Особенности расследования несчастных случаев на производстве легкой степени

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности расследования несчастных случаев на производстве легкой степени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Легкий несчастный случай на производстве – это ситуация, в результате которой один сотрудник предприятия получает повреждение. И квалифицировать эти травмы по приказу Минсоцздравразвития № 160 можно как легкие.

Основание для проведения РНС

В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации к расследованию несчастных случаев относят, если работником были получены:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
  • тепловой удар;
  • ожог;
  • обморожение;
  • отравление;
  • утопление;
  • поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными;
  • повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

При этом указанные события должны произойти:

  • в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
  • при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
  • при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном, рыбопромысловом) в свободное от вахты и судовых работ время;
  • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
  • если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий».

Примеры спорных случаев при классификации НС на производстве

В жизни случается множество непредвиденного, далеко не всегда можно предусмотреть все варианты развития событий и однозначно определить степень тяжести НС. Рассмотрим примеры спорных случаев, когда приходится пересматривать первоначальный вердикт экспертизы.

Пример 1. Работник сломал ногу. Врач, оказав помощь, наложил гипс и дал заключение о легкой форме несчастного случая. Однако жировая ткань из костного мозга, поврежденного при переломе, попадает в кровь, развивается эмболия, исход которой смертелен. Травма будет переведена в разряд тяжелых, к расследованию подключится прокуратура.

Пример 2. Сварщик получил электротравму. После оказания помощи он почувствовал себя лучше, через несколько дней вернулся на работу на условиях полной трудоспособности. Позже выясняется, что электроток повредил репродуктивную систему и работник стал бесплодным. Случай переводится в тяжелые.

Еще одно направление споров – изначальное отнесение травм к разряду производственных, помечаемых врачом кодом «04», а не бытовых.

Не являются несчастными случаями на производстве те события, которые:

  • случились в рабочее время, но пострадавший в этот момент совершал преступление, например, присваивал или умышленно портил имущество предприятия;
  • совершены, когда работник был пьян, одурманен наркотиками или иными токсическими веществами;
  • произошли на территории предприятия, но не в рабочее время (в обеденный перерыв и т.п.) – эти случаи относятся уже к бытовым.

Например, если столяр решил по окончании работы в мастерской работодателя сделать табурет для себя и при этом поранился, травма будет признана бытовой.

ПРОВЕСТИ РАССЛЕДОВАНИЕ — ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ!

В статье 210 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) перечислены направления государственной политики в области охраны труда, в т. ч.:

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим в силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • расследование и учет в установленном законами и иными нормативными актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • беспрепятственный допуск соответствующих должностных лиц государственных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СРОКИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

На расследование «легких» несчастных случаев (в т. ч. групповых) ст. 229.1 ТК РФ отводится 3 дня, на «тяжелые» (в т. ч. групповые) и несчастные случаи со смертельным исходом — 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в установленном порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его доверенного лица.

При необходимости (например, для дополнительных проверок, получения медицинских заключений) указанные сроки председателем комиссии могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.

Если и в указанные сроки завершить расследование невозможно (в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде), решение о продлении срока принимается уже по согласованию с этими организациями и органами либо с учетом принятых ими решений.

При этом проводить расследование несчастного случая на производстве в более короткие сроки, чем указано в Трудовом кодексе, законом не запрещено (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 23.09.2015 по делу № 33-2298/2015).

При несчастном случае на производстве работодатель, кроме оказания первой медицинской помощи пострадавшему работнику и принятия мер по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации, должен известить о случившемся в установленный срок большой перечень организаций и провести тщательное расследование.

Обращаем внимание читателей, что на рассмотрении Государственной Думы находится Проект Федерального закона № 910925-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», согласно которому работодатель обязан будет информировать о происшедшем несчастном случае и органы Следственного комитета РФ.

Нарушение установленного порядка информирования и расследования грозит работодателю административной ответственностью. Но поскольку основная цель тщательного расследования случившегося — предотвращение несчастных случаев в будущем, считаем, что соблюдать установленные правила важно именно по этой причине, а не по причине финансовых потерь работодателя.

Виды несчастных случаев

Можно выделить три вида несчастных случаев (п. 2.2.50–2.2.56 ГОСТ 12.0.002-2014):

1. Несчастный случай на производстве.

Это случай, в результате которого работник получил травму при выполнении трудовых обязанностей или служебного задания и который привел к временной или стойкой потере трудоспособности либо к смерти пострадавшего. Он требует расследования и учета.

2. Несчастный случай, не связанный с производством.

Это случай, в результате которого работник получил травму и который связан с условиями труда или работой, но квалифицирован как не подлежащий учету.

3. Страховой случай.

Это несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание с застрахованным лицом, которые признал страховщик.

Характер несчастного случая устанавливается в ходе специального расследования. Порядок его проведения определяют трудовой кодекс (гл. 36.1 ТК РФ) и приказ Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н. Эти документы распространяются на НС:

  • с работниками по трудовому договору, в том числе дистанционными (письмо Роструда от 21.02.2022 № ПГ/03162-6-1);
  • с лицами, которые участвуют в производственной деятельности работодателя (ст. 227 ТК РФ).

Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев / Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

  • Итак, порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
  • Согласно части 1 названной статьи для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) должен создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии должны входить:
  • – специалист по охране труда либо лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя,
  • – представители работодателя;
  • – представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.
  • Возглавлять комиссию должен работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, – должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
  • При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии в силу части 2 статьи 229 ТК РФ также должны быть включены:
  • – государственный инспектор труда;
  • – представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • – представитель территориального объединения организаций профсоюзов.
  • А при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
  • Комиссию в этом случае возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Обратите внимание, что состав комиссии должен утверждаться приказом (распоряжением) работодателя, если иное не предусмотрено ТК РФ.
  • Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
  • На основании части 4 статьи 229 ТК РФ при расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица должны принимать участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Читайте также:  Порядок заключения брака с иностранными гражданами на территории РФ

Если несчастный случай на производстве произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, то он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав этой комиссии должен входить уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие либо несвоевременное прибытие указанного представителя не служит основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, который произошел с работником организации, производящей работы по поручению работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, подлежит расследованию комиссией, которая образована работодателем, производящим эти работы, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Согласно части 6 статьи 229 ТК РФ несчастный случай, который произошел с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, должен расследоваться комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием в случае необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена эта территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на других основаниях.

При каких обстоятельствах, производственный случай считается несчастным

  • в рабочее время на территории работодателя либо в ином месте исполнения трудовых обязанностей, включая регламентированный перерывы, момент ухода за производственным инструментарием и одеждой, выполнения других действий перед началом и по окончании работы, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка, а также при осуществлении сверхурочных мероприятий, в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • по пути к месту выполнения работы и обратно на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае его использования в производственных (служебных) целях на основании распоряжения работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
  • по пути к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
  • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);
  • при работе вахтовым методом в период междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
  • при осуществлении иных правомерных действий, совершенных в рамках трудовых отношений либо в интересах работодателя.

Расследование также охватывает несчастные случаи, произошедшие с лицами, которые были задействованы в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению катастроф, аварий и иных чрезвычайных обстоятельств либо в осуществлении работ по ликвидации их последствий.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

I. Общие положения

1. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее – Положение) устанавливает с учетом требований, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс), особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, происшедших у работодателей (представителей нанимателей) с различными категориями работников (граждан), выполняющих работу, имеющую специфический характер труда, в том числе происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых и иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности; на объектах электроэнергетики и теплоснабжения; вследствие нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии; на объектах железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны, обусловленным обеспечением государственной безопасности охраняемых объектов; в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; на находящихся в полете воздушных судах, а также происшедших со спортсменами ; гражданами, привлекаемыми к мероприятиям по ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного характера; дистанционными работниками .

Часть первая статьи 348.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2012, N 10, ст. 1164)

Часть вторая статьи 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2020, N 50, ст. 8052).

2. Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций Российской

Федерации (находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), временно находившихся в служебной командировке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, принятым Советом глав правительств Содружества Независимых Государств в Москве 9 декабря 1994 г. и утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 616 “Об утверждении Соглашений о сотрудничестве, подписанных правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств 9 сентября и 9 декабря 1994 г. в г. Москве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2584).

3. Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками, являющимися гражданами одного из государств – членов Евразийского экономического сообщества, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Минске 31 мая 2013 г. и ратифицированным Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 321-ФЗ “О ратификации Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства – члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства – члена Евразийского экономического сообщества” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6131).

4. Острые или хронические профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).

II. Особенности расследования несчастных случаев,происшедших в отдельных отраслях и организациях

5. Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности, проводится комиссиями, формируемыми из представителей командного состава, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), члена судового комитета (комиссии) по охране труда (при наличии судового комитета (комиссии)), при отсутствии представительного органа и (или) судового комитета (комиссии) по охране труда – представителя судовой команды. Комиссию возглавляет капитан судна. Состав комиссии (включающий председателя комиссии и членов комиссии) должен состоять из нечетного числа членов и утверждаться приказом (распоряжением) капитана судна.

Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и степ��ни их тяжести (учетная форма 315/у), форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275 “О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2005 г., регистрационный N 6609).

При несчастных случаях, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, заключение о характере полученных повреждений здоровья пострадавшего в результате несчастного случая и степени их тяжести может выдаваться судовым врачом.

6. Расследование несчастных случаев, происшедших вне судна (морского, речного, рыбопромыслового) при выполнении членами экипажа работ по поручению командного состава судна или судовладельца, а также в случае нахождения членов экипажа на берегу в период отдыха, организованного администрацией судна или судовладельцем, во время стоянки судна в порту (юрисдикции Российской Федерации или иностранных государств), проводится комиссиями, формируемыми работодателем (его представителем) в соответствии с требованиями части первой и второй статьи 229 Кодекса с учетом особенностей, определенных пунктом 5 и 7 Положения.

Как организовать расследование несчастного случая с 1 сентября 2022 года

1. При наступлении несчастного случая работодатель обязан, прежде всего, устранить травмирующий фактор. Только после этого необходимо вызвать скорую помощь, а до ее приезда организовать первую помощь пострадавшему.

2. Оказать помощь пострадавшему и передать его бригаде скорой помощи. Если транспортировка пострадавшего силами скорой помощи невозможна (отдаленная местность, лесной массив), то в этом случае работодатель сам организует такую доставку за свой счет.

3. Зафиксируйте место происшествия.

4. Получите заключение о диагнозе и степени тяжести травмы.

В суточный срок работодатель отправляет сообщение в ФСС о несчастного случая (Приложение 1 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 N 157).

Для этого нужно получить от медицинской организации, где оказывается помощь пострадавшему заключение (учетная форма 315/у), форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275.

5. В зависимости от тяжести травмы известите госорганы и профсоюзы.

Это означает, что если в заключении № 315-У будет указано, что травма легкая, работодатель обязан известить о случившемся только ФСС. Другие органы извещать не нужно! Бланк извещения – в Приложение № 1 к приказу ФСС от 24.08.2000 г. № 157 (образец). Но если ваша вышестоящая организация требует сообщать о всех случившихся НС, такая обязанность регулируется внутренними документами компании, поэтому исполнить ее вы обязаны как подведомственная организация.

При тяжелом, групповом или смертельном НС известите, в дополнение к фонду социального страхования, государственные органы и общественные организации. Даже в том случае, если у вас нет профсоюза, при тяжелом, групповом и смертельном НС обязательно извещают территориальный орган профсоюза.

О тяжелом или смертельном НС нужно известить еще и родственников пострадавшего. Бланк извещения размещен в приложении № 2 к Приказу Минтруда России от 20 апреля 2022 г. № 223н.

Если вам выдали заключение, что травма легкая, а затем в ходе расследования изменится категория на тяжелую или смертельную травму, необходимо будет в течение трех суток известить об этом ГИТ, ФСС, территориальное объединение профсоюзов и надзорный орган по вашей подведомственности (если есть опасные производственные объекты – Ростехнадзор, например).

6. В зависимости от степени тяжести, указанной в заключении № 315-у, издайте приказ о создании по расследованию НС. Выясните в ГИТ при тяжелом, групповом или смертельном НС, кто будет возглавлять комиссию.

Если травма легкая, в комиссию нужно включить:

  • представителей работодателя (председателем комиссии назначается руководитель или его заместитель по направлению);
  • специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда;
  • председателя представительного органа работников (при наличии);
  • представителя ФСС (по согласованию);
  • уполномоченного по охране труда (при наличии).
Читайте также:  Как узнать о завещании после смерти родственника в 2023 году

При расследовании несчастного случая с тяжелыми повреждениями, смертельного или группового, в состав комиссии дополнительно к указанным выше лицам включаются:

  • главный государственный инспектор труда – он будет председателем комиссии;
  • представители департамента труда и занятости (по согласованию);
  • специалист отдела охраны труда органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представитель территориального объединения организаций профсоюзов, территориальный орган ФСС;
  • представитель надзорного органа, если НС произошел на его поднадзорном объекте (по согласованию).

Если НС произошел с работником подрядной организации, в состав комиссии по расследованию должен быть включен представитель организации – владельца (собственника или на другом законном праве) территории, на которой произошел НС и другие лица по решению председателя комиссии по расследованию.

Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель (его представитель), доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая, в том числе и по гражданско-правовому договору.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Пример: ЗАО «Борисофф» направил в ООО «Тумач» своего инженера для участия в работе по наряду-допуску в связи с вводом в эксплуатацию нового оборудования. ООО «Тумач» в этом случае организует расследование, а «родненький» работодатель – ЗАО «Борисофф» должен направить своего представителя быть членом комиссии по расследованию. При этом он может добираться на транспорте не один день, но расследование уже должно начаться, и ждать такого представителя некогда.

Несчастный случай, проис��едший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Пример: ИП «Скрижаль» арендует у ЗАО «Труд» офис. Работница ИП «Скрижаль» вышла на территорию и подскользнулась. Комиссию формирует ИП «Скрижаль», а представитель ЗАО «Труд» может быть привлечен в комиссию по расследованию, если есть такая необходимость. Очевидно, что есть – нужно же выяснить, почему стало возможным обледенение, и почему ЗАО «Труд» не озаботилось расчисткой своей территории.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

ЗАО «Касьян» продает цемент. Отгрузка совершается с выделенного участка склада. ООО «Грань» закупила цемент и водитель при погрузке сломал руку, открывая борт транспорта. Комиссию формирует «родненький» работодатель, а вот ООО «Грань» обязана участвовать в расследовании.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

7. Организуйте расследование НС в срок.

Срок расследования – 3 календарных дня для легких НС, и не более 15 календарных дней – для остальных.

Этот срок отсчитывается от даты приказа комиссии по расследованию НС.

Сроки продлевают, если не получено медицинское врачебное заключение, или техническое заключение эксперта, если причины задержки в расследовании кроются в необходимости назначения дополнительных исследований.

Сроки можно продлевать на 15 календарных дней, но необоснованно затянутое расследование, является нарушением. О продлении сроков обязательно извещайте пострадавшего под подпись, или его доверенное лицо.

8. Приобщите документы к материалам расследования.

  • приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая, а также о внесении изменений в ее состав (при наличии);
  • планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы (NEW форма № 9 в Приложении № 2 к Приказу Минтруда России от 20 апреля 2022 г. № 223н);
  • результаты СОУТ на рабочем месте, NEW результаты проведенной оценки профессионального риска на рабочем месте и мероприятий по управлению рисками;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшим требований охраны труда;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших (NEW форма № 8 в Приложении № 2 к Приказу Минтруда России от 20 апреля 2022 г. № 223н);
  • экспертные заключения, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  • медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести;
  • медицинское заключение о возможном нахождении пострадавшего при его поступлении в медицинскую организацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (отравления), выданное по запросу работодателя (его представителя);
  • личная карточка учета выдачи СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, формы учета дежурных СИЗ, декларации и сертификаты соответствия на СИЗ, сведения об испытаниях СИЗ;
  • предписания инспектора ГИТ (при наличии);
  • решение о продлении срока расследования несчастного случая (при наличии);
  • другие документы по усмотрению комиссии.

9. Составьте АКТ расследования.

По каждому НС на производстве оформляют акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. Шаблон акта размещен в приложении № 2 нового Приказа Минтруда России от 20.04.2022 N 223н (Форма 2. Форма Н-1 акт о несчастном случае на производстве).

Этот акт составляют на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав РФ. Поскольку все работники являются застрахованными в системе обязательного страхования от НС, нужно составить еще один экземпляр акта. Таким образом, акт о несчастном случае составляют в 3 экземплярах.

Порядок расследования легкого и тяжелого несчастного случая на производстве

Порядок расследования как легкого, так и тяжелого несчастного случая является практически одинаковым.

Отличия заключаются в сроках расследования (см. выше), а также в количестве процедур и действий, которые необходимо провести.

При расследовании тяжелых несчастных случаев чаще требуется проведение экспертиз, лабораторных или иных исследований, проведение испытаний, получение заключений экспертов или привлечение специалистов различных отраслей. То есть, такое расследование будет более масштабным. Также, помимо акта о несчастном случае заполняется большее количество форм. В зависимости от тяжести несчастного случая может потребоваться более тщательная и глубокая работа по выработке мероприятий, направленных на минимизацию последствий или предупреждение, недопущения таких случаев в дальнейшем.

При расследовании легкого несчастного случая бывает достаточно собрать внутренние документы, провести осмотр места происшествия, опрос очевидцев и получить объяснения от потерпевшего. Процедура оформления результатов также более простая — часто достаточно составить акт о несчастном случае и заполнить минимальное количество необходимых форм.

В остальном же, порядок создания комиссии, порядок регистрация и учета этих двух категорий совпадает.

Какие травмы подлежат расследованию

Если в организации произошел внутренний несчастный случай на производстве, работодатель обязан провести его расследование. Процедура организуется по факту каждой травмы, которая случилась в рабочее время или на территории работодателя, в том числе по факту:

  • драк, укусов животных и насекомых;
  • поражения электрическим током, в том числе и молнией;
  • утопления, обморожения, перегрева (тепловой или солнечный удар) или получения ожогов;
  • иных увечий и вреда организму.

Производственной признают травму, полученную при определенных обстоятельствах, а именно:

  • ЧП произошло во время работы непосредственно на территории организации. И не имеет значения, в обеденный перерыв получена травма или при выполнении сверхурочной работы;
  • травма получена по пути следования к работе либо обратно на служебном автомобиле;
  • во время командировки;
  • в процессе выполнения работы вахтовым методом и т.п.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ. Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда».

Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом, в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований ст. 8 Федерального закона № 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

Статья 357 Трудового кодекса РФ и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда перечисляют основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

Читайте также:  Кому положена льгота на транспортный налог в московской области?

В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции Кодекса такие посещения могли осуществляется беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие наруше��ия требований охраны труда. Напомним, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» государственные инспекторы труда были лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Право применять административное приостановление деятельности организаций предоставлено судьям.

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Два пункта статьи в новой редакции Кодекса признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

Глава 6. Возмещение вреда работнику.

Одним из направлений охраны труда является защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и членов их семей путем их страхования в указанной сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», работодатель обязан уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ за всех лиц:

1) выполняющих работу на основании заключенного с работодателем трудового договора;

2) выполняющих работу на основании гражданско-правовых договоров, если в соответствии с этими договорами работодатель обязан уплачивать страховые взносы;

3) осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду работодателем (ст. 5 Закона).

Напомним, что до недавнего времени действовало другое правило, согласно которому нарушение работодателем обязанностей по обеспечению безопасности работников влекло для него материальную ответственность. Несомненным отрицательным элементом прежнего положения являлось отсутствие гарантий и компенсаций лицам, пострадавшим на производстве. Так, в случае ликвидации организации пострадавшие могли вообще не получить возмещение.

Таким образом, принятие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» было обусловлено объективными причинами. В данном правовом акте законодатель установил реальные гарантии материальной и социальной поддержки лицам, пострадавшим на производстве. В настоящее время все организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы обязаны страховать своих работников и отчислять страховые платежи. Кроме того, работники получили возможность получать помимо части утраченного заработка медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с медицинским заключением за счет средств социального страхования. При чем работник должен обращаться не к работодателю, а непосредственно в Фонд социального страхования РФ, что является важной гарантией защиты его прав.

Субъектами обязательного социального страхования в соответствии со ст. 6 Закона являются участники рассматриваемых отношений, к которым относятся:

1) страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

2) страховщики – некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. При трудовом увечье и профессиональном заболевании страховщиком будет являться Фонд социального страхования РФ;

3) застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Отметим, что законодательство не допускает ни какой посреднической деятельности в системе обязательного социального страхования.

Согласно ст. 9 Закона отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц возникают с момента заключения с работником трудового договора. Все работодатели, нанимающие работников, обязаны регистрироваться в качестве страхователей.

Статья 19 Закона устанавливает ответственность страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

Право на обеспечение по страхованию возникает у работника со дня наступления страхового случая – подтвержденного в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Пострадавшему (его представителю) необходимо предоставить страховщику для получения обеспечения:

1) заявление;

2) акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;

3) заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты пострадавшим профессиональной трудоспособности и о его нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

4) справка о заработке (доходе) пострадавшего за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат;

5) программа реабилитации пострадавшего;

6) документы, подтверждающие нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем либо гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу застрахованного;

7) иные документы, перечень которых уточняется страховщиком для каждого страхового случая.

Страховщик принимает решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат в течение десяти дней со дня поступления заявления и всех нео��ходимых документов.

В соответствии со ст. 8 Закона застрахованное лицо имеет право на следующие виды обеспечения.

1) Пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[8]. Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер этого пособия составляет 100% среднего заработка пострадавшего, а назначение и выплата производятся в том же порядке, что и пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

2) Страховые выплаты:

А) Единовременная страховая выплата, размер которой определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46 900 рублей[9]. В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере 46 900 рублей.

Б) Ежемесячная страховая выплата, размер которой определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного и установленной ему степени утраты профессиональной трудоспособности.

Средний месячный заработок пострадавшего определяется за 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, при установлении диагноза профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) подтверждении утраты (снижения) его профессиональной нетрудоспособности.

Если комиссией по расследованию страхового случая установлено, что наступлению страхового случая содействовала грубая неосторожность застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты уменьшается соответственно степени вины пострадавшего, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного выражается в процентах и отражается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

Согласно ст. 14 Закона ежемесячная страховая выплата не может превышать 33 тысяч рублей.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

3) Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Общий подход к анализу несчастных случаев

Теперь о том, что из себя представляет порядок расследования несчастных случаев на производстве. Кратко весь алгоритм выглядит следующим образом:

1. Обнаружение происшествия.

2. Формирование комиссии для выяснения обстоятельств случившегося.

3. Непосредственно внутреннее расследование.

4. Анализ полученных данных.

5. Подведение итогов.

На основании ст. 229 ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве требует, что в общем случае в составе комиссии необходимо присутствие минимум 3-х человек. Её назначает работодатель.

Обращаем ваше внимание, что порядок расследования тяжелого несчастного случая на производстве обязывает руководство предприятия включать в состав этой комиссии ещё и представителя трудовой инспекции.

Сам пострадавший или уполномоченное им лицо вправе принимать участие в расследовании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *