Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малолетние хулиганы терроризируют всех вокруг. Как найти на них управу, если школа и законы бессильны?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Детский, он же — подростковый вандализм – весьма распространенное явление, которое все чаще пугает своими масштабами и конкретными случаями. Подрастающее поколение считает едва ли не героизмом разрушение или повреждение чужого имущества, при этом необузданная молодежная энергия может захлестнуть любой объект – начиная от общего подъезда, заканчивая автомобилем.
Что делать, если юные вандалы повредили имущество?
Итак, ситуация: малолетние (несовершеннолетние) хулиганы разломали какое-либо общедомовое или частное имущество или же повредили автомобиль.
Старайтесь придерживаться следующего порядка действий:
1. Вызов полиции. Вне зависимости от размера ущерба – факт вандализма необходимо официально зафиксировать, в том числе на случай регулярных мелких повреждений имущества.
2. Самостоятельная фиксация причиненного ущерба: фото- и видеосъемка, выявление свидетелей и взятие с них контактной информации.
3. Обращение к родителям малолетних вандалов после установления их личности с требованием о возмещении ущерба.
4. Подготовка документов в суд, если переговоры о добровольном возмещении результата не принесли.
Примечание: Инициатором иска может выступать лишь владелец имущества, что потребуется подтвердить в суде. Если повреждено общедомовое имущество, то требовать взыскания ущерба будет управляющая компания.
Альтернативно можно опросить соседей, в том числе на предмет наличия камер, смотревших на место происшествия.
Часто собственники пострадавшего имущества любят обнародовать в социальной сети запись с камер видеонаблюдения. В этом случае есть шанс, что виновники найдутся сами и, в зависимости от степени воспитания и гражданской сознательности, либо попросят все замять, предложив компенсацию, или же перейдут в атаку, попытавшись привлечь опубликовавшего видео гражданина к ответственности.
Тема публикации в открытом доступе видеозаписей с зафиксированными противоправными действиями несовершеннолетних требует отдельного разговора и я постараюсь рассмотреть все проблемные аспекты в следующих публикациях.
Я сходил на личный прием к начальнику УВД — такие приемы руководители органов регулярно проводят у нас в разных районах города. Главный полицейский Череповца выслушал меня и тоже покачал головой. Он рассказал мне историю, как в начале карьеры сам жил в таком доме и с такими соседями. Затем дал несколько не очень вяжущихся с законом советов, о которых я обещал молчать, что бы ни случилось. Но он все-таки пообещал «ориентировать наряды» на патрулирование подъезда.
Через несколько дней мне стали регулярно звонить в домофон: «Полиция, проверить подъезд». Наряды приходили по нескольку раз в день и проходили весь подъезд с первого по пятый этаж. Мне полицейские сказали, что им каждое утро на построении говорят «об этом вашем притоне». Несколько раз патрули приезжали по ночам, я просыпался и открывал двери.
Как-то я снова обнаружил в подъезде наркопотребителей и вызвал полицию. Их доставили в наркологию, где установили дезоморфиновое опьянение, — об этом мне позже рассказал участковый. Наркопотребителей оштрафовали на 1500 Р за «немедицинское употребление наркотиков».
Несмотря на визиты полиции, подростки не унимались. Некоторых я уже знал в лицо, другие сменялись. В один из дней я понял, что в разное время по моим заявлениям в отдел уехали больше десяти человек и что они намеренно продолжают пить и мусорить именно здесь, проверяя, на сколько меня хватит.
На чьей стороне закон?
«Оскорбление и мелкое хулиганство считаются административными правонарушениями, – объясняет руководитель правозащитной приемной Дома прав человека в Воронеже Илья Сиволдаев. – Административная ответственность по закону наступает с 16 лет. Если ребенку есть 16, то дело рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних и решает, что делать дальше. Если ребенок младше, в этом случае принимаются меры воспитательного характера, и следует постановка на учет в отделе МВД по профилактике правонарушений несовершеннолетних. А если оказывается, что родители не исполняли свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, то санкции применяется к родителям (КоАП РФ статья 5.35). Мера наказания по этой статье: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Если это действительно правонарушение, нужно его зафиксировать, сделать видео или аудиозапись. А надо ли обращаться в полицию, решать нужно по ситуации».
Скарга на вчителя — особливості змісту
Если вы столкнулись с грубым нарушением прав школьника, имеет смысл обратиться с письменной жалобой в правоохранительные органы.
Педагог — одна з ключових фігур в житті дитини, що формує його самооцінку. Тому при виявленні факту жорстокого ставлення до малюка можна і потрібно написати скаргу на вчителя.
К сожалению, порой происходят инциденты, когда следует обращаться в совсем другие органы. Если по отношению к ребенку применили любое насилие или пострадало его здоровье, тогда необходимо писать жалобу в правоохранительные органы, прокуратуру и суд. Родители имеют полное право требовать наказания в отношении нарушителя, а также взыскания с него материальной компенсации.
Буває так, що в рамках міста важко домогтися справедливості, особливо якщо викладач працює давно і добре відомий серед колег. Отримавши відмову в керівництві школи і департаменті освіти, не впадайте у відчай і не соромтеся написати скаргу на вчителя і на неправомірні дії адміністративних працівників на місцях до Головного управління департаменту освіти, в Москву.
От подзатыльников лучше воздержаться
По словам Лейлы Алипбаевой, начальника отдела ювенальной полиции МПС ДВД Алматы, если произошла конфликтная ситуация с участием детей, правильно будет сразу же позвонить на «102», а по приезду полицейских обратиться с официальным заявлением.
Можно обратиться к школьному инспектору полиции. Если же конфликт не настолько серьезный, достаточно поговорить с родителями и объяснить им, что следующим шагом будет обращение в правоохранительные органы. Но все же эффективнее это делать с участием сотрудников ювенальной полиции.
— Бывает, что в порыве гнева и эмоций взрослый может ударить малолетнего хулигана. И это недопустимо, – говорит Лейла Аманбаевна. – За нанесение вреда здоровью ребенка в обязательном порядке предусмотрена ответственность как административная, так и уголовная. При рассмотрении будут учитываться все аспекты конфликта, доводы взрослого человека, допустившего самоуправство, и пострадавшего ребенка, проведен опрос свидетелей и другие процессуальные действия. Лишь после полного расследования дела и сбора всех доказательств будет принято объективное решение.
Как помочь полиции в сборе доказательств
Многие родители, столкнувшиеся с подобной ситуацией, не знают, можно ли снимать самого хулигана на видео или фиксировать в качестве доказательства показания детей ставших свидетелями. Мол, вроде как видеосъемка и опрос чужих детей в отсутствии родителей запрещена. Однако Сергей Уткин поясняет, что это мнение не совсем верно.
– Чтобы полицейские могли заняться этим делом, в первую очередь должно быть доказано само деяние, – говорит юрист. – Для этого желательно обеспечить доказательную базу. Лучше всего видеосъемку. Даже если вы для этого опросили и засняли чужих детей. Закон запрещает распространять видео и изображение детей в открытом доступе без согласия родителей. Но
если вы просто поговорили с детьми и предоставили эти видеозаписи правоохранительным органам или родителям ребенка-правонарушителя, это распространением не считается
А дальше начинается уже работа правоохранительных органов – опросить этих детей повторно в присутствии родителей, психолога и педагога. Даже если их родители попытаются обвинить вас в том, что вы допрашивали их детей в их отсутствии, то их доводы несостоятельны. Ведь это не было каким-то официальным допросом, на проведение которого вы не имеете полномочий. Но как обычный человек,
чтобы понять ситуацию, вы вполне можете поговорить с чужим ребенком во дворе
И нет ничего страшного в том, что вы все это записали на видео и показали полицейским. А вот распространять его дальше, например выкладывать в соцсети, не стоит.
Малолетние преступники
Как видно из вышесказанного, никаких серьезных мер в отношении малолетнего хулигана по закону принять нельзя: процедура выглядит долгой, утомительной и не очень эффективной. Даже для того, чтобы направить хулигана в специальную организацию образования для детей с девиантным поведением, нужны очень серьезные обстоятельства. А профилактические беседы и постановка на учет создадут скорее проблемы родителям, нежели ему самому.
Косвенным доказательством неэффективности такой системы противостояния подростковой преступности можно считать тяжкие преступления с участием несовершеннолетних. Так, в мае 2010 года двое несовершеннолетних экибастузцев до смерти забили кирпичом бездомного мужчину. В июле 2010 года в Алматы 17-летний гражданин Узбекистана зверски убил свою мачеху, нанеся более 20 ножевых ранений. В 2012 году в городе Рудном
перед судом предстала группа 17-летних подростков, совершивших ряд краж, грабежей и убийство бездомного мужчины
В 2014 году в Астане прямо в здании школы ученик восьмого класса убил шариковой ручкой своего одноклассника. В ноябре 2016 года перед судом предстал 16-летний житель Уральска. Он был признан виновным в совершении «насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетних лиц». В том же 2016 году в Жамбылской области
осужден 16-летний подросток, зверски убивший 5-летнего мальчика,
который застал его в момент кражи денег из карманов одежды родителей.
Стоит отметить, что в большинстве приведенных примеров преступники получили реальные сроки лишения свободы. Но это лишь благодаря тому, что достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А как быть с теми, кто еще слишком мал для тюрьмы?
Как правило, любой инцидент с хулиганами начинается с провокаций. Дети любят дразнить друг друга, намеренно доводя ситуацию до конфликта. Активная реакция со стороны их потенциальной жертвы будет для хулиганов «красной тряпкой». Они специально накаляют обстановку, чтобы вывести человека из себя и вступить в поединок. Один из способов избежать в таком случае неприятностей — не поддаваться провокациям и не реагировать на поведение хулиганов. Родителям нужно объяснить ребёнку, почему некоторые дети себя так ведут, и почему не стоит обращать на них внимания.
Однако тактика игнорирования может иметь и неприятные последствия. Многое зависит от типа хулигана и обстоятельств. Некоторые провокаторы, не встретив ответной реакции и оставшись безнаказанными, могут почувствовать себя слишком свободно и продолжить свои издевательства в следующий раз. Ребёнок не должен постоянно уходить от таких задир молча, понурив голову. Ему стоит с достоинством и спокойствием ответить им, что у него есть гораздо более важные и интересные дела, чтобы потратить свое время.
Что может сделать с учеником-хулиганом администрация школы?
По словам юристов, у администрации школы сегодня не так много возможностей повлиять на ситуацию. Руководство учебного заведения не вправе предпринимать каких-либо действий, которые ограничивают право учащегося на получение образования. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», исключить из школы ученика до достижения им 15-летнего возраста невозможно. По закону такого ученика нельзя оставить и на второй год, поскольку плохое поведение не является основанием для этого. Нельзя таких школьников привлечь и к административной ответственности. Применить ч.1 ст. 2.3 КоАП РФ в отношении ученика можно только с 16 лет.
«С правовой точки зрения, например, в рамках административных правонарушений хулиганством (мелким) считается нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. За такое правонарушение предусматривается административный штраф. При этом административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет», — говорит юрист Натан Будовниц.
Тем не менее, чтобы такая безнаказанность не сходила с рук и чтобы другие дети не копировали плохой пример, администрации школы нужно своевременно решать проблему и принимать необходимые меры.
«Следует отметить, что ответственность за вред, причиненный детям в момент нахождения в образовательном учреждении, несет именно это учреждение. Поэтому меры воздействия на хулигана в первую очередь должна разрабатывать и применять именно администрация образовательного учреждения совместно с педагогическим составом (где педагог по определению является лицом, которое осуществляет не толькопреподавательскую деятельность, но и воспитательную работу)», — говорит Будовниц.
Все это происходит по нескольким причинам, которые регулярно создают для школ и родителей патовые ситуации.
1. Школа не имеет права выгнать ребенка или куда-то его перевести, более того – учитель даже не может выставить ученика за дверь во время урока. То есть, по большому счету, у нее нет вообще никаких рычагов воздействия или устрашения, и решение о переходе в другое учебное заведение принимают родители ребенка (или суд, если за ребенком числятся преступления), то же самое и в отношении перехода на домашнее обучение.
2. Школьный психолог может работать с ребенком только по заявке его родителей. Если родители «проблемного» ребенка молчат, психолог просто не имеет права вызывать его в кабинет и проводить диагностику и терапию. Школьного психолога в школе может не быть вовсе.
3. У нас взят курс на инклюзию, то есть все дети должны учиться вместе. Поэтому теперь днем с огнем не сыщешь коррекционных классов, и детей, которые нуждаются в предварительной адаптации, отправляют в обычные классы, потому что у нас обязательное среднее образование, не считаясь с тем, что им, возможно, нужны особые условия (другая продолжительность занятий, меньшее количество детей в группе) или учителя, которые профессионально подготовлены для эффективной работы с такими детьми в обычном классе.
4. Учителя, как правило, не готовы работать с детьми, у которых есть различные особенности, не имеют соответствующей квалификации и навыков работы с такими детьми, не знают, что делать с девиантными детьми, но, как правило, именно они становятся крайними в конфликте всех со всеми. Кстати, если один из детей совершит в отношении другого серьезное преступление, отвечать по закону будет именно учитель.
5. У школы нет средств на тьюторов – специальных педагогов, сопровождающих детей с особенностями развития все время их пребывания в школе и прилагающих максимум усилий для их адаптации в школе. Школа обычно не имеет возможности создать необходимые таким детям условия – в частности, так называемую ресурсную среду, где ребенок может отдохнуть, если он не может больше находиться на уроке. Школа не инициирует проведение специальных тренингов и обучающих занятий для учителей, которые могли бы им помочь в работе с этими детьми.
6. Школе крайне невыгодно, чтобы ребенок оказался на учете комиссии по делам несовершеннолетних: она тогда теряет баллы и опускается в рейтинге, поэтому она старается этого всеми силами избежать.
7. Родители других детей, как правило, не понимают, что можно в этой ситуации сделать, школа не предоставляет им никакой информации, поэтому они видят только один выход – выгнать этого ребенка куда подальше, в лучшем случае спихнуть его в параллельный класс. Но для остающихся детей, как это ни удивительно, такой выход может оказаться наихудшим, потому что коллектив, убедившись в том, что он способен выталкивать инородное тело, после этого ищет новую жертву. Кроме того, только профессионалы могут определить, может ли ребенок обучаться в классе с другими детьми или его состояние требует особых условий.
8. Родители проблемного ребенка, как правило, быстро понимают, что у школы «нет методов против Кости Сапрыкина», и занимают позицию «а нас все устраивает» или «сами виноваты». Они не являются на комиссии, не реагируют на звонки администрации и других родителей, не ходят к психологу и не дают свое добро на работу психолога с ребенком.
9. На самом деле, такая ситуация требует тщательной и заинтересованной совместной работы всех участников конфликта – и родителей пострадавших детей, и родителей проблемного ребенка, и психолога, и администрации, и социального педагога, и, возможно, представителей комиссии по делам несовершеннолетних, — но, как правило, одна или несколько сторон саботируют эту работу.
Все это, а также тот факт, что ситуация повторяется из школы в школу, говорит о том, что в системе есть серьезная системная ошибка, требующая четких алгоритмов решения. Но что можно сделать, пока их нет?
Родителям пострадавших детей – требовать от школы соблюдения закона «Об образовании» в той его части, которая возлагает ответственность за безопасность детей в образовательном учреждении на администрацию школы. Обычно школа вспоминает об этом, когда кто-то из детей попадает в травмпункт, откуда автоматически сигнал о травме в учебное время поступает в полицию, и в школу приходит полиция.
Если ситуация тяжелая, если ребенок представляет реальную угрозу для здоровья и жизни детей и систематически мешает учебному процессу, если родители проблемного ребенка демонстративно игнорируют просьбы родителей и администрации принять участие в решение этой проблемы, родители других детей могут требовать от администрации школы обратиться в органы опеки с информацией о том, что родители ребенка не выполняют свои прямые родительские обязанности – естественно, обосновывая все это описанием эпизодов.
Школа также может настаивать на проведении психолого-педагогической комиссии, освидетельствующей ребенка на предмет его способности к обучению в обычных школьных условиях. Родители могут требовать от школы предоставления этому ребенку тьютора, осуществляющего контроль именно за этим ребенком и прилагающего усилия к его адаптации в классе.
От подзатыльников лучше воздержаться
По словам Лейлы Алипбаевой, начальника отдела ювенальной полиции МПС ДВД Алматы, если произошла конфликтная ситуация с участием детей, правильно будет сразу же позвонить на «102», а по приезду полицейских обратиться с официальным заявлением.
Полиция нашла женщину, бросившую на пол младенца
Можно обратиться к школьному инспектору полиции. Если же конфликт не настолько серьезный, достаточно поговорить с родителями и объяснить им, что следующим шагом будет обращение в правоохранительные органы. Но все же эффективнее это делать с участием сотрудников ювенальной полиции.
— Бывает, что в порыве гнева и эмоций взрослый может ударить малолетнего хулигана. И это недопустимо, – говорит Лейла Аманбаевна. – За нанесение вреда здоровью ребенка в обязательном порядке предусмотрена ответственность как административная, так и уголовная. При рассмотрении будут учитываться все аспекты конфликта, доводы взрослого человека, допустившего самоуправство, и пострадавшего ребенка, проведен опрос свидетелей и другие процессуальные действия. Лишь после полного расследования дела и сбора всех доказательств будет принято объективное решение.
Как помочь полиции в сборе доказательств
Многие родители, столкнувшиеся с подобной ситуацией, не знают, можно ли снимать самого хулигана на видео или фиксировать в качестве доказательства показания детей ставших свидетелями. Мол, вроде как видеосъемка и опрос чужих детей в отсутствии родителей запрещена. Однако Сергей Уткин поясняет, что это мнение не совсем верно.
В Алматы замечен мальчик за рулем
– Чтобы полицейские могли заняться этим делом, в первую очередь должно быть доказано само деяние, – говорит юрист. – Для этого желательно обеспечить доказательную базу. Лучше всего видеосъемку. Даже если вы для этого опросили и засняли чужих детей. Закон запрещает распространять видео и изображение детей в открытом доступе без согласия родителей. Но
если вы просто поговорили с детьми и предоставили эти видеозаписи правоохранительным органам или родителям ребенка-правонарушителя, это распространением не считается
А дальше начинается уже работа правоохранительных органов – опросить этих детей повторно в присутствии родителей, психолога и педагога. Даже если их родители попытаются обвинить вас в том, что вы допрашивали их детей в их отсутствии, то их доводы несостоятельны. Ведь это не было каким-то официальным допросом, на проведение которого вы не имеете полномочий. Но как обычный человек,
чтобы понять ситуацию, вы вполне можете поговорить с чужим ребенком во дворе
И нет ничего страшного в том, что вы все это записали на видео и показали полицейским. А вот распространять его дальше, например выкладывать в соцсети, не стоит.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Найти подход к ученику и его родителям
Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.
К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.
Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.
- Не стоит оставаться с задирой один на один. Пусть рядом всегда будут друзья. В транспорте, на перемене, в туалете будь не один. Стоит предложить такой способ и другу.
- Необходимо учиться сдерживать гнев. Хулиган запугивает, заставляет огорчаться. Так он чувствует себя сильным. Никогда не плач при них, не красней., не расстраивайся.
- Это тяжело, но с помощью тренировок можно добиться хороших результатов.
- Нужно быть храбрым, игнорировать задиру. Обязательно нужно четко сказать, чтоб он прекратил и уйти. Нужно научиться игнорировать насмешки, и скорее всего хулиган устанет доставать непроницаемого человека.
- Обязательно нужно рассказать взрослым людям о случаях издевательств.
- Стоит убрать провокационные моменты. Если у тебя забирают деньги на обед, принеси обед с собой. Отбирают телефон, оставь его дома.
Родителям же стоит научить разграничивать людей, общаться с теми, которые развивают их уверенность. Пусть ребенок посещает кружки, тем самым знакомясь с разными людьми. Запишите ребенка на карате или айкидо, на уроки самообороны. И не стоит забывать: как бы страшно не было – выход обязательно есть.