Экологическая отчётность для субъектов МСП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчётность для субъектов МСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Подача декларации о плате за НВОС: основные ошибки и рекомендации

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899», Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»). Ставки платы за НВОС также утверждаются соответствующими Постановлениями РФ и могут меняться из года в год.

Расчёт платы обязаны производить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие НВОС в срок до 1 марта. Декларацию необходимо предоставить в уполномоченный орган до 10 марта. Исключение — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах НВОС IV категории.

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность. Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее — данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Какие документы отменены в 2021 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов;
  2. Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
  3. Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Порядок предоставления

Заполненная форма 2-ТП (отходы) сдается как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для подготовки электронного отчета следует использовать специальный программный продукт «Модуль природопользования». Это приложение предоставляется бесплатно, разработчик — Росприроднадзор.

ВАЖНО!

Отчитаться следует не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. То есть 2-ТП (отходы) за 2020 год следует подать не позднее 03.02.2020 (1 февраля — суббота). Рекомендуется отправлять отчетность заранее, а не в последний отчетный день.

Если организация имеет обособленные подразделения, то придется подготовить сразу несколько отчетных форм: одну — для головного учреждения и по одному — на каждое обособленное подразделение или филиал компании.

Подать сведения необходимо в территориальное отделение Росприроднадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации. Определяется по месту нахождения организации, индивидуального предпринимателя, головного учреждения, обособленного подразделения.

Экологическая отчетность 2021

Такой отчет представляют организации, которые вносят плату за НВОС, проводят природоохранные мероприятия или эксплуатируют очистные сооружения. Эта отчетность необходима для статистики, хотя и обязательна для компаний, соответствующим вышеуказанным критериям.

Форма 4-ОС – это сведения о расходах компании на проведение мероприятий по охране окружающей среды за предыдущий календарный год. В перечень может входить, например: зарплата эколога, траты на вывоз и управление отходами, затраты на мероприятия по производственному контролю. За подачу статистических данных компании получают определенные льготы.

Исключение для подачи – организации, затраты которых на ООС составили менее 100 тыс. руб. в год.

Подавать экологическую отчётность требуется в электронной виде. Форма N 4-ОС направляется компанией в территориальный орган Росстата Санкт-Петербурга в срок до 25 января.

Количество отчетов зависит от наличия филиалов и заполняется для каждого филиала отдельно, и также потребуется сдать общий отчёт по юридическому лицу. Исключение – это филиалы, которые расположены в одном районе города с непрерывной производственной деятельностью. В таком случае документ потребуется один.

Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору – в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях – в органы исполнительной власти субъектов РФ.

Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.

Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.

Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:

• Ключевые технологические процессы предприятия;

• Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.

Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.

Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:

  • Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
  • Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
  • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Читайте также:  «Заплати налоги и спи спокойно» — сборы с иностранцев в России

Дата подачи ДВОС ограничивается сроком действия вышеуказанных разрешений.

Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I – III категорий.

Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.

Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.

В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.

С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности – ежегодно до 25 марта текущего года.

В отчет необходимо включить следующую информацию:

  • Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
  • Об организации экологических служб на объектах;
  • О технологиях, используемых на предприятии;
  • О результатах проведенного ПЭК за год.

В отчетность потребуется включить копии протоколов лабораторных исследований компонентов окружающей среды.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федераци��, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Сроки сдачи отчетности по экологии за 2021 год – Таблица для всех категорий НВОС

Вид отчетности За какой период представляется Крайний срок представления отчетности в ИФНС
Расчет 6-НДФЛ За 2021 год 01.03.2022
За I квартал 2022 года 04.05.2022
За I полугодие 2022 года 01.08.2022
За 9 месяцев 2022 года 31.10.2022
За 2022 год 01.03.2023
Расчет по страховым взносам За 2021 год 31.01.2022
За I квартал 2022 года 04.05.2022
За I полугодие 2022 года 01.08.2022
За 9 месяцев 2022 года 31.10.2022
За 2022 год 30.01.2023
Декларация по налогу на прибыль (при ежеквартальной сдаче отчетности) За 2021 год 28.03.2022
За I квартал 2022 года 28.04.2022
За I полугодие 2022 года 28.07.2022
За 9 месяцев 2022 года 28.10.2022
За 2022 год 28.03.2023
Декларация по налогу на прибыль (при ежемесячной сдаче отчетности) За 2021 год 28.03.2022
За январь 2022 года 28.02.2022
За январь – февраль 2022 года 28.03.2022
За январь – март 2022 года 28.04.2022
За январь – апрель 2022 года 30.05.2022
За январь – май 2022 года 28.06.2022
За январь – июнь 2022 года 28.07.2022
За январь – июль 2022 года 29.08.2022
За январь – август 2022 года 28.09.2022
За январь – сентябрь 2022 года 28.10.2022
За январь – октябрь 2022 года 28.11.2022
За январь – ноябрь 2022 года 28.12.2022
За 2022 год 28.03.2023
Декларация по НДС За IV квартал 2021 года 25.01.2022
За I квартал 2022 года 25.04.2022
За II квартал 2022 года 25.07.2022
За III квартал 2022 года 25.10.2022
За IV квартал 2022 года 25.01.2023
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур За IV квартал 2021 года 20.01.2022
За I квартал 2022 года 20.04.2022
За II квартал 2022 года 20.07.2022
За III квартал 2022 года 20.10.2022
За IV квартал 2022 года 20.01.2023
Декларация по налогу при УСН За 2021 год (представляют организации) 31.03.2022
За 2021 год (представляют ИП) 04.05.2022
За 2022 год (представляют организации) 31.03.2023
За 2022 год (представляют ИП) 02.05.2023
Декларация по ЕСХН За 2021 год 31.03.2022
За 2022 год 31.03.2023
Декларация по налогу на имущество организаций За 2021 год 30.03.2022
За 2022 год 30.03.2023
Единая упрощенная декларация За 2021 год 20.01.2022
За I квартал 2022 года 20.04.2022
За I полугодие 2022 года 20.07.2022
За 9 месяцев 2022 года 20.10.2022
За 2022 год 20.01.2023
Декларация по форме 3-НДФЛ (представляют только ИП) За 2021 год 04.05.2022
За 2022 год 02.05.2023
Декларация по НДС (импорт из ЕАЭС) За декабрь 2021 года 20.01.2022
За январь 2022 года 21.02.2022
За февраль 2022 года 21.03.2022
За март 2022 года 20.04.2022
За апрель 2022 года 20.05.2022
За май 2022 года 20.06.2022
За июнь 2022 года 20.07.2022
За июль 2022 года 22.08.2022
За август 2022 года 20.09.2022
За сентябрь 2022 года 20.10.2022
За октябрь 2022 года 21.11.2022
За ноябрь 2022 года 20.12.2022
За декабрь 2022 года 20.01.2023

В случае несвоевременной сдачи отчетности в налоговую инспекцию плательщику грозит не только штраф (п. 1 ст. 119, п. 1, 1.2 ст. 126 НК РФ), но и в некоторых случаях еще и блокировка банковских счетов (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Кто сдает отчеты по экологии в 2019 году

В действующем законодательстве прописано, что отчеты по экологии обязаны предоставлять все компании, которые наносят вред окружающей среде. Это касается объектов, которые имеют 3 категории опасности. Стоит напомнить, что существует около 10 видов отчетов. Все будет зависеть от того, каким видом деятельности и как именно предприятие загрязняет окружающую среду.

В настоящее время управление Росприроднадзора совместно с компетентными органами составили предварительный перечень предприятий, которые обязаны в 2019 году сдать вышеупомянутые отчеты. В этот перечень попало порядка 300 предприятий. Напомним, что это компании, занимающиеся, к примеру, производством продуктов питания, металлургическая промышленность и прочие промышленные объекты.

Ответственность за отсутствие отчета МСП:

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Технический отчет по обращению с отходами в 2021 году

До 1 января 2021 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2021 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Экологическая отчетность 2021: ДВОС

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду 1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Заказать ДВОС

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории, плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме. Стоит иметь в виду, что действующий приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определяющий критерии определения категории объектов, попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496) и с 2021 года прекратит свое действие, соответственно, следует ожидать заменяющего его НПА.

За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. Согласно закону, при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

Экологическая отчетность 2021

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2020 год нужно отчитаться до 10 марта 2021 года.

Эту декларацию сдают все природопользователи, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Форма декларации о плате за НВОС и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043. Декларация подается в электронном виде. Если плата за предыдущий отчетный период равна или меньше 25 тыс. рублей, декларацию можно представить на бумаге.

Хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2020 год платеж нужно внести до 1 марта 2021 года.

Также по НВОС предусмотрены авансовые платежи в течение года. От них освобождены только субъекты малого и среднего бизнеса. Сроки уплаты в 2021 году следующие:

  • за первый квартал 2021 года — до 20.04.2021;
  • за второй квартал 2021 года — до 20.07.2021;
  • за третий квартал 2021 года — до 20.10.2021.
Читайте также:  Как проводится оплата больничного листа в 2023 году

Итоговый платеж, который вносится до 1 марта года, следующего за отчетным, рассчитывается как разница между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Все, кто платят авансовые платежи, могут выбрать один из трех способов их расчета.

Способ 1. Вносить квартальные авансовые платежи в размере ¼ части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год.

Декларация по НВОС в 2021 году — ставки платы

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования о��ходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *