматривала, что российское СМР будет осуществляться главным образом на многосторонней основе путем внесения добровольных и целевых взносов в международные финансовые и экономические организации.

�� 2014 г. была утверждена обновленная Концепция государственной политики РФ в сфере СМР (Указ Президента), в которой были подтверждены основные цели предыдущей Концепции 2007 г. и сделан акцент на адресные двусторонние программы оказания помощи. Была отмечена необходимость аргументированного выбора государств-получателей помощи, исходя из положений Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции внешней политики РФ. В качестве региональных приоритетов Концепция 2014 г. также указывает страны СНГ, Республику Абхазия, Республику Южная Осетия и другие государства, осуществляющие добрососедскую политику по отношению к РФ. Элементом новизны является приоритетность основных направлений СМР, которые отвечают национальным интересам РФ — повышение качества работы систем государственного управления и улучшение условий для торгово-инвестиционной деятельности.

Принципиально новый тезис Концепции 2014 г. — реализация государственной политики РФ в сфере СМР рассматривается в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности, а ее механизм составляют государственные программы РФ и Комиссия РФ по вопросам СМР для обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти в этой области и подготовки предложений президенту России.

В Российской Федерации СМР рассматривается в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности, в силу чего ведомственные координирующие функции возложены на МИД России. Практической реализацией задач в области СМР в Российской Федерации занимаются более 25 органов государственного управления, среди которых важнейшую роль играют Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство экономического развития, Министерство науки и высшего образования, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство энергетики.

Читайте также:  Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев платежка в 2023 году

В 2020 г. Указом президента России № 676 была образована Межведомственная комиссия по вопросам содействия международному развитию под председательством заместителя руководителя Администрации президента РФ Д. Козака. Ее задачами являются обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, оценка эффективности помощи и подготовка предложений российскому правительству и президенту, анализ эффективности проектов и программ СМР в экономической, политической и гуманитарной сферах, определение приоритетных направлений взаимодействия с институтами гражданского общества.

В мае 2021 г. российское правительство приняло решение об объединении деятельности различных органов государственной власти в области СМР в одной государственной программе «Содействие международному развитию» на период 2022–2025 гг.

Как было отмечено выше, термин «содействие международному развитию», используемый в Концепции 2014 г., имеет широкое значение и охватывает не только потоки официальной и иной помощи развитию, но и потоки из частных источников. Объемы предоставляемой Россией официальной помощи развитию (ОПР) характеризовались в течение последних 10 лет высокой динамикой: стартовав с уровня около 470 млн долл. в год в 2010–2011 гг., официальная помощь вышла на среднегодовой уровень до 1,2 млрд долл. в 2015–2019 гг. (Табл. 1). Некоторое снижение в 2018 г. было связано с изменением методики учета ОЭСР, когда предоставление экспортных кредитов при государственной поддержке из общих объемов ОПР выделили в отдельную учетную категорию. Из общего объема 8841,4 млн долл. российской ОПР за период 2010–2019 гг., согласно данным ОЭСР, 40,9% (2265,1 млн долл.) было направлено в страны Америки, 40,7% (2257,1 млн долл.) — в страны Азии, 5,7% (315,1 млн долл.) — в страны Африки, 2,8% — в страны Европы (158 млн долл.) и 0,2% (13,6 млн долл.) в государства Океании.

Среди основных получателей российской ОПР в этот же период с большим отрывом лидируют Куба (2099,5 млн долл.) и Киргизия (1185,4 млн долл.), на третьем месте находится КНДР (445,9 млн долл.). В следующую группу стран с объемами предоставленной ОПР от 100 до 160 млн долл. входят Армения, Никарагуа, Таджикистан, Сирия и Сербия. Замыкают группу крупнейших реципиентов российской помощи страны с объемом полученной ОПР менее 100 млн долл. – Гвинея, Мозамбик, Беларусь, Украина, Вьетнам, Палестина, Афганистан и Узбекистан. Оценка на основе данных ОЭСР показывает, что на долю стран постсоветского пространства за рассматриваемый период кумулятивно приходится примерно 25% общего объема российской ОПР.

В ст. 11 Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию отмечено, что российское СМР осуществляется на двусторонней основе также в форме предоставления развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на российский рынок. Хотя внешнеторговые преференции не учитываются в статистике официальной помощи, применяемой ОЭСР, представляется необходимым отметить, что Российская Федерация имеет адресные и долгосрочные инструменты для поддержки развития государств СНГ через поставку товаров без взимания экспортных пошлин. Этот способ поддержки социально-экономического развития позволяет стране-реципиенту получать необходимые ресурсы по нерыночным ценам и тем самым субсидировать свою экономику, а для страны-донора этот способ ведет к появлению выпадающих бюджетных доходов.

Такого рода помощь предоставляется на основе межправительственных соглашений, что позволяет рассматривать ее с точки зрения целенаправленной деятельности государства. В середине 2010-х гг. Российская Федерация заключила с Республикой Армения и Республикой Таджикистан соглашения о поставке топливно-энергетических ресурсов, которые действуют в настоящее время. До 2014 г. этот же механизм субсидирования цен на газ применялся в отношении Украины, помощь которой, по оценке президента России В. Путина, составила в 1991–2013 гг. более 82 млрд долл. Однако за последнее десятилетие наибольшего масштаба энергетическое субсидирование Россией стран-реципиентов достигает в случае с Беларусью. По оценке Института энергетики и финансов, с 2012 по 2019 гг. энергетические субсидии Беларуси составили около 45 млрд долл., достигая в отдельные годы 15–17% белорусского ВНД, что в разы больше, чем субсидии, которые получают страны Восточной Европы в рамках выравнивающих механизмов ЕС. Институт энергетики и финансов выделяет три вида субсидий. По первому виду субсидии — льготной экспортной цене природного газа — в указанный период Беларусь получила около 17,4 млрд долл.; по второму виду — нулевым экспортным пошлинам на нефть —около 24,9 млрд долл.; от беспошлинного импорта нефтепродуктов из России — около 2,7 млрд долл.

История благотворительности

Направленность на добрые дела в России мы видим еще в средние века. Царь Иван Грозный принял законы, ориентированные на государственную благотворительность: помощь нуждающимся, создание богадельни за счет государственных средств и частных пожертвований.

Его преемником стал М. Ф. Романов. Он особое внимание уделял созданию детских домов, заботе о бедных, а их в России всегда хватало. Под социальную защиту попадали калеки, старики, немощные, пьяницы. Их доставляли в специальные учреждения и содержали до смерти.

Немного позже стало воспитываться общество благородных девиц, где девочек учили проявлять добро, заботу и жалостливость.

В СССР благотворительность немного угасла, так как за обеспечение основных нужд людей отвечало государство. У всех хотя бы по минимуму все было, поэтому потребности в благотворительных организациях или меценатстве не было. Хотя при покупке марки за 10 и 30 копеек часть средств шла на развитие Общества Красного Креста, Общества Красного Полумесяца СССР.

Но уже после развала СССР постепенно начали действовать международные благотворительные фонды и организации, например, Врачи без границ, Международный Красный Крест.

Международный день благотворительности отмечают 5 сентября. Он приурочен к кончине Матери Терезы, которая считалась самой доброй и жертвенной. И в этот день компании, фирмы, богатые люди стремятся сделать акции благих дел.

В каждой стране прописаны Законы о благотворительности. Например, в Украине четко прописано, что это, какие формы имеет, кто имеет право заниматься подобным видом деятельности. Учредители организаций обязательно должны быть старше 18 лет. В документе прописано, что такие организации обязаны обеспечивать свободный доступ к отчетам и другим видам учетных бумаг. О помощи им от государства пункты гласят только то, что государственные органы не мешают осуществлению их деятельности.

А вот в европейских странах тем, кто занимается благотворительностью, устраивают налоговые каникулы или дают какие-то скидки на налогообложение, снижают процентную ставку и всячески способствуют таким добрым делам.

В России тоже в законодательстве прописан этот вид деятельности. Это Федеральный закон “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” от 11.08.1995 № 135-ФЗ. Здесь немного расширяется спектр действия государственных органов: они могут способствовать волонтерской деятельности в рамках законодательства РФ.

В Беларуси тоже этот вид деятельности обозначен в законе “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 14 ноября 2002 года. Кстати, здесь в законе я увидела четко прописанные пункты о поддержке благотворительной деятельности. То есть на уровне государства подобная деятельность поддерживается: финансирование, льготы для получения лицензии, освобождение от арендной платы и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *