Как прекращаются взыскания по исполнительному производству?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как прекращаются взыскания по исполнительному производству?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

Как отменить судебный приказ?

Сняли денежные средства со счета без Вашего «разрешения»? Скорее всего, основанием послужил судебный приказ.

Каждый должник может неожиданно получить лично в руки или посредством почтовой связи судебное постановление, в котором говорится об обязанности выплатить определенную денежную сумму в пользу заявителя. Иногда копия судебного приказа (случайно или намеренно) не доходит до адресата, и тогда деньги могут списать со счетов без предупреждения.

У граждан возникают закономерные вопросы:

  • на каком основании списаны деньги?
  • когда и почему приказ вынесен судом без рассмотрения ситуации по факту и личного присутствия должника в суде?
  • можно ли отменить данный документ и вернуть деньги?

Подача заявления в суд

В зависимости от характера и подведомственности, споры могут быть рассмотрены в порядке искового или административного судопроизводства.

На практике сложности могут возникнуть, если исполнительные листы выданы судами разных систем и объединены в одном – сводном – производстве. В целом исполнительное производство подведомственно судам общей юрисдикции. Поэтому арбитражные суды не разрешают споры, связанные со сводным производством или затрагивающие вопросы о законности действий пристава (например, при правопреемстве взыскателя). Если исполнительный документ выдан арбитражным судом, то заявления (если они поданы до объединения исполнительных дел и касаются общих вопросов исполнительного производства) будут ­рассматриваться по правилам АПК РФ (п. 4 Постановления).

Оспаривать постановления (действия, бездействие) любых должностных лиц службы судебных приставов могут не только стороны исполнительного производства, но и другие лица, круг которых не ограничен. Право на обжалование имеют лица, которые полагают, что нарушены их права и законные интересы (или хотя бы созданы препятствия для их осуществления) либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Этот вывод п. 8 Постановления основан на положениях ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ­Закон об исполнительном производстве), где прямо об этом говорится.

Срок давности для подачи заявления составляет всего десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Но если даже заявитель пропустил срок, то суд, прежде чем отказать ему, должен выяснить, нет ли уважительных причин, дающих возможность восстановления срока давности. Уважительной причиной, в частности, является несвоевременное рассмотрение (нерассмотрение) жалобы вышестоящим органом (должностным лицом). Если арбитражный суд установит невозможность восстановления срока, то даже при наличии уважительной причины в удовлетворении заявления будет ­отказано (п. 11 Постановления).

Прежде у судов и приставов существовала точка зрения, что отмена вышестоящим должностным лицом незаконного постановления или окончание (прекращение) исполнительного производства во время рассмотрения дела судом является основанием для прекращения судебного производства (определение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 09.09.2011 по делу № 2-1829). Пленум ВС РФ высказал противоположную позицию, указав, что в первом случае дело должно быть рассмотрено судом, если постановлением нарушены права (законные интересы) заявителя или административного истца (далее – заявителя). А во втором – если такое нарушение повлекло неблагоприятные ­последствия для заявителя (п. 9 Постановления).

Постановление разграничивает понятия исправления опечаток и отмены постановления пристава. Так, исправить описки или явные арифметические ошибки пристав имеет право в силу ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Следовательно, если арифметические ошибки не явные, их исправление уже будет считаться изменением (отменой) ­постановления, а такими полномочиями закон приставов не наделяет. Это могут сделать только старший судебный пристав или его заместитель (п. 10 Постановления).

Пленум ВС РФ обратил внимание, что пристав должен исполнять требования исполнительных документов в полной мере, правильно и ­своевременно (п. 15 Постановления).

В Постановлении бездействие пристава разграничено на законное и незаконное. Так, неисполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок само по себе не говорит о незаконном бездействии. Возможно, пристав имел уважительные причины для нарушения сроков. Пленум ВС РФ считает, что доказывать наличие уважительных причин несвоевременного исполнения исполнительного документа должен сам пристав. Обстоятельства, связанные с организацией работы приставов (недостаточное количество сотрудников, замена заболевшего пристава и т.д.), не оправдывают нарушение сроков исполнения.

Бездействие пристава может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения, однако не сделал этого, в результате чего были нарушены права (законные интересы) стороны исполнительного производства. В качестве примера суд приводит бездействие пристава, который установил, что у должника нет денег, но не стал выявлять другое имущество должника (в частности, не направил запросы в налоговые органы и в Росреестр).

Как не платить исполнительский сбор

Если должник исполнил решение суда до направления его приставам, дополнительные сборы и санкции не применяются. Также не придется платить сбор, если предписание суда было исполнено добровольно в срок, указанный приставом в постановлении. Доказать этот факт можно платежным документом о дате перечисления средств, актом о передаче имущества, иным аналогичным документом.

Статья 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает еще ряд ситуаций, при которых можно избежать взыскания сбора:

  • если должник докажет, что просрочка была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила);
  • если для исполнения судом предоставлена отсрочка или рассрочка;
  • если добиться отмены судебного акта, исполнительного документа или постановления пристава (если на момент отмены сбор уже был удержан, он подлежит возврату);
  • если производство открыто по категориям дел, указанных в пункте 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.

Доказывать факты непреодолимой силы нужно непосредственно приставу, ведущему дело. Закон не содержит перечня таких обстоятельств, поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой пристава и получить отказ в освобождении от уплаты санкции. В этом случае можно оспорить постановление через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в судебном порядке. Например, как непредвиденное обстоятельство рассматривается факт нарушения банком сроков перевода средств, направленных на исполнение решения суда.

Обжалование постановления

Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.

Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:

  • преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
  • нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
  • назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
  • взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
  • неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
  • неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.

Как уведомляется должник о возбуждении исполнительного производства

После того как в отношении гражданина возбуждено исполнительное производство, сотрудник Федеральной службы судебных приставов, у которого находится это производство, обязан направить постановление о начале исполнительного производства в орган, вынесший постановление о взыскании, а также непосредственному взыскателю.

Читайте также:  Госпошлина за замену паспорта при смене фамилии в 2023 году

Гражданину, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, направляется копия постановления о возбуждении исполнительного производства посредством заказного почтового отправления. Если гражданин не получил это отправление, то происходит возврат отправителю.

Кроме того, гражданин может быть извещен о возбуждении исполнительного производства посредством телеграммы, телефонограммы, электронного письма, а также через другого гражданина, согласившегося доставить уведомление адресату. Кроме того, допускается направление уведомления по месту работы или службы гражданина.

Важно! Если уведомление было направлено посредством почтового отправления, а гражданин без уважительных причин не получил это уведомление, то этот гражданин все равно считается надлежаще уведомленным.

Это же относится и к ситуациям, когда гражданин отказался от получения уведомления, либо уведомление было получено гражданином старше 18 лет, проживающим совместно с адресатом уведомления.

Признание лица уведомленным в случае неполучения письма

Учтите! Гражданин, не получивший уведомление от судебных приставов, будет считаться надлежаще уведомленным в следующих случаях:

  • гражданин отказался получать уведомление, присланное посредством почтового отправления, курьером или нарочным,
  • почта подтверждает получение гражданином уведомления, но этот гражданин не исполнил в отведенный срок требования судебных приставов,
  • уведомление было отправлено на адрес гражданина, который ранее был указан в качестве контактного адреса, но на момент поступления почтового отправления гражданин по этому адресу не проживает и поэтому не получил уведомление,
  • уведомление было получено другим совершеннолетним гражданином, проживающим вместе с адресатом.

Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что отказ гражданина от получения уведомления, а также заявления о том, что уведомление не было получено, не поможет избежать ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов.

Какие возможности удалённого взаимодействия есть у должника

Должник может воспользоваться личным кабинетом портала Госуслуги, чтобы:

  • узнать о наличии исполнительного производства;
  • узнать о наложенных ограничениях (арестах имущества, ограничении выезда заграницу и др.);
  • отложить исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения;
  • отменить выплату алиментов;
  • проинформировать судебного пристава об оплате задолженности;
  • вернуть излишне удержанные денежные средства;
  • пожаловаться на действия судебного пристава-исполнителя;
  • сообщить судебному приставу информацию по исполнительному производству;
  • направить приставу иные заявления, ходатайства, объяснения, отводы.

Актуальная для должников услуга по информированию о ходе снятия действующего временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в электронном виде пока не предоставляется.

Должны ли приставы сообщать о своих действиях

Сотрудники Федеральной службы судебных приставов обязаны соблюдать все нормы действующего законодательства Российской Федерации. Подчеркнем, что в этих нормах установлена обязанность судебных приставов информировать гражданина, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, о действиях, которые будут предприняты.

Статья по теме: Ответственность учредителей ИП

Внимание! В соответствии с нормами, закрепленными в статье 24 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», сотрудник Федеральной службы судебных приставов, в производство которого попало дело, обязан уведомить об этом гражданина, сообщив о том, какие действия будут предприняты в отношении этого гражданина.

Однако из этих норм существует одно исключение, если решение, принятое судом, должно быть исполнено незамедлительно. В этом случае сотрудники Федеральной службы судебных приставов совершают все необходимые действия, не уведомляя об этом гражданина.

Но при этом гражданин, в отношении которого были совершены действия, должен быть уведомлен об этом. Уведомление должно быть направлено в следующий рабочий день после совершения этих действий.

Какие должны быть в письме сведения

Сотрудники Федеральной службы судебных приставов обязаны уведомлять гражданина о возбуждении исполнительного производства, о наложении или взыскании ареста на имущество, а также о реализации объектов имущества, принадлежащих гражданину.

В направленном гражданину уведомлении должны содержаться следующие сведения:

  • данные о сотруднике Федеральной службы судебных приставов, направивших это уведомление, включая фамилию, имя и отчество, звание и занимаемую должность, а также контакты, по которым гражданин сможет связаться с этим сотрудником;
  • данные о гражданине, которому адресовано уведомление, включая фамилию, имя и отчество, а также статус этого гражданина в процессе;
  • реквизиты исполнительного производства;
  • информация о конкретной дате и месте совершения судебными приставами действий, о которых гражданин уведомляется;
  • информация о том, какие последствия наступят для гражданина в случае отказа от исполнения законных требований судебных приставов.

Отказ в прекращении производства по исполнительному листу

Обращаясь в суд или к приставу с заявлением о прекращении производства, нельзя быть уверенным на 100%, что суд или пристав его прекратить.

Отказ в прекращении производства может быть вызван тем, что заявителем указано основание для прекращения производства, которое не предусмотрено законодательством, в связи с чем суд вынесет определение об отказе, а пристав – постановление об отказе в прекращении исполнительного производства.

Также поводом для отказа заявителю может послужить неподтвержденность тех обстоятельств, на которые он ссылается, например, должник указывает, что обо всем договорился с взыскателем, все ему оплатил и поэтому просит прекратить производство. Конечно же у пристава не будет законных оснований в этом случае, так сказать, закрыть дело, в связи с чем пристав откажет в прекращении производства. Письменный отказ будет, если будет письменное заявление.

Последствия прекращения исполнительного производства

Когда прекращается производство приставом, то подлежат отмене все меры принудительного исполнения, ограничения, которые были приняты в рамках конкретного исполнительного производства приставом. В исполнительном документе делается отметка о том, в какой части исполнены требования соответствующего документа.

При прекращении приставом основного производства, он одновременно может возбудить с учетом обстоятельств дела другое производство, например, о взыскании исполнительского сбора. При этом ограничения для должника будут сохранены в необходимом размере.

В случае прекращения производства исполнительный документ остается в материалах прекращенного дела и взыскатель не сможет его предъявить повторно к исполнению.

Что делать должнику после получения корреспонденции от приставов?

Когда в дом к должнику постучится курьер или почтальон, который принес с собой письмо от судебных исполнителей, ему не следует делать необдуманных поступков. В том случае, когда неплательщик полностью признает сумму своего долга, он должен в рекордно короткие сроки перечислить деньги кредитору и оплатить судебные издержки.

Когда у должника нет на руках всей суммы для погашения задолженности, он может в судебном порядке попросить об отсрочке. Для этого ему придется доказать свою неплатежеспособность (например, потерю работы, или болезнь близкого родственника) и подтвердить каждое слово документально. Составляя исковое заявление, неплательщик должен кратко и емко описать обстоятельства, которые помешали ему рассчитаться с кредитором. К иску ему следует приложить собранные справки и передать пакет документации в суд по месту регистрации. В процессе проведения судебного заседания представители Фемиды могут принять решение в пользу должника, и он получит от приставов новое постановление, в которое вложен обновленный график платежей.

После погашения задолженности должник должен лично обратиться в исполнительную службу и передать приставам платежные квитанции. Как только исполнители проведет сверку платежей, он должен выдать на руки посетителю постановление о прекращении против него производства.

В том случае, когда должник не согласен с суммой выставленной задолженности, он должен в течение 10 дней с момента получения письма от приставов подать исковое заявление мировому судье. Иногда представители Фемиды идут навстречу должникам, которые смогут доказать необоснованность требований кредиторов и отменяют прежнее постановление

Как уведомляется должник о возбуждении исполнительного производства

После того как в отношении гражданина возбуждено исполнительное производство, сотрудник Федеральной службы судебных приставов, у которого находится это производство, обязан направить постановление о начале исполнительного производства в орган, вынесший постановление о взыскании, а также непосредственному взыскателю.

Гражданину, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, направляется копия постановления о возбуждении исполнительного производства посредством заказного почтового отправления. Если гражданин не получил это отправление, то происходит возврат отправителю.

Кроме того, гражданин может быть извещен о возбуждении исполнительного производства посредством телеграммы, телефонограммы, электронного письма, а также через другого гражданина, согласившегося доставить уведомление адресату. Кроме того, допускается направление уведомления по месту работы или службы гражданина.

Важно! Если уведомление было направлено посредством почтового отправления, а гражданин без уважительных причин не получил это уведомление, то этот гражданин все равно считается надлежаще уведомленным.

Это же относится и к ситуациям, когда гражданин отказался от получения уведомления, либо уведомление было получено гражданином старше 18 лет, проживающим совместно с адресатом уведомления.

Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Одним из основополагающих элементов в создании условий, позволяющих субъектам реально участвовать в исполнительном производстве, является их надлежащее извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения.

Институт извещений в исполнительном производстве имеет важное практическое значение и направлен на обеспечение конституционного принципа законности (ч. 2 ст. 15 Конституции России, ст. 3 Закона об исполнительном производстве). Учитывая данное обстоятельство, в Законе об исполнительном производстве 2007 г. выделена самостоятельная гл. 4 «Извещения и вызовы в исполнительном производстве».

Читайте также:  Порядок оповещения отключения электроэнергии за неуплату 2023 физическим лицам

Можно говорить, что извещения и вы зовы выступают средствами информационного обеспечения исполнительного производства.

Действующее законодательство устанавливает, что лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения следующими возможными способами:

  • повесткой с уведомлением о вручении;
  • телефонограммой;
  • телеграммой;
  • с использованием электронной, иных видов связи и доставки;
  • доставкой лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

В настоящее время применяются утвержденные ФССП России 27 ноября 2008 г. № 01-3093 Методические рекомендации о порядке телефонного извещения должников по исполнительным производствам способом автоматического обзвона. Следует учитывать, что телефонное извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, не исключает применения иных способов извещения и вызова. Выбор того или иного способа извещения или вы зова производится судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств, сложившихся в рамках конкретного исполнительного производства.

Порядок извещения

В направляемой судебным приставом-исполнителем повестке или ином извещении должна содержаться следующая информация: наименование и адрес подразделения судебных приставов; наименование адресата; указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат; наименование или номер исполнительного производства. но которому извещается или вызывается адресат; дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения; последствия неявки адресата по вызову.

При этом если адресату вместе с повесткой или иным извещением направляется копия постановления судебного пристава-исполнителя, то наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат, а также дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения могут не указываться.

Правила извещения различаются в зависимости от вида должника (физическое лицо или юридическое лицо).

Особенности извещения физических лиц

Извещение, адресованное лицу (физическому лицу), участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Сведения о месте нахождения должника — физического лица могут быть получены судебным приставом-исполнителем:

  • из исполнительного документа;
  • из информации, представленной взыскателем;
  • из базы данных адресного бюро;
  • из базы данных Пенсионного фонда. Фонда социального страхования (о месте работы) и иных источников.

Особенности извещения юридических лиц

Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

Гражданское законодательство понятия юридического адреса юридического лица не содержит, оперируя понятием «место нахождения юридического лица» как одним из средств его индивидуализации.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Таким образом, уведомляя юридическое лицо, следует иметь в виду, что извещение будет признано надлежащим лишь в том случае, если оно направлено по юридическому адресу юридического лица, т.е. по адресу его государственной регистрации, указанному в учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). При этом адрес, указанный в исполнительном документе, в некоторых случаях может не соответствовать адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Поэтому, возбуждая исполнительное производство в отношении должника-организации, судебному приставу-исполнителю следует запросить в налоговых органах выписку из ЕГРЮЛ.

Формы извещения

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две основные формы извещения должника:

  • направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством почтовой связи (наиболее широко используемый вариант);
  • непосредственное вручение постановления лично судебным приставом-исполнителем или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить. Таким лицом, которому судебный пристав-исполнитель может поручить доставить (вручить) постановление о возбуждении исполнительного производства, может быть взыскатель или его представитель.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах, согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе поручить взыскателю с его согласия или его представителю доставить (вручить) должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.

В случае если повестка или иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Если повестка, иное извещение доставляются иным видом связи, то дата и время их доставления адресату фиксируются установленным способом (ст. 26 Закона об исполнительном производстве). В частности, телеграмма доставляется оператором связи по указанному адресу, а в уведомлении о ее доставке фиксируются дата, время и данные лица, которому вручена телеграмма.

Несравнимо сложнее обстоит дело с установлением факта доставки извещения посредством телефонограммы, электронной, факсимильной, других подобных видов связи, поскольку лицо, принимающее информацию, не всегда может являться непосредственным адресатом, к кому адресовано извещение. К сожалению, на сегодня отсутствует и регламентация вопроса, связанного с тем, обязано ли лицо, получившее. к примеру, извещение посредством электронной почты, совершать действия, направленные на подтверждение его получения.

В настоящее время применяются Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221. Согласно п. 2 данных Правил почтовым отправлением с уведомлением о вручении признается почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление. В то же время особенности вручения повестки или иного извещения определяются ст. 27 Закона об исполнительном производстве.

При этом правила вручения физическим лицам и юридическим лицам также неодинаковы.

Так, повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства, то повестка, иное извещение вручаются кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. В этом случае адресат считается извещенным.

Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве установил, что надлежащим извещением должника-организации будет и такое извещение, при котором оно (постановление) вручено любому работнику организации вне зависимости от занимаемой должности. В то же время судебному приставу-исполнителю необходимо удостовериться в том, что лицо, принимающее постановление, состоите организацией-должником в трудовых правоотношениях.

При вручении извещения (постановления) работнику организации, не являющемуся единоличным исполнительным органом (руководителем), последнему следует разъяснить о необходимости доведения полученной им информации до сведения руководителя организации, разъяснив также, что в противном случае ею бездействие может привести к неисполнению судебного акта, что может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

В случае спора о правомерности вручения постановления соответствующему лицу следует запросить у должника-организации сведения о заключенном трудовом договоре с лицом, получившим постановление, и запросить в органах Пенсионного фонда и Фонда социального страхования информацию о пенсионных отчислениях на имя этого лица и их источнике.

Отказ от приема повестки

Часто возникают ситуации, когда адресат отказывается принять доставленную ему повестку или иное извещение. Статья 29 Закона об исполнительном производстве в этой ситуации предусматривает, что доставляющее лицо делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, признаются извещенными в следующих установленных законом случаях. При этом Закон об исполнительном производстве вслед за АПК РФ (ч. 2 ст. 123) и ГПК РФ (ст. 117) допускает правовую фикцию (презумпцию) надлежащего извещения даже в случае, если в действительности извещение не было вручено.

Так, при отказе адресата принять повестку, иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращают��я в подразделение судебных приставов. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если:

  • адресат отказался от получения повестки или иного извещения;
  • несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу. Причем в случае неявки адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи).
Читайте также:  Повторный инструктаж по охране труда (с изменениями 2021 года)

Сообщение лица о перемене своего адреса

Поскольку лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства, то при отсутствии подобного сообщения повестка или иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица. В этом случае такое лицо считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 28 Закона об исполнительном производстве). Данный подход законодателя обоснован тем, что законодательство РФ предусматривает обязательную регистрацию как граждан (по месту жительства или пребывания), так и юридических лиц (но месту нахождения). Возникновение негативных последствий вследствие несоблюдения таких требований возлагается в данном случае на должника.

Кроме того, следует подчеркнуть, что исходя из буквального прочтения закона обязанность сообщать о перемене своего адреса возникает лишь у лица, участвующего в исполнительном производстве. В свою очередь подобный статус у должника возникает только после вручения ему постановления о возбуждении исполнительного производства. Соответственно до такого вручения у должника отсутствует обязанность сообщать о перемене своего адреса.

Исключения из обязанности предварительного уведомления

Имеются определенные особенности в ситуациях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество или принятии иных обеспечительных мер. В этих случаях судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, при возникновении необходимости могут вызываться либо к судебному приставу-исполнителю, либо непосредственно на место совершения исполнительных действий (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Отметим, что способы вызова аналогичны используемым способам извещения (повестка с уведомлением о вручении, телефонограмма, телеграмма и др.).

Привод уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя

Если лица уклоняются от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, то они могут подвергаться приводу.

Основанием для привода соответственно могут выступать: постановление суда (судьи); постановление дознавателя или постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).

Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Для его осуществления судебные приставы по ОУПДС выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают личность путем проверки документов, объявляют ему под роспись постановление о приводе.

В случае если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие с соблюдением ст. 15-18 Закона о судебных приставах. Одновременно на судебных приставов по ОУПДС возлагается обязанность быть корректными при обращении к указанным лицам.

После осуществления привода судебным приставом должен быть составлен акт, в котором указываются: место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетели.

Имеются определенные особенности привода несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, — в отношении таких лиц привод производится через их родителей либо их законных представителей (п. 5.8. Инструкции № 226:).

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» внесены существенные изменения в КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве, которыми предусматривается, в том числе унификация приводов в суд в рамках одного государственного органа исполнительной власти — Федеральной службы судебных приставов (по гражданским, уголовным и теперь административным делам).

С учетом данного Федерального закона привод осуществляется:

  • органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица укатанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • органом внутренних дел (полицией) на ��сновании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания

Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.

Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.

Давайте разберемся как работает закон. На практике приставы для взыскания долга направляют запросы в регистрационные органы для установления собственности (квартиры, автомобили, заработная плата, наличие счета, ценные бумаги). В итоге, не найдя ни денег ни имущества все заканчивается. Следовательно, долг фактически не взыскивается, а взыскатель не получает присужденного. Совсем не означает, что лицо утрачивает возможность обращаться в ФССП повторно. Такое право предоставляется не раньше, чем через шесть месяцев.

Это важно знать: Ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания: образец

Судебные приставы могут вернуть исполнительный документ без взыскания, если об этом попросит сам заявитель. На любом этапе лицо имеет возможность обратиться в службу и отозвать исполнительный документ на любом этапе производства. Это право гарантированно пунктом 1 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Приходилось наблюдать как стороны мирятся и взыскатель отзывает исполнительный документ. В будущем договоренности нарушаются и человек или юридическое лицо снова предъявляет претензии. Помните, ничего не мешает предъявить лист повторно, это можно сделать сразу, однако придется доказать, что имущественное положение должника изменилось. Если Вы решили мириться, то делайте это правильно, через суд!

Часто приставы оканчивают исполнительное производство в связи с отказом взыскателя принять нереализованное имущество. Наблюдал однажды, когда один крупный банк отказался принять нереализованное имущество с торгов на баланс (ипотечная комната), посчитав, что затраты по принятию на баланс превысят стоимость комнаты. И такое бывает, должнику повезло, ведь он мог остаться без комнаты и выплаченных по ипотеке денег. В итоге исполнительное производство оканчивалось, а залог банка на комнату прекращен. Как памятка для должников — не стоит рассчитывать на это основание, в практике это случается крайне редко.

Последствия окончания исполнительного производства сводятся к тому, что все материалы направляются в архив (срок хранения 5 лет) и существующие ограничения снимаются (отменяются аресты, запреты, ограничения).

Если Вы не согласны с окончанием исполнительного производства пишите жалобу или административный иск на действие и обжалуйте постановление. Жалобу можно направить по подчиненности (вышестоящему должностному лицу). Обычно основанием для обжалования является не полный объем принятых мер по производству. Если будет подан административный иск, то ответчиком будет являться судебный пристав и старший судебный пристав, поскольку именно старший утверждает постановление об окончании. Административный иск будет рассматриваться по правилам административного судопроизводства. Не забывайте, что жалобу нужно направить в течение 10 дней с момента когда стало известно о нарушении прав! Пропуск срока может явиться основанием для отказа удовлетворения жалобы (не совсем правильно приводить в качестве судебной практики решения судов первой инстанции, но все же оценка факта пропуска сроков была дана Костромским районным судом Костромской области по делу № 2а-994/2015).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *